Для кого-то это кино-аттракцион, ярмарочная забава. Для кого-то непременный атрибут национальной экспозиции на мировых выставках второй половины XX века.
Для кого-то окно в мир. Именно окном в мир, тридцати копеечным средством путешествия по просторам нашей страны и зарубежным странам, пусть не таким далеким, стала для советского человека в эпоху «железного занавеса» круговая кинопанорама на ВДНХ СССР. Не каждому было по карману проехаться по красивейшим местам нашей Родины, а тем более погулять по улицам Вены, Берлина, Праги. Не один вид кинематографа не давал и не дает до сих пор такой возможности – возможности оглянуться назад и увидеть там не стенку зрительного зала, а продолжение горного пейзажа. За двадцать минут можно покорить вершины Эльбруса, опуститься на морское дно к диковинным рыбам, плавающим вокруг тебя. Выйти сухим из воды и взлететь в небесную высь, чтобы пролететь как птица над дворцами и пригородами Ленинграда.
Сегодня, когда нет уже и в помине «железного занавеса» и «наших» там больше, чем «ихних». Сегодня, когда «домашний кинотеатр» становится таким же непременным атрибутом в доме, как холодильник и стиральная машина. Сегодня, когда никого не удивишь ни широким экраном, ни окружающим, оглушающим звуком – круговая кинопанорама остается единственным видом кинематографа, который позволяет создать почти полную иллюзию присутствия зрителя на месте происходящего события, в его эпицентре.
Не случайно, давая определение панорамы В.И.Даль писал: «ПАНОРАМА – круговая картина, обманывающая зрителя, считающего себя посреди изображенной вокруг его местности».
Развитие цифровых технологий съемки с большим разрешением, высококачественная проекция цифрового изображения на большие экраны, делает бессмысленны использование дорогостоящих киноматериалов, а главное, облегчает процесс создания кругорамных фильмов высочайшего качества, практически не достижимое при использовании кинопленочных технологий. Очевидно, что качество цвета цифрового изображения не страдает выцветанием и не ухудшается со временем. Уже сегодня созданы специальные компьютерные программы позволяющие просчитывать и вносить в проецируемое на сильно изогнутый экран изображение необходимые изменения для устранения искажений. Использование цифровых технологий позволяет избавиться от разделительных полос и получать единое, безразрывное окружающее изображение, сливая воедино панорамную картинку, снятую несколькими камерами. Да и для съемки кругорамного фильма цифровым способом уже нет необходимости использовать 9 камер, вполне достаточно четырех или даже трех. Понятно, что для организации проекции кругорамного фильма, снятого цифровыми камерами нет необходимости и строить специальные кинотеатры с кинопроекционными аппаратными по окружности зала. Современные видеопроекторы могут устанавливаться непосредственно в зале и не займут много места. В принципе цифровые кругорамные фильмы можно демонстрировать в любом помещении, достаточно только повесить замкнутый экран. И это не фантастика, а вполне реальное совсем недалекое будущее или уже настоящее (ведь лет десять назад DVD диск с многочасовым фильмом казался фантастикой!). Постоянно совершенствуется съемочная видеотехника: увеличивается разрешающая способность матриц, улучшается качество картинки, уменьшается вес видеокамер и их цена… Мне не кажется фантастичным, что современный «домашний кинотеатр» в недалеком будущем может превратиться в «домашнюю кругораму», где можно будет предаваться воспоминаниям, совершая кругорамные видео путешествия, просматривая самостоятельно отснятые во время отдыха при помощи компактной кругорамной видеоустановки фильмы.
ДАЛЕЕ. ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА |
КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
- ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА
- ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
- СИНЕОРАМА (CINEORAMA)
- ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)
- ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)
- КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)
- АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ и РОССИЙСКИХ КРУГОРАМНЫХ ФИЛЬМОВ