Господа Скотинины
(Произв. Совкино)
Экранизация «Недоросля» Фонвизина — ни с какой стороны не нужна нам. Поэтому вполне разумно поступили сценаристы (В. Строева и С. Рошаль), взяв от комедии только ее социальный фон, тупой и жестокий крепостнический быт екатерининской эпохи. Но совершенно напрасно присочинили сюда историю Пугачевского бунта. Сущность последнего не только не раскрыта в фильме, но просто профанируется сосредоточением на несчастной любви дворового человека к дворовой же девушке. А технически—неимоверно загромождает композицию сценария и разбивает единство действия. Вся картина смонтирована неровно, скачками, бесконечными перебросками с места на место. Режисссер Рошаль пытался соединить в ленте элементы явно противоречивые. От театра—мизансцены скотининского дома, бал, построение декораций, самый размер действия, стилизованная бутафория. От кино—уже помянутые переброски и невероятное злоупотребление деталями и крупными планами. Последние мыслимы, как нечто углубляющее смысл разворачиваемых на экране событий, концентрирующее внимание зрителя на существенном. Здесь же они в роли элементов, тормозящих наростающее напряжение и срывающих размеренность сюжета. В. Массалитинова в роли госпожи Простаковой создала острый, полный эмоциональности образ. Ее Простакова—не индивидуальная фигура затерянной в захолустье помещицы. Она типична, как яркая представительница своей эпохи; как образ собравший в себе все характернейшие черты века самодурства и произвола помещиков-рабовладельцев, века животной тупости, обжорства и подлинпого скотининства. Играя бесконечное количество раз Простакову в театре, Массалитинова, может быть, невольно перенесла и в кино известные элементы привычной трактовки типа, но несмотря на это ее игра—наиболее яркая и интересная часть фильмы.
ИТОГИ: Социальная и художественная ценность картины минимальна. Строить по этому образцу советские исторические фильмы никак нельзя.
=====================================
-
ЖУРНАЛЫ
-
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
-
РОШАЛЬ Григорий Львович
- Господа Скотинины (1926)
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |