Системы широкоэкранного кинематографа, где для съемки и демонстрации фильмов используются кино¬пленки шире стандартной 35 мм, классифицируются как широкоформатные системы.
Еще в конце XIX века в первые годы существования кинематографа различными фирмами и изобретателями предлагались кинопленки более широкие, чем у Эдисона и Люмьера. Макс Складановский (Max Skladanowsky) в своем «Биоскопе» (Bioskop) использовал кинопленку шириной 54 мм.
В 1896 году компания «Американ Мутоскопе и Биограф» (American Mutoscope and Biograph Co.) начала снимать свои фильмы на кинопленке шириной 62 мм. По некоторым данным в этом формате было снято около тысячи фильмов.
Леон Гомон (Leon Gaumont) и Жорж Демени (Georges Demeny) в 1900 году на Всемирной выставке в Париже демонстрировали экспериментальный фильм на 60 мм кинопленке по системе «Хронофотограф» (Chronophotographe). На этой выставке была продемонстрирована система кругорамного кинематографа Синеорама (Cineorama), использовавшая широкую 70 мм кинопленку с размером кадра 57×62 мм, разработана Раулем Гримуаном Самсоном (Raoul Grimoin-Sanson) в 1900 году (см. Кругорамный кинематограф). Там же, в «Галлерее машин», братья Люмьер демонстрировали свои фильмы, снятые на 75 мм пленке с размером кадра 63×50 мм.
Eidoloscope® (Эйдолоскоп)
Panoramico® (Панарамико)
Grandeur® (Грандер)
Fearless SuperFilm® (Ферлесс Суперфилм)
Magnascope ® (Магнаскор)
Magnafilm® (Магнафилм)
Realife® (Рилайф)
Vitascope® (Витаскоп)
В выше стоящих ссылках мы упомянули только реализованные проекты, имея в виду, что по предложенным широкоформатным системам снимались фильмы и выпускались в прокат. Но были проекты, которые остались либо стадии разработки, либо реализованы в качестве экспериментальной съемки.
Например, известная американская фирма «Bell and Howell» в 1930 году предложила сразу три размера широкоформатной пленки 39 мм, 47мм и 55 мм. Для печати с них позитивных копий, с учетом размещения оптической фонограммы, были разработаны три размера позитивной кинопленки шириной 46 мм, 52 мм и 61, 3 мм с размерами кадра 30,7х18, 3 мм, 38х21,8 мм и 46.3х27,8 мм соответственно. Какой либо информации о съемке на этих форматах пленки пока найти не удалось. Так же, как нет информации о реализации, предложенной кинокомпание «RKO» в 1929 году 63,5 мм кинопленки с форматом кадра 52,5×28,5 мм и шагом в 5 перфораций.
Аналогичный формат (63,5 мм) под названием «Natural Vision®», разработанный американцами Джоном Берггреном (John Berggren) и Джорджем К. Спуром (George K. Spoor) в 1924 году и был реализован в видовых фильмах «Rollercoaster Ride» (Поезка на американских горках) и «Niagara Falls» (Ниагарский водопад». Известно, что в этой системе размер кадра высотой в 6 перфораций составлял 52,32×28,44 мм. Съемка производилась со скоростью 20 кадров в секунду. 15 ноября 1930 года в чикагском кинотеатре «State Lake Theatre» на экране размером 14х8,2 м состоялся показ широкоформатного фильма «Danger Lights» (Сигнал опасности), снятого кинокомпанией «RKO» по системе «Natural Vision®».
А вот о широкоформатной 57 мм системе, которую ее создатели Джордж В. Бинэм (George W. Bingham) и Джон Д. Элмс (John D. Elms) назвали «Widevision®», известно только то, что она была разработана в 1926 году.
Начавшись в конце XIX века, поток различных форматов кинопленки, предлагаемых изобретателями и кинопроизводителями, не иссякал вплоть до начала 30-х годов XX века и был временно остановлен приходом звука в кино, с одной стороны и великой депрессией в США с другой.
Создание и внедрение в кинопроизводство новых системе кинематографа с использованием широкоформатной пленки началось в середине XX века.
Todd-AO ® (Тодд АО)
Широкий формат (SovScope 70)
Super Panavision 70® (Супер-Панавижн-70)
ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ С АНАМОРФИРОВАННЫМ КАДРОМ
CinemaScope 55® (Синемаскоп 55)
MGM Camera 65® / Ultra Panavision 70® (МГМ камера 65 /Ульта Панавижн 70)
Dimension 150®
IMAX® (АЙМАКС)
===========================================================================
ТИРАЖИ НЕКОТОРЫХ ШИРОКОФОРМАТНЫХ ФИЛЬМОВ в СССР
Майоров Н.А. “Короткий век широкого формата”, “Мир техники кино” (МТК), 2017
Журнал “Советский экран” № 4 1965 стр.22. Экран и Эйфелева башня.
ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |