ЗАТЯНУВШЕЕСЯ МЛАДЕНЧЕСТВО
Стереокино, это исключительное по своему значению изобретение инженера Иванова, сделало изображение на экране об’емным.
Звук, цвет, об’емность — какие богатые возможности получил кинематограф! Но до сих пор работники стереоскопического кино не могут выйти из младенческого возраста.
Московская киностудия художественных фильмов имени М. Горького выпустила новую программу цветных стереоскопических фильмов. Большой коллектив режиссеров, операторов, художников, композиторов трудился над созданием трех короткометражных фильмов. Мы побывали в московском зоопарке («Среди зверей»), посмотрели работу учащихся Государственного училища циркового искусства («Под голубым куполом»), провели день в «Артеке» («День чудесных впечатлений»).
Спору нет—все это интересно. Зрители восторгаются искусством ловких гимнастов, с большой радостью наблюдают за жизнью веселых и счастливых советских детей. Но в чем же то новое, что могли к должны были привнести работники стереокино, обращаясь к этим знакомым сюжетам?
На экране мелькает кадр за кадром. В публику летят мячи, посланные рукой жонглера, над залом покачиваются ветви деревьев с прекрасными плодами, над головами зрителей развевается пионерский флаг. К зрителям скользит по проволоке гимнастка. В зал направлена струя воды. Перед экраном плавают рыбки…
Еще трюк, второй, третий, четвертый — однообразные, неоднократно виденные в этом же зале.
К концу программы не остается сомнений, что единственная задача, которую ставили работники об’емного кино,— это любыми способами заставить зрителей на минуту поразиться, ахнуть. Поэтому то и дело в их лица летят мячи или озорные птички норовят сесть на голову.
Подобные «фокусы» находили известное оправдание в первые годы существования стереокино, когда нужно было широкому зрителю продемонстрировать возможности этого вида киноискусства. Сейчас упорное повторение одних и тех же приемов становится нетерпимым.
Выбор темы, содержание фильма, композиция кадра — все подчиняется трюку. Не многообразная, наполненная богатым со¬держанием жизнь диктует свои законы авторам стереофильмов, а заранее придуманный (и много раз использованный) «оригинальный прием». Раз навсегда принятая схема заставляет топтаться на месте, лишает возможности двигаться вперед, настойчиво искать и смело экспериментировать.
Автором всех трех сценариев является А. Филимонов. Трудно понять, что же при¬внес кинодраматург в показанные нам фильмы. По существу, сценариев нет, и в этом таится об’яснение неудачи работников стереокино. Сценарий — идейная и художе¬ственная основа кинематографического произведения. Эту непреложную истину забыли деятели об’емного кинематографа.
Привлечение самых широких кругов литераторов к работе над сценариями для стереофильмов выведет на широкие просторы эту исключительно интересную область киноискусства, поможет сломать штампы и сделать нашу действительность содержанием фильмов, а не предлогом для нагромождения малоизобретательных трюков.
Г. ГАЙДОВСКИЙ, Литературная газета 7 января 1950
«День чудесных впечатлений» (1949)
«Под голубым куполом» (1949)
«Среди зверей» (1949)
________________________________________________
ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |