AGFACOLOR в СССР

Кадры из фильма "Парад Победы" (1945)
Кадры из фильма "Парад Победы" (1945)

Наличие трофейных материалов и восстановленное производство пленки в Германии, позволило начать производство и тиражирование советских цветных фильмов с очень высоким качеством цвета. Поэтому большинство фильмов, снятых и выпущенных в прокат в 50-е годы, были цветными.

Кадр из фильма "Парад Победы" (1945)
Кадр из фильма “Парад Победы” (1945)

Так уже 1945 году в СССР по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» на трофейной кинопленке были сняты и выпущены в советский прокат пять документальных фильмов: “ПАРАД  ПОБЕДЫ”, «Всесоюзный парад физкультурников», «Берлинская конференция», «Празднование XXVIII годовщины Октября в Москве» и «XXVIII Октябрь». В этом же году советские цветные мультипликационные фильмы начали снимались на пленке «Agfacolor». Первый из них – «Теремок»* был выпущен в прокат в сентябре 1945 года.

Фрагмент из фильма “Развитие кинопроизводства в России.” (Парад Победы, 1945)  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагменты съемок Берлинской конференции 1945 года

22 марта 1947 года студия выпускает первый советский полнометражный цветной мультипликационный фильм режиссера И.П.Иванова-Вано «Конек-горбунок»*.

Кадры из фильма "Иван Грозный" 2 серия (1945)
Кадры из фильма “Иван Грозный” 2 серия (1945)

«Пир опричников» режиссера С.М.Эйзенштейна и оператора А.Н.Москвина во второй серии фильма «Иван Грозный» положил начало освоения нового цветного процесса в советском игровом кинематографе. К сожалению великим мастерам советского кино «трофейной» пленки «Agfacolor B» хватило только для съемки единственного цветного эпизода фильма продолжительностью около 18 минут. Известно, что С.М.Эйзенштейн планировал снимать третью серию «Ивана Грозного» уже полностью в цвете.

Кадры из фильма «Каменный цветок» (1946)
Кадр из фильма «Каменный цветок» (1946)

Нет ничего удивительного в том, что выдающийся киносказочник и мастер советского кино А.Л.Птушко, получив возможность снимать в цвете игровое кино, полностью и творчески реализовал возможности пленки «Agfacolor»  в фильме-сказке «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» и завоевал большой международный приз жюри за лучший цвет на Каннском кинофестивале в 1946 году.
1 июля 1947 года на экраны страны выходит второй цветной игровой фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor»«Старинный водевиль», ставший первым цветным фильмом творческой биографии режиссера И.Савченко и оператора Е. Андриканиса.
Вслед за ЦСДФ, «Союзмультфильмом» и «Мосфильмом» негативно-позитивный процесс «Agfacolor» начинают внедрять другие киностудии СССР. Сектор хроники Тбилисской киностудии в 1946 году выпускает 2-частевый цветной документальный фильм «Побережье Советской Грузии». «Моснаучфильм» выпускает в прокат два цветных фильма о художиках: «Живопись Репина» и «Живопись Шишкина».

КАДР ЦВЕТ agfacolor stone_flower
Кадры из фильма «Каменный цветок»

Кадры из фильма "Парад Победы" (1945)

Кадры из фильма “Парад Победы” (1945)

цвет Старинный-водевиль-1946

Кадры из фильма «Старинный водевиль»
В 1947 году на экраны страны выходит первый украинский полнометражный документальный фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» – «Советская Украина». Этот фильм «Украинской студии кинохроники» положил начало целой серии цветных документальных фильмов о советских республиках.

Таблица роста производства в СССР  цветных игровых и мультипликационных фильмов по негативно-позитивному процессу «Agfacolor»  с 1945 по 1954 г.

Год Игровые Мультфильмы
  Все Цв. Все Цв.
1945 19  1

«Иван Грозный» (2 серия)*

4 2
1946 23 2

«Каменный цветок»

«Старинный водевиль»

7 7
1947 23 2

«Поезд идет на восток»

«Сказание о земле сибирской»

7 6
1948 17 2

«Мичурин»

«Три встречи»

11 11
1949 19 3

«Кубанские казаки»

«Падение Берлина» (2 серии)

14 14
1950 12 10

«В мирные дни»

«В степи» (стереофильм)

«Далеко от Москвы»

«Донецкие шахтеры»

«Жуковский»

«Заговор обреченных»

«Кавалер Золотой Звезды»

 «Мусоргский»

«Смелые люди»

«Щедрое лето»

15 15
1951 9 6

«Большой концерт»

«Незабываемый 1919-й год»

«Свет в Коорди»

«Сельский врач»

«Спортивная честь»

«Тарас Шевченко»

9 9
1952 24 13

«Джамбул»

«Композитор Глинка»

«Концерт мастеров искусств»

«Концерт мастеров украинского искусства»

«Майская ночь, или утопленница»

«Майская ночь, или утопленница» (стереофильм)

«Максимка»

«Навстречу жизни»

 «Неразлучные друзья»

«Покорители вершин»

«Ревизор»

«Римский-Корсаков»

«Садко»

 

8 8
1953 44 26

«Алеко»

12 12
1954 51 33 20 20
*«Иван Грозный» (2 серия) закончен производством в 1945 году. Выпущен на экран 1 сентября 1958 года

Свой первый цветной фильм «Окно в невидимый мир» выпустила в 1947 году киностудия «Леннаучфильм».
Первый советский цветной стереоскопический научно-популярный фильм «Кристаллы» киностудии «Моснаучфильм» был так же снят в 1948 году на кинопленке «Agfacolor B» .
27 ноября 1950 года выпущен на экран первый цветной игровой фильм киностудии «Ленфильм» – «МУСОРГСКИЙ» режиссера  Г.Л. Рошаля.
Так же на кинопленке «Agfacolor» киностудией «Ленфильм» снят первый в мире цветной стереоскопический фильм-опера «АЛЕКО», выпущенный на экран 3 августа 1954 года.
Благодаря успешному освоению на киностудиях Советского Союза негативно-позитивного процесса «Agfacolor» производство цветных игровых фильмов в СССР выросло с 2-х фильмов в 1946 году до 10 фильмов в 1956 году.
Надо заметить, что в советской литературе по истории кино тщательно умалчивался факт использования трофейной пленки «Agfacolor» , в то время как более 100 цветных художественных фильмов в 50-е годы снято именно на этой пленке.
После распада СССР производство цветной кинопленки для кинематографии на кинопленочных фабриках России было практически свернуто. А цена на цветные киноматериалы украинской фирмы «Свема» дошла до уровня цен на кинопленки известных зарубежных фирм, не достигнув их по уровню качества.
В настоящее время отечественные фильмы снимаются и печатаются на материалах фирм «Kodak», «Agfa», «Fuji» и других.

movie-projectors-86050

© Николай Майоров, 2005. Негативно-позитивный процесс Agfacolor

Одна из первых документальных съемок по негативно-позитивному процессу Agfacolor. “На Всемирной выставки искусств и техники в Париже” (1937). 

Фрагменты съемок Берлинской конференции 1945 года

Фрагменты из фильма Сказание о земле сибирской (1947)

Фрагмент из фильма “Развитие кинопроизводства в России.” (Парад Победы, 1945)  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагмент из фильма “Развитие кинопроизводства в России” (Канны, 1946).  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагмент из фильма “Развитие кинопроизводства в России” (“Война и мир”).  Режиссер Н.Майоров (2006)

 © Николай Майоров, 2013. Пример для сравнения монтажа 1-го и 2-го цветного негатива фильма «Каменный цветок». (Исходный формат ролика 2К)

 

 

ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий