Советское искусство. 21.02.1948. «СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ»

СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ

«Сказание о земле Сибирской». Цветной музыкальный художественный фильм. Автор сценарного замысла и постановки Иван Пырьев. Сценарий Е. Помещикова и Н. Рожкова. Текст песен Е. Долматовского. Стихи И. Сельвинского. Гл. оператор В. Павлов. Композитор Н. Крылов. Производство студии Мосфильм.

В новом фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской», поставленном по сценарию Евгения Помещикова и Николая Рожкова, судьба заносит героев в тайгу, в места, далёкие от важнейших центров современной Сибири. Лес да лес кругом, путь далек лежит… И всё-таки перед зрителем встают образы нового, советского края.

Происходит это не только потому, что мы видим, как расступается тайга, отдавая место новостройкам великой послевоенной сталинской пятилетки, не только потому, что тема послевоенного строительства звучит в речах героев. Перед нами раскрываются характеры прекрасных русских людей, людей большого сердца, ясного ума и стойкого характера, представителей великого народа, богатейшие душевные качества которого расцвели и во сто крат умножились в советскую эпоху. В «Сказании о земле Сибирской» показаны люди смелые, горячие и непобедимые в схватке с врагом, неодолимые в любом деле, любой работе, люди доброй, поистине золотой души и стальной воли.

Новый фильм И. Пырьева по-настоящему содержателен. И одновременно он богат юмором, весельем. Полнота жизни находит в нём своё выражение и в драматическом, и в комедийном, и в простой народной песне. И в симфонической музыке. Фильм цветной, и это делает палитру авторов еще более богаче.

Можно вспомнить, что биография героя предыдущего фильма Ивана Пырьева («В шесть часов вечера после войны»), Василия Кудряшова довольно близка биографии Андрея Балашова, главного героя «Сказания о земле Сибирской». Артиллерист Василий Кудряшов, после тяжелого ранения потеряв ногу, отказывался от пенсионной книжни, возращался в строй, снова шёл в жизнь, в бой, становился командиром бронепоезда. Эта история, рассказанная Виктором Гусевым и воплощённая на экране Иваном Пырьевым, словно предсказывала события реальной биографии Героя Советского Союза Алексея Маресьева, талантливо рассказанной совсем недавно нашему читателю писателем Борисом Полевым.

Герой нового фильма И. Пырьева – один из таких людей.

Вернувшись с войны после ранения со сложной контрактурой левой руки, талантливый, многообещающий пианист Андрей Балашов окончательно убеждается, что к прежнему любимому творческому труду пути нет. «О, я мечтал! Мечтал о том, что я, простой сибирский парень, сумею совсем по-новому раскрыть душу, раскрыть музыку великих композиторов для своего народа!… Что теперь дам я своему народу?» – вот главный вопрос, который герой задаёт себе.

Балашов проходит путь исканий. В родных местах, в Сибири, в тайге, на одной из строек великой послевоенной сталинской пятилетки, среди людей, вдохновенных на труд, на подвиги, вновь обретает он себя как художника. Более того, как художника-творца, Андрей Балашов создает симфоническую ораторию, посвящённую Сибири, ее истории и современности, ее сегодняшним героям. Он отдает своему народу свой талант, своё произведение, зовущее к новым великим делам.

* * *

Большая поэтическая правда «Сказание о земле Сибирской» состоит в том, что он на примере судьбы Андрея Балашова еще раз показывает нам, что всякое творчество, всякое дело, всякий человек обретают силу и непобедимость лишь в кровной связи с народом. В этом смысле значение фильма гораздо шире рассказанной в нём биографии талантливого музыканта. Фильм говорит о судьбе человека в великом потоке судьбы народной. И он говорит, что только в самоотверженном служении великому делу народа обретает человек свою достойную судьбу.

Образы героев фильма, созданные Владимиром Дружниковым (Андрей Балашов), Борисом Андреевым (Яков Бурмак), Верой Васильевой (Настенька Гусенкова), Мариной Ладыниной (Наташа Малинина) и другими, благодаря талантливой режиссуре Ивана Пырьева и стремлению актеров передать самую жизненную суть характеров, намного переросли то значение, которое отводила этим образам фабула сценария.

Андрей Балашов и Борис Оленич соперничают из-за молодой талантливой певицы, их сверстницы, Наташи Малининой. В Андрея Балашова безответно влюблена Настенька Гусенкова. В Настеньку – шофер Яков Бурмак! Что это такое? Драма о любви? Водевильная история с любовной путаницей?

Нет. Во-первых, потому, что благодаря точной режиссёрской работе и талантливой игре В. Дружникова главным и определяющим в художественной ткани фильма стало развитие образа, движение судьбы Андрея Балашова. Во-вторых, если авторы сценария и погрешили кое-где в построении сюжета, идя иной раз по лёгкому пути водевильных ситуаций и случайных мотивировок, зато они интересными диалогами и правильным построением ряда сцен немало способствовали колоритному и жизненному воспроизведению характеров героев. Событийная интрига, обогащённая поэтическим раскрытием образов являет нам (за исключением лишь некоторых эпизодов) сюжет картины в его новом, более глубоком качестве.

С художественным тактом проводит центральную женскую роль талантливой певицы Наташи Малининой артистка Марина Ладынина. Наташа Малинина – человек открытой души и прямого сердца, богатая своим чистым отношением к жизни, людям. Вспомним, с какой непосредственностью и убежденностью в своей правоте решает Наташа Малинина пожертвовать своим путешествием в Америку и остаться работать в глухой тайге вместе с любимым человеком. Обаятельный образ сибирячки Настеньки Гусенковой создаёт молодая актриса Вера Васильева. Отличный ансамбль для исполнителей главных ролей создают артисты В. Зайчиков (профессор Игонин), С. Калинин (Корней Нефедович), Г. Шпигель (виолончелист Галайда), М. Сидоркин (дирижер Томакуров), Е. Савицкая (Капитолина Кондратьева), К. Лабутин (Сенька). Прекрасное качество фильма в том, что отношения его героев проникнуты светлым чувством сердечности, дружбы, искреннего товарищества, присущего настоящим советским людям.

— Что я дам своему народу?

Этот вопрос задаёт себе, как мы уже видели, герой фильма, композитор Андрей Балашов. Этот вопрос не могли не задавать себе на протяжении всей работы авторы фильма. Да и были бы они плохими художниками, если бы не стоял перед ними этот вопрос неотступно.

Взгляды на искусство, на творчество, высказанные авторами в фильме, отраженные в творчестве Андрея Балашова, не могли не сказаться и на эстетическом строе самого фильма «Сказание о земле Сибирской».

Страстное стремление И. Пырьева к ярким художественным формам, близким самым широким массам нашего народа, ясно видно во всем его творчестве. Стремясь поэтически воспроизвести богатство и разнообразие жизни, режиссёр не боится выйти за рамки привычных жанров. Это особенно хорошо видно в двух последних его работах – фильмах «В шесть часов вечера после войны» и «Сказание о земле Сибирской». Действие резко переходит от комедийных эпизодов к драматическим. Поэтическая речь, музыка, песня, цвет, пейзаж вторгаются в действие, становятся его полноправными компонентами. Пырьев ищет все новые и новые средства поэтического выражения и вместе с тем на протяжении всего фильма сохраняет единый стиль его, стиль оптимистической поэзии, темпераментной и мужественной.

В. Павлов, один из лучших наших кинооператоров, показывает в «Сказании о земле Сибирской» ясное и точное понимание режиссёрского стиля. Пейзажи и портреты, снятые им, ещё шире и полнее позволяют ощутить переживания героев и самое поэтическое существо киноповествования.

Цвет в «Сказании» – органическая составная часть в композиции кадра и композиции всего фильма в целом. Мы воспринимаем цвет как естественный, органический компонент фильма и не можем себе представить кадры и эпизоды этого фильма вне их цветового звучания.

Вместе с тем, надо сказать, что с восторгом техники нашего цветного кино становится все более насущным дальнейший рост нашего операторского искусства. В. Павлову хорошо удалось избегнуть олеографичности цветного изображения, его однотонности. Но, к примеру, мы не ощущаем еще в цветном кадре той богатой и впечатляющей перспективы, которая давала так много возможностей искусству режиссёра в черно-белом кинематографе. Отсюда возникают трудности и в построении кадра с активно действующим первым, вторым и третьим планом. Тут, по видимому, следует искать потерянное в новых принципах освещения.

Музыка композитора Н. Крюкова – хорошее сопровождение к фильму. Однако по задаче, отведённой ей сюжетом, музыка здесь должна бы претендовать и на значение самостоятельного, художественно завершенного музыкального произведения. У Н. Крюкова интересны лишь некоторые хоровые и оркестровые фрагменты, тактично воспроизведены народные мелодии. Самостоятельные песни композитора не ярки так же, как не является впечатляющей музыка последней, завершающей оратории. Финал, таким образом, делают актеры (прежде всего – В. Дружников), режиссёр, течение сюжета фильма, а композитор, к сожалению, и здесь в самом ответственном для него месте, только сопровождает действие.

Думается, кстати, что стоило бы заранее, в развитии сюжета фильма, в движении проходящей перед нами биографии Андрея Балашова подготовить хотя бы просто монтажно те кадры, которые возникают перед нами в финальной оратории. Это образы сибирских строек, заводов, пейзажей, богатейших сибирских полей, образы социалистической Сибири. Нет сомнения, что, возникая в фильме вторично, в новом смысловом и монтажном качестве, уже как элементы произведения Андрея Балашова, эти кадры вопринимались бы зрителем активнее.

Но недостатки фильма – частные, а достоинства его – решающие. «Сказание о земле Сибирской» – правдивый поэтический фильм, повествующий о прекрасной душе наших советских людей, сильных верой в свое дело, превозмогающих все препятствия. Фильм говорит о сердечности, святом чувстве товарищества, верности и кристальной душевной чистоте, присущей советским людям.

Глеб Граков.

 

Опубликовано в газете «Советское искусство» от 21.02.1948г.

 

________________________________________________

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.