«Жизнь искусства», Господа Скотинины. №41 1927 стр. 14

Жизнь искусства, №3 1927 обложка 1 Жизнь искусства, №41 1927 стр. 14

Господа Скотинины

(Произв. Совкино)

 Экранизация «Недоросля»  Фонвизина — ни с какой  стороны не нужна нам. Поэтому вполне разумно поступили сценаристы (В. Строева и С. Рошаль), взяв от комедии только ее социальный фон, тупой и жестокий крепостнический быт екатерининской эпохи. Но совершенно напрасно присочинили сюда историю Пугачевского бунта. Сущность последнего не только не раскрыта в фильме, но просто профанируется сосредоточением на несчастной любви дворового человека к дворовой же девушке. А технически—неимоверно загромождает композицию сценария и разбивает единство действия. Вся картина смонтирована неровно, скачками, бесконечными перебросками с места на место. Режисссер Рошаль пытался соединить в ленте элементы явно противоречивые. От театра—мизансцены скотининского дома, бал, построение декораций, самый размер действия, стилизованная бутафория. От кино—уже помянутые переброски и невероятное злоупотребление деталями и крупными планами. Последние мыслимы, как нечто углубляющее смысл разворачиваемых на экране событий, концентрирующее внимание зрителя на существенном. Здесь же они в роли элементов, тормозящих наростающее напряжение и срывающих размеренность сюжета. В. Массалитинова в роли госпожи Простаковой создала острый, полный эмоциональности образ. Ее Простакова—не индивидуальная фигура затерянной в захолустье помещицы. Она типична, как яркая представительница своей эпохи; как образ собравший в себе все характернейшие черты века самодурства и произвола помещиков-рабовладельцев, века животной тупости, обжорства и подлинпого скотининства. Играя бесконечное количество раз Простакову в театре, Массалитинова, может быть, невольно перенесла и в кино известные элементы привычной трактовки типа, но несмотря на это ее игра—наиболее яркая и интересная часть фильмы.

ИТОГИ: Социальная и художественная ценность картины минимальна. Строить по этому образцу советские исторические фильмы никак нельзя.

=====================================

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.