«Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом”. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шел на монтажный стол. Монтировали и днем и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: Пятая симфония Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками».
23 февраля, в день Красной Армии фильм вышел на экраны страны. Успех его был огромен. На заводах и фабриках после просмотра рабочие брали новые трудовые обязательства. В госпиталях раненые просили скорее отправить их на фронт. Солдаты на фронте клялись еще мужественнее сражаться с фашистами. Фильм с успехом прошел по экранам всех союзных и нейтральных стран, вызывая восхищение мужеством и героизмом советского народа.
КОПАЛИН Илья Петрович (02.08.1900 – 12.06.1976)
Разгром немецких войск под Москвой (1942, с Л. В. Варламовым; премия «Оскар», 1943)
Союзкиножурнал №17 26 февраля 1942 г. (фрагмент)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
|
|
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |