По способу П.М. Мершина студией «Мосфильм» были напечатаны и выпущены в прокат:
«ЛИСА И ВОЛК» (04.01.1937), «Завещание (Завещание пса-скотинки)» (07.06.1937), «Сказка о рыбаке и рыбке» (03.11.1937), «Волк и семеро козлят» (00.06.1938), «Чудесный светофор (Сова-светофор)» (00.12.1938), «Цветущая юность» (1939), «ЦВЕТНЫЕ КИНОНОВЕЛЛЫ: СВИНОПАС, НЕБО И АД»* (22.08.1941), «ТРОФЕИ ВЕЛИКИХ БИТВ» (10.10.1943)*.
«Сказка о рыбаке и рыбке» – цветная кукольная мультипликации, поставленная великим отечественным киносказочником А.Л.Птушко в 1937 году, третий цветный фильм киностудии «Мосфильм». Об этом фильме нельзя писать, его надо смотреть. А вот смотреть было нечего более 70-ти лет. Фильм был выпущен на экран 3 ноября 1937 года со сроком демонстрации в СССР по 1 января 1940 года. До наших дней не дошло ни одной, даже черно-белой копии фильма. К счастью, в Госфильмофонде России сохранились цветоделенные исходные негативы, фонограммы и монтажный лист, что позволило автору этих строк цифровыми методами восстановить оригинальный цветной вариант этого фильма.
На очередном XV кинофестивале «Белые столбы» 4 феврале 2011 года в Госфильмофонде России гостям и участникам фестиваля был представлен восстановленный цветной вариант кукольнорго мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Зрителям был возвращен в первозданной красоте маленький шедевр великого мастера А.Л. Птушко. Годом раньше на XIV кинофестивале «Белые столбы» состоялась «премьера» восстановленного мною трехцветного мультфильма «Чудесный светофор», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1938 году.
Выше уже говорилось о тех проблеммах при восстановлении трехцветного фильма, с которыми столкнулся автор, восстанавливая «Цветущую юность». К счастью трехцветный метод съемки мультфильмов на одну пленку значительно снижает зависимость от усадки негатива при сведении цветоделенных кадров. Поэтому при восстановлении «Чудесный светофор (Сова-светофор)» и «Сказки о рыбаке и рыбке» правка и подгонка вручную размеров трех цветоделенных изображений каждого кадрика друг к другу составила всего примерно 25 процентов от общего числа кадров. Очень большую роль в облегчении работы по сведению цветоделенных кадров играет качество сканирования исходных материалов. Первым в борьбу со «временем» и «болезнями» старой кинопленки вступает начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов Госфильмофонда Владимир Николаевич Котовский. Именно здесь, в его «руках», негативное изображение на кинопленке превращается в цифровое. Высокий профессионализм и мастерское владение современным цифровым оборудованием В. Котовского и ведущих специалистов участка Владимира Маслова и Юлии Разматнёвой закладывают фундамент будущего успешного восстановления старых фильмов, в том числе и снятых трехцветным методом.
В Госфильмофонде сохранились исходные материалы трехцветных мультфильмов киностудии «Ленфильм»: «Теремок», «Первая охота» (1937); «Утёнок» (00.12.1938); «Джябжа» (00.01.1939); «Цирк» (00.05.1940); «Сказка о глупом мышонке” (1940); «Три подруги» (1941). Цветные копии этих фильмов начиная с 1937 года вплоть до начала Великой Отечественной войны печатались на «Ленфильме» гидротипным способом.
В середине 1940 года на киностудии «Союзмультфильм» началось освоение гидротипного способа печати. Начиная с мультфильма «Сладкий пирог» в 1937 году, на студии советским трехцветным способом цветной было снято несколько мультфильмов: «Дед Мороз и Серый волк», «Красная шапочка», (1937); «Кот в сапогах», «Трудолюбивый петушок и беспечные мышки» (1938); «Таежные друзья», «Мойдодыр», «Сказка о попе и работнике его Балде» (1939); «Дед Иван» («Как дед Иван смерть прогнал»), «Ивась», «Лимпопо», «Медвежонок» (1940); «Бармалей» (1941); «Сказка о царе Салтане» (1943); «Краденое солнце» (1944); «Синдбад-Мореход» (1944). В мае 1945 года на экраны страны был выпущен последний цветной мультфильм киностудии «Союзмультфильм», снятый методом трехцветки «Зимняя сказка».
Киноэтюд режиссеров Ф. Эмлера и И. Менакера с Павлом Кадочниковым в главной роли «ОСЕНЬ»* (1940) можно по праву считать первым трехцветным короткометражным игровым фильмом в СССР.
Первого апреля 1945 года на экран был выпущен первый и последний советский цветной полнометражный игровой фильм «Иван Никулин-русский матрос», снятый методом трехцветки и отпечатанный по способу П.М. Мершина.
Первые успехи в освоении различных способов цветного кинематографа в СССР были отмечены Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР: 9 ноября 1938 года «за освоение производства цветных кинокартин» была премирована большая группа кинематографистов. Среди них были П.М. Мершин, Ф.Ф. Проворов, Г.Г. Двигубский, Д.Н. Золотницкий, Л.П. Крылов, К.С. Ляликов, Б.К. Макасеев, А.А. Мин, Д.Г. Рымарев, Н.В. Соловьев, В.А. Фроленко, К.П. Фролов, И.А. Черный.
Но не все проекты стали удачными и дошли до зрителя.
В 1938 году Григорий Васильевич Александров – «отец Веселых ребят» приступил к съемкам трехцветным способом полнометражного фильма музыкального фильма «Счастливая Родина» с музыкой И.О. Дунаевского и песнями на стихи В.И. Лебедева-Кумача. Главным оператором и техническим руководителем стал Ф.Ф. Проворов. Фильм задумывался как поэма о дружбе народов СССР, как грандиозный концерт, демонстрирующий искусство народов 11 союзных республик. Но после проведения съемок «Физкультурного парада» на Красной площади летом 1938 года съемки прекратились, и фильм не был завершен.
Не был закончен, запущенный в производство в 1938 году на «Ленфильме» цветной фильм режиссера А.А. Народицкого и оператора В.В. Гарданова «Изобилие».
Фрагмент из фильма «Теремок» (1937)
С 1936 по 1945 год в СССР методом трехцветки было снято и выпущено в прокат 43 цветные фильма:
1937 – 7 фильмов; 1938 – 9; 1939 – 9; 1940 – 9; 1941 – 4; 1943 – 2; 1944 – 2; 1945 – 3.
Для съемок методом советской трехцветки использовалась отечественная аппаратура и в основном отечественная кинопленка. На кинопленочной фабрике № 6 в Шостке был освоен выпуск пленок для изготовления матриц и бланк-фильм для печати. В НИКФИ было освоено производство обеих пленок для съемки методом бипака, которые по многим показателям не уступали зарубежным аналогам фирм «Агфа», «Дюпон» и «Геверт». Разработки по улучшению трехцветного процесса велись даже в годы Великой Отечественной войны. Многие из них пригодились для массового тиражирования цветных фильмов при всеобщем переходе на новый негативно-позитивный процесс цветного кинематографа.
ФРАГМЕНТЫ из восстановленных отечественных трехцветных анимационных фильмов
===================================================================================
НАЗАД. Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА. Современное восстановление цвета трехцветки
НАЗАД. Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА. (ПРОДОЛЖНИЕ)
Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА
____________________________________________________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |