Большой зал заполнен всевозможными деталями сценического оформления, различными декорация. Здесь и обстановка мансарды — жилища коммуниста-подполыцика, и пышный кабинет буржуазного министра, и внутреннее убранство кафе.
На стене огромное декоративное панно — озерный пейзаж Прибалтики. Сквозь редкие сосны просвечивает голубоватая водная гладь. На этом фоне совсем недавно развернулась картина нелегальной сходки. А сейчас, действуя с привычной ловкостью и быстротой, рабочие уже ставят декорации для новой сцены спектакля. Перед нами — кабинет Ульманиса, президента буржуазной Латвии. У камина — двое: сам Ульманис. запродавший Гитлеру свою родину и сделавший ее плацдармом для нападения на Советский Союз (артист В. Колпаков), и министр Нижур, чьи предательские планы идут еще дальше и глубже — к тайным переговорам с англо-американскими любителями провокаций на чужих границах (лауреат Сталинской премии артист В. Хохряков).
Множество ослепительных прожектов — передвижных и свисающих с потолка наподобие гигантских диковинных цветов — ярко освещает исполнителей. Прямо на них нацелились и об’ективы двух телекамер, (подвесной микрофон чутко ловит звуки голосов.
– Внимание, — говорит оператор К. Яворскому и И. Красовскому режиссер передачи А. Дорменко, — ближе, еще ближе к Ульманису…
Громоздкие камеры, неожиданно легко и бесшумно скользя на резиновых| колесиках, надвигаются на артиста. И мы. сидя наверху, в отделенной от зала стеной из толстого зеркального стекла, видим на прямоугольнике контрольного телеэкрана запечатленное крупным планом трусливое лицо реакционного правителя, ясно ощущающего обреченность своей предательской клики.
Здесь, в просторной комнате, заставленной черными металлическими шкафами с аппаратурой и радиолампами, идет таинственный и увлекательный процесс рождения телепередачи. Радиоволны перенесут из студии на экраны телевизоров спектакль Центрального театра транспорта «Буря» — инсценировку одноименного романа латвийского писателя В. Лациса, рассказывающего о борьбе народа Латвии за свою свободу, о братской помощи, которую оказал ему великий Советский Союз.
В аппаратной идет подготовительная репетиционная работа. За черными столами-пультами, испещренными узором разноцветных сигнальных лампочек, сидят режиссер или его ассистент, звуковой режиссер, дежурный инженер. Перед ними — ряд контрольных экранов. Выверяются последние мизансцены, оркестровые вступления, монтаж с магнитофонной записью или кинокадрами, включенными в телепостановку. С этого командного поста даются телефонные указания в зал операторам, артистам и другим участникам постановки… А вечером на экране телевизора уже показывается спектакль. |
Репертуар Московского телевизионного центра разнообразен. Не покидая своих комнат, москвичи знакомятся со многими спектаклями столичных театров. Среди последних театральных передач большой интерес вызвала постановка Большого театра опера Монюшко «Галька».
К. Самойло.
НА СНИМКЕ: передача оперы Монюшко «ГАЛЬКА». Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
Вечерняя Москва, № 070, 24.03.1951, стр.3.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ |