АЛИШЕР НАВОИ
СССР, Ташкентская кино-студия, 1947, ч/б, 11 ч., 2717 м, 35мм, 1.37:1, моно.
Выпущен на экран 6 февряля 1948 года.
Картина удостоена Сталинской премии второй степени (1948)
Фильм дублирован на русск. яз Союзмультфильмом.
Авт. сцен. А. Спешнсв, И. Султанов, С. Уйгун, В. Шкловский; режиссер-постановщик Камиль Ярматов; опер. М. Краснянский; гл. худ. В. Еремян; композ. Р. Глиэр, Т. Садыков; звукоопер-. Г. Сенчило. Реж. Э. Сабитов; реж.-монтаж. Г. Широков; ассист. по монтажу X. Умарова. Реж. дубляжа И. Щипанов; звукоопер. Н. Ренский; русск. текст А. Спешнева, В. Шкловского; перев. стихов Л. Пеньковский.
В ролях:
Р. Хамраев (Алишер Навои), А. Исматов (Хусейн Байкара), А. Джалилов (Маджеддин), Т.. Назарова (Поли), С. Талипов (Ядыгар), Р. Пирмухамедов (Абуль-Малик), С. Юнусов (Мансур), Л. Назрулаев (Джелаледдин), Ш. Азимов (Мумин), К- Ходжаев (Наргис), А. Гашбаев (Барлас), роли дублировали М. Бабанова, Л. Свердлин, А. Консовский, Б. Оленин, С. Каюков, Р. Плятт, А. Файт.
О жизни и деятельности родоначальника узбекской литературы, крупного ученого-гуманиста и государственного деятеля XV в. Алишера Навои.
В Герате проходят молодость и зрелые годы Навои. Здесь, наблюдая кровавые междоусобные войны и жестокую эксплуатацию народа, вынашивает он мечты о создании идеального государства, в котором будут царить справедливость и разум. Свои надежды Навои возлагает на наследника престола Хусейна Байкару. Феодальная реакция, возглавляемая визирем Джелаледдшюм, плетет злобную интригу против Навои. Интересы народа заставляют Алишера Навои выступать против тех, кто насаждает иноземные нравы, мешает развитию культуры родной страны. Проходят годы тягчайшей борьбы. Под влиянием реакционного окружения Хусейн Байкара, став эмиром, превращается в типичного восточного деспота. Между ним и Навои происходит разрыв. Байкара ссылает поэта. В стране продолжаются междоусобные войны. Сыновья Хусейна поднимают оружие против отца. Но в душе опустившегося, погрязшего в беспутстве и кровавых преступлениях эмира Байкары временами вспыхивает чувство былой привязанности к Навои. В один из таких моментов он возвращает его ко двору. Но картина придворных нравов, которую видит Навои, заставляет его навсегда покинуть дворец. На площади народ встречает своего великого поэта.
Библиография: «Известия», 10.11 1948; «Кино», М., 13.XII 1940; «Искусство кино», М., 1948, № 2; «Культура и жизнь», 31.1 1948; «Советское искусство», 1.1 и 14.11 1948; «Московский большевик», 11.11 1948; «Вечерняя Москва», 12.11 1948; «Правда Востока», Ташкент, 14.IX 1947, 10.111 1948»
======================================================
КИНОСТУДИЯ «УЗБЕКФИЛЬМ имени КАМИЛЯ ЯРМАТОВА»
Мастура Исхакова. “ВОЗВРАЩЕНИЕ ВСАДНИКА. КАМИЛЬ ЯРМАТОВ” |
ФИЛЬМОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ |