«Режиссеры никогда прежде не рассматривались с точки зрения «русского авангарда», несмотря на то, что жили в ту эпоху, творили, были вовлечены в точно такой же ажиотаж поисков новых форм художественного выражения, как художники, поэты, театральные деятели, – говорит Сергей Тютин. – Известно, что советский кинематограф отличался разноплановостью – Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и другие. В новом блоке мы расскажем о Льве Кулешове, который в 1920-е годы создавал то, на чем сегодня строится кинематограф, в том числе киномонтаж. Сергей Эйзенштейн, герой второго выпуска, в представлении не нуждается, но акцент мы делаем на его разработках по теории кино и открытиях в монтаже, которые режиссер применял в своих работах. Герой следующего выпуска – Всеволод Пудовкин. В частности мы рассказываем о его немом фильме «Простой случай», который практически никто не видел, но отрывки из которого поражают своей визуальной выразительностью. Эти идеи были навеяны творчеством Василия Кандинского. А Александр Андриевский – фигура менее известная из всех. Настоящей сенсацией стал выход 4 февраля 1941 года на экран первого в мире московского коммерческого стереокинотеатра «Москва», в котором использовался безочковый метод проекции на экран, фильма режиссера Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского – «Земля молодости или Концерт». Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Фильм Андриевского демонстрировался по 17 сеансов в день, приводил зрителей в восторг и за три месяца в одном кинозале его смогли посмотреть более полумиллиона человек. За 6 лет до этого Александр Андриевский снял звуковой фантастический фильм «Гибель сенсации». Фильм шел в прокате при неизменных аншлагах в кинотеатрах 7 лет. Никто в других странах не мог создать аналогичные технологии».
Лев Кулешов. Видеть счастливых людей (00:25:59)
Один из пионеров советского и мирового киноискусства Лев Кулешов сыграл большую роль в исследовании и специфики киноискусства, в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. Ученики писали о нем: «Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию». Он вошел в историю кино как открыватель так называемого «Эффекта Кулешова». Он обнаружил, что два кадра, поставленные при монтаже рядом друг с другом, могут создать третий смысл, которого не было ни в первом кадре, ни во втором. Следовательно, в киномонтаже от перестановки мест слагаемых сумма существенно меняется. Его открытие выявило творческую сущность монтажа. И благодаря Льву Кулешову динамичный монтаж во всем мире стали называть «русским». В программе речь пойдет и о других экспериментах Кулешова – создании экспериментальной лаборатории, «виртуального пространства» и «виртуального человека».
Сергей Михайлович Эйзенштейн – архитектор кино (00:26:00)
Крупный план времени Всеволода Пудовкина (00:26:00)
Третье измерение Александра Андриевского (00:25:57)
© Николай Майоров, 2017. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна. |