ПРОГРАММА ВЕЧЕРОВ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО КИНО в «ИЛЛЮЗИОНЕ» (2017-2018)

Проект программы на сезон 2017-2018 в кинотеатре «Иллюзион»

.

ВЕЧЕРА СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИХ (3D) ФИЛЬМОВ В КИНОТЕАТРЕ “ИЛЛЮЗИОН”

Планируется следующие программы вечеров:

 

ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ “Возвращение на экран”   

10 ноября в 19.00

 Премьера игрового полнометражного стереоскопического фильма “Рысь идет по следу”. В вечере примут участие и выступят перед зрителями операторы-постановщики фильма Дмитрий Масуренков и Александр Мелкумов, другие участники съемок.

“РЫСЬ ИДЕТ ПО СЛЕДУ” – 79 мин.

Россия, НТ программа Стереокино, Центрнаучфильм, Роскомкино, 1994, цв. (Свема), 79 мин. (8 ч., 2158 м.), 65 мм, стереоскопический (Стерео-70), 70 мм, 1.37:1, стерео (6-канальная магнитная). Госфильмофонд №С 22066. Р/у № 11056/94 от 1994 г.

Авторы сценария: Алексей Леонтьев, Агаси Бабаян. Режиссер-постановщик Агаси Бабаян. Операторы-постановщики: Дмитрий Масуренков, Александр Мелкумов. Художник-постановщик И. Трощенко. Композитор Ашот Филипп. Звукорежиссер Николай Кузнецов. Художники по костюмам:  Е. Булычева, В. Семкина. Художник гример В. Румянцева. Режиссер монтажер М. Камарова. Редактор Ирина Нечай. Режиссер Нина Титова. Оператор Олег Шатилов. Дрессировщики Татьяна и Валерий Яркины, Октябрина Жадан. Ассистенты режиссера: Г. Мотыченкова, оператора А.Сергеев. Администраторы: Н. Равлова, М. Ординарцева,  Г. Есько. Директора картины: Людмила Битюкова, Людмила Костина.

В главных ролях: Татьяна Ташкова, Степан Старчинов, Виктор Незнанов, Настя Закандырина.

В ролях: Евгений Ташков, Антон Еремин, Виктория Тарасова, Павел Абданов.

В эпизодах: В.Беляев, А.Данилюк, П.Кипнец, Е.Солодилина.

Фрагмент из стереофильма “Рысь идет по следу” (1994)

Аннотация:

Это фильм — своеобразное продолжение фильмов «Тропой бескорыстной любви», «Рысь возвращается», «Здравствуй, Кунак!», где главный герой — рысь.

Покой тихого, лесного кордона, где живет семья егеря Лосева со своим лесным другом, домашней рысью по прозвищу Кунак, нарушает пожар, случившийся ночью в соседнем зверосовхозе.

По версии директора зверосовхоза, Мостового, для спасения ценных и уникальных животных — баргузинских соболей, их пришлось выпустить на волю.

Поиски Лосевым следов убежавших зверей приводят его к раскрытию тайны подпольной соболиной фермы.

Преступники, собравшиеся переправить украденных соболей за границу, поняв, что их планы раскрыты, похищают дочь егеря и обманом захватывают самого Лосева. Но верный Кунак разрушил все планы преступников. С его помощью удалось разоблачить и задержать главаря преступной банды — директора зверосовхоза.

 

ВЕЧЕР ВТОРОЙ “Стереоскопические экранизации” 

 15 декабря в 19.00

“Налим” (1953) и “Майская ночь, или утопленница” (1952) =87 мин.

«НАЛИМ» – 27 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1953, цветной (Agfacolor),  27 мин./ 0:26:59, 5 ч., 1500 м, стереоскопический (Стерео-35  кадр над кадром), 35 мм, 1.37:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Экранизация. Госфильмофонд № С 1771. Р/у №1023/53 от 1953.

Выпущен на экран 14 марта 1954 года.

Автор сценария и режиссер-постановщик А.В. Золотницкий. Оператор Д.В.Суренский. Художник Людмила Алексеевна Блатова. Композиторы: Николай Иванович Пейко*, Виссарион Яковлевич Шебалин*. Звукооператор В. Дмитриев. Художник-декоратор А. Иващенко. Дирижер Виктор Сергеевич Смирнов. Директор картины Л. Фуриков.

В ролях: А.А. Попов* (Герасим), Владимир Борискин (Любим), Георгий Милляр (Ефим), Николай Чистяков (барин), Иван Рыжов (Василий), Т. Суродина (Наденька), Сергей Мартинсон (Николя), Марина Гаврилко, Иван Пельтцер, А. Юрьев, Николай Горлов, Пётр Репнин.

Экранизация рассказов А. П. Чехова “Налим”, “Рыбье дело”, “Из записок вспыльчивого человека”.

Картина открывается кадрами сельского пейзажа. Лес, поля, река… Пасется стадо, играет на дудочке пастух. В листьях деревьев порхают и щебечут птицы. Старик рыболов закидывает удочку. Помещичья усадьба. Барин с увлечением читает рассказ Антоши Чехонте “Рыбье дело” и мечтает о налимьей печенке, в то время как худая и некрасивая барыня пытается привлечь к себе внимание мосье Николя. Неподалеку два работника строят купальню. Увидев в реке налима, они бросаются его ловить. Налим забивается под корягу. На помощь работникам в воду лезет пастух. Оставленное без присмотра стадо забирается в усадьбу, но никто этого не видит, все увлечены ловлей налима. Сам барин, сбросив богатый халат, лезет под корягу. Лишь барыня и мосье Николя равнодушны к рыбной ловле. Барыня принуждает мосье объясниться в любви, но он, увидев неожиданно вынырнувшего из воды барина, спасается от объятий его супруги бегством. Вытащить рыбу из-под коряги удается барину. Большой, жирный налим трепещет в его нетерпеливых, жадных руках. Барин уже предвкушает вкусное блюдо, но вдруг налим выскальзывает из его рук и уплывает.

Фрагменты из фильма «Налим» (1953) 

“МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА” –  62 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1952, цветной (Agfacolor), 62 мин., 01:01:27, 13 ч., 3250 м., 35 мм, стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 1.37:1, моно (Оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).Экранизация. Госфильмофонд № С 1579. Р/у 984/52 от 1952 г.

Выпущен на экран в СССР 31 октября 1952 года.

Первый цветной стереоскопический художественный фильм по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром».

Автор сценария К.Ф. Исаев. Постановка А.А. Роу. Оператор Д.В. Суренский* (стереоскопический вариант), Г.Г. Егиазаров (плоскостной вариант). Режиссер А. Ульянцев. Режиссер-монтажа Ксения Блинова. Композитор С.И. Потоцкий*. Звукооператор С.Г. Юрцев. Художники: П.С. Галаджев, И.А. Захарова. Художник комбинированных съемок В.С. Никитченко. Художники по костюмам: Э.Д. Рапопорт, Ф. Алексеенко. Художник-гример Н. Мардисова. Второй оператор Борис Гокке. Ассистенты режиссера: З. Данилова, К. Николаевич. Песня Левко «Спи моя красавица» и хор парубков музыка Н.А. Римского-Корсакова. Оркестр государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета Украинской СССР им. Т.Г. Шевченко. Дирижер К.А. Симеонов. Директор картины: Б. Краковский.

В ролях:

Н.А. Досенко (Левко, поёт П.С. Белинник*), Т.Г. Конюхова (Ганна) – дебют в кино, Л.В. Юдина (панночка) – дебют в кино, А.Л. Хвыля (голова), Э.В. Цесарская (свояченица), А.В. Дунайский (винокур), Г.Ф. Милляр (писарь), Г.К. Гумилевский (каленик), Г.С. Нелидов (пасечник), Г.К. Григорьева (мачеха), В.Д. Бокарев (сотник), А.И. Жуков (Карпо), Л. Жуковский (высокий парубок); А. Тимонтаев, П. Рожицкий, А. Мирошниченко, И. Пригода (дисятские).

Экранизация повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Старый пасечник Панько рассказывает девушкам одну из своих излюбленных историй… Живут в селе веселый и добрый парубок Левко Макого-ненко и красивая жизнерадостная дивчина Ганна Петриченко. Нежно любят они друг друга, но мешает их счастью отец Левка, хитрый и упрямый голова Евтух, который имеет свои виды на устройство сыновней судьбы. В один из майских вечеров застает Левко отца возле Ганниной хаты. Предводительствуемая Левко ватага парней высмеивают сельское начальство. Сколько ни бесятся голова и писарь, но не удается им поймать никого из парубков. Зато дважды попадает в их руки наряженная в вывернутый наизнанку тулуп сварливая свояченица головы. С бранью накидывается она на одураченного голову. Под утро Левко засыпает на берегу заросшего пруда. И снится парубку, что загубленная некогда мачехой-ведьмой дочка сотника выходит к нему на берег. Панночка просит Левко найти среди хоровода русалок злую мачеху. В награду она обещает ему помочь жениться на Ганне. Левко находит мачеху. Проснувшись, он видит в своей руке грамоту— подарок панночки. Это приказ голове от пана комиссара. Скрепя сердце голова должен согласиться на то, чтобы Левко и Ганна немедленно, как указано в грамоте, обвенчались…

Фрагмент из фильма “Майская ночь, или утопленница” (1952)

ВЕЧЕР ТРЕТИЙ “Опера и балет в стереокино”

“Алеко” (1953) фильм-опера и фрагменты из стереофильмов “Концерт” (1941) (поет Г.Немченко, второй вариант съемки) и “Парад аттракционов” (1970) (танцуют Е.Максимова и В.Васильев) = 85 мин.

 “АЛЕКО” – 60 мин.

СССР, Ленфильм, 1953, цв. (Agfacolor), 60 мин. (6 ч., 1644 м.), стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 1.37:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Фильм-опера. Госфильмофонд № С 1707.

Выпущен на экран СССР 1 января 1954 года (Премьера в московском кинотеатре «Стереокино»).

Первый в мире цветной стереоскопический фильм-опера.

Авторы сценария: Анна Абрамова, Григорий Рошаль. Художественный руководитель постановки Григорий Рошаль. Режиссер-постановщик С.И. Сиделев. Главный оператор А.Г. Болтянский. Операторы: А.Г. Болтянский, В.Максимович (стереоскопический вариант), Анатолий Назаров (плоскостной вариант) Художники: Абрам Векслер, Виктор Волин. Звукооператор Арнольд Шаргородский. Режиссер Л. Махтин. Ассистент режиссера Е. Сердечкова. 2-й оператор М. Измайлова. Художник-гример В. Соколов. Монтаж Валентина Миронова. Дирижер Н. Рабинович. Постановка танца Р. Гербека. Директор картины В. Беспрозванный.

В ролях:

Александр Огнивцев (Алеко), Марк Рейзен (старый цыган), Инна Зубковская (Земфира), Святослав Кузнецов (молодой цыган), Бронислава Златогорова (старая цыганка). Поют: Орфёнов Анатолий Иванович (молодой цыган), Покровская Нина Ивановна  (Земфира).

Экранизация одноименной оперы С. Рахманинова (по поэме А. С. Пушкина «Цыгане»).

Цыганский табор. Прошло два года с тех пор, как молодая цыганка Земфира привела в шатер отца белокурого высокого юношу Алеко, покинувшего город ради просторных степей. Два года Алеко странствует вместе с табором, наслаждаясь свободной и независимой жизнью. Но Земфира влюбляется в молодого цыгана. Охваченный ревностью, Алеко закалывает кинжалом Земфиру и ее возлюбленного. Отвергнутый табором, Алеко вновь остается один.

 

ВЕЧЕР ЧЕТВЕРТЫЙ “Впервые на экране”

Премьера второго, ранее никогда не демонстрировавшегося,  варианта стереоскопического фильма “Концерт” (Земля молодости)» (1940) с полностью восстановленными цветными эпизодами.

Стереопары из фильма «Концерт (Земля молодости) (1940)
Стереопара из фильма «Концерт (Земля молодости) (1940)

«КОНЦЕРТ (Земля молодости)» (1940) – 43 мин.

СССР, Союздетфильм, 1940, ч/б (Kodak/Agfa) + цв (двухцветный способ, Agfa BiPack Film), 40 мин. (7 ч., 1075м.), стереоскопический (Стерео-35/11х18, 2-х зеркальная насадка, горизонтальная стереопара 11,25×18мм), 35мм, 0.625:1, моно (Оптическая фонограмма расположена по центру пленки).

Второй вариант фильма состоящий из 3-х черно-белых и 4-х  цветных фрагментов восстановлен в 2017 году. Этот вариант является авторской реакцией Н. Майорова. Для ее создания использовались все сохранившиеся в Госфильмофонде россии подсобные материалы к фильму: негативы дублей черно-белых фрагментов, цветоделенные негативы цветных фрагментов, а так же вставлены из первого варианта фильма, отсутствующие в подсобных материалах планы.

Первый в мире стереоскопический звуковой фильм, демонстрировавшийся по безочковому методу С.П.Иванова.

Автор сценария и режиссер А.Н. Андриевский. Оператор Д.В. Суренский. Звукооператор К.П. Нестеров. Композитор Н.М. Нолимский. Дирижер Д.С. Блок. Художники: З.П. Комисаренко, С.Г. Наумов. Программу концерта ведет В.Н. Яхонтов. В фильме звучит музыка П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Ф. Листа, И. Штрауса.

В картине заняты: В.Г. Дулова, В.Н. Яхонтов, Я.В. Флиер, Г.Н. Немченко, Т. Савва, Виталий Спевак.

Наряду с концертными номерами в фильм включены хроникальные и видовые кадры, показывающие живописную природу нашей Родины.

Фильм состоит из отдельных концертных номеров или сцен, наиболее эффектно обыгрывающих “третье” измерение, пред- и заэкранное пространство кадра, выход в зал и т.п.

Необычность зрелища, ощутимая пространственность изображения, возникающая без очков и вообще без каких бы то ни было технических приспособлений, определили огромный успех зрелища. До сих пор большинство взрослых зрителей свой опыт восприятия стереокино связывают именно с незабываемым впечатлением юности или детства от просмотра стереофильмов в кинотеатре «Москва».

ВЕЧЕР ПЯТЫЙ “Спорт и цирк на стереоэкране” = 88 мин.

“Концерт” (1940) (Виталий Спевак) – 7 мин.

“Под голубым куполом” (1948) (фрагмент Олег Попов) – 4 мин.

“Карандаш на льду” (1948) – 22 мин.

“Мастера спорта” (1953) – 21 мин.

“Самоуверенный Карандаш” (1955) – 21 мин.

“Парад аттракционов”  (1970) (фрагмент гимнасты в горах) – 5 мин.

“Парад аттракционов”  (1970) (фрагмент жонглеры) – 8 мин.

 

«КАРАНДАШ НА ЛЬДУ» (1948) – 22 мин.

СССР, Стереокино, 1948, ч/б (Agfa/Kodak), 23 мин. (3 ч., 640 м), стереоскопический (Стерео-35/10х10, горизонтальная стереопара 10,3х10 мм), 35 мм, 1:1, моно (Оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Комедия.

Госфильмофонд № С944. Р/у № 986/48 от 02.12.1948 г.

Выпущен на экран 25 декабря 1948 года.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Автор сценария В.Л. Ладыгина. Режиссер-постановщик В.В. Немоляев*. Главный оператор С.Я. Рубашкин. Художник А. Шелапутина. Композитор С.А. Кац. Звукооператор С. Сенкевич.

Ассистент режиссера А. Пономарев. Режиссер-монтажер Л. Фелонов. Ассистент оператора Борис Гокке. Автор текста песен А. Сафронов.

В ролях: М.Н. Румянцев (Карандаш), Л.В. Целиковская (Наташа). Е.П. Леонов (дворник, в титрах не указан), С.В. Немоляева (девочка, в титрах не указана).

Комедия. О забавных приключениях на льду известного циркового героя.

Случайно встретившись возле автобусной остановки с миловидной Девушкой Наташей, Карандаш выдает себя за опытного конькобежца. Во время посадки Наташа роняет хоккейную клюшку. Карандаш пытается поднять ее и… отстает от автобуса. Новая встреча героев происходит на катке. Выясняется, что Наташа — отличная хоккеистка; она выступает за команду «Чайка». Карандаш же, напротив, с большим трудом передвигает ноги по льду — он новичок. Зато в нем пробуждается страстный болель¬щик, когда на ледяное поле выходят команды «Чайка» и «Метеор». Вскоре и сам Карандаш становится невольным участником состязания. Он помо¬гает команде Наташи одержать победу.

«МАСТЕРА СПОРТА» (1953) – 22 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1953, цветной (Agfacolor), 22 мин., 5 ч., 1213,5 м., 35 мм, стереоскопический (Стерео-35  кадр над кадром), 1.37:1, моно (оптическая). РГАКФД. Уч. № 9668. Выпущен на экран в 1953 году.

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов в 2012 году. Восстановленный вариант — 00:22:12.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Сценарный план: В.И. Гончуков, В. Скрипицын. Автор дикторского текста А.А. Филимонов. Режиссер В.И. Гончуков. Оператор Д.В. Суренский. Композитор М.А. Меерович. Звукооператор В. Хлобынин.  Текст читает С. Богомолов.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский

Стереоскопический документальный фильм рассказывает о выдающихся достижениях советских спортсменов.

В фильме снимались (в скобках указан номер части фильма): Чемпионы Игр XV Олимпиады 1952 года в Хельсинки в спортивной гимнастике: Виктор Чукарин (1, 2), Дмитрий Леонкин (1), Евгений Корольков(1), Грант Шагинян (1, 2), Владимир Беляков(1), Мария Гороховская (1), Галина Шамрай (2), Нина Бочарова (1, 2). Многократная Чемпион СССР Галина Урбанович (2) упражнение на кольцах. Мастер спорта Валентин Муратов (2) упражнение на перекладине. Двукратная олимпийская чемпионка в метании диска в Хельсинки 1952 года и Риме 1960-го Нина Пономарева (Ромашкова) (3) и олимпийская чемпионка в Хельсинки 1952 года в толкании ядра Галина Зыбина (3) на тренировке в г. Ашхабаде.

Тренировка юных фигуристов школы фигурного катания при московском стадионе Юных пионеров — Оля Николаева (4) (6 лет), Таня Лихорева (4) (12 лет). Мастера танцев на льду фигуристы Антонина Некрасова (4) и Александр Яковлев (4) готовят новый номер. Советская горнолыжница – единственная обладательница олимпийской медали за всю историю советского горнолыжного спорта — Евгения Сидорова (4), Чемпион СССР по слалому и скоростному спуску Александр Филатов (4) на тренировке. Конькобежцы на высокогорном катке «Медео». На дистанциях Юрий Сергеев (4), Борис Шилков (5), Олег Гончаренко (5), Софья Кондакова (5), Римма Жукова (5), Халида Щеголеева (5).

«САМОУВЕРЕННЫЙ КАРАНДАШ» (1955) – 23 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1955, цветной (Agfacolor),  5 ч., 21 мин., 00:23:02, стереоскопический (Стерео-35  кадр над кадром), 35мм, 1.37:1, звук монофонический (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Комедия. Госфильмофонд № С 2204. Р/у № 986/55 от 1955 г. Выпущен на экран в октябре 1955 года.

Автор сценария Дмитрий Соломонович Флянгольц. Режиссер Владимир Леонидович Сухобоков. Операторы: Дмитрий Васильевич Суренский (стереоскопический вариант), Борис Гокке (плоскостной вариант). Художники: Александр Михайлович Вагичев, Марк Борисович Горелик. Композитор М.А. Меерович. Звукооператор Е. Ерамишев. Ассистент режиссера Виктор Сергеевич Жилин. Монтаж Наталья Логинова. Дирижер Арвид Кришевич Янссон. Директор картины Яков Светозаров.

В ролях:

М.Н. Румянцев (Карандаш), Георгий Милляр (дворник), Виктория (Германова) Кузне¬цова (дама), М. Валетов (толстяк), Георгий Рашковский (клоун), Николай Скалов (клоун), Гарины, Котлик и Метелин, Пискуновы (жонглеры).

Киношутка. О приключениях Карандаша.

Самоуверенный Карандаш решает доказать, что ничего хитрого в профессии дворника нет и что эту работу может выполнять любой. Рано утром, вооружившись метлой и ведром, он выходит во двор. Залитые водой из шланга комнаты жильцов, растоптанные клумбы, уродливо подстриженные деревья, политые малярным клеем дорожки сада — таким оказывается неполный список «подвигов», свершенных Карандашом на посту дворника. Карандаш с горечью признает свою ошибку.

Стереоскопический вариант фильма восстановлен в 2013 году с цветного негатива-оригинала Agfacolor из собрания Госфильмофонда России.

Над восстановлением работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

 

ВЕЧЕР ШЕСТОЙ “В мире зверей, птиц и…” = 91 мин.

Впервые на экране новые экспериментальные работы НИКФИ в области стереокино «Стерео макросъемка живой натуры» и «Корейский альбом – без комментариев».

О новых достижениях России в области стереокинематографа расскажет и покажет Александр Мелкумов.

А так же в программе:

“Игры животных” (1979) (фрагменты) – 10 мин.

“Парад аттракционов”  (1970) (фрагменты Рыбы, Птицы, Обезьяны) – 25 мин.

“Вашу лапу. медведь” (1969) – 30 мин.

«СТЕРЕО МАКРОСЪЕМКА ЖИВОЙ НАТУРЫ» (2017) – 10 мин.

Экспериментальный стереофильм о мире членистоногих.

Разработанная в Научно-исследовательском кинофотоинституте аппаратура для макроскопических стереосъемок позволила провести наблюдение за макро миром сверчков, улиток, гусениц и других членистоногих.

Режиссер и оператор фильма Александр Мелкумов

Производство “Филиал Научно-исследовательский кинофотоинстит киностудии им. М. Горького. 2017 г.

«КОРЕЙСКИЙ АЛЬБОМ – БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ» (2016) – 18 мин.

Стереофильм о столице Северной Кореи. Документальные кадры, снятые на улицах, Пхеньяна  разрушают сложившиеся стереотипы о данной стране. 

Автор фильма – Александр Мелкумов.

Производство НТЦ “СТЕРЕОКИНО” 2016 г.

«НАЛИМ» (1953) – 27 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1953, цветной (Agfacolor),  27 мин./ 0:26:59, 5 ч., 1500 м, стереоскопический (Стерео-35  кадр над кадром), 35 мм, 1.37:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Экранизация. Госфильмофонд № С 1771. Р/у №1023/53 от 1953.

Выпущен на экран 14 марта 1954 года.

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2011 году. Восстановленный вариант — 00:26:59.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 1 февраля 2012 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2012».

Автор сценария и режиссер-постановщик А.В. Золотницкий. Оператор Д.В.Суренский. Художник Людмила Алексеевна Блатова. Композиторы: Николай Иванович Пейко*, Виссарион Яковлевич Шебалин*. Звукооператор В. Дмитриев. Художник-декоратор А. Иващенко. Дирижер Виктор Сергеевич Смирнов. Директор картины Л. Фуриков.

В ролях: А.А. Попов* (Герасим), Владимир Борискин (Любим), Георгий Милляр (Ефим), Николай Чистяков (барин), Иван Рыжов (Василий), Т. Суродина (Наденька), Сергей Мартинсон (Николя), Марина Гаврилко, Иван Пельтцер, А. Юрьев, Николай Горлов, Пётр Репнин.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Экранизация рассказов А. П. Чехова “Налим”, “Рыбье дело”, “Из записок вспыльчивого человека”.

Картина открывается кадрами сельского пейзажа. Лес, поля, река… Пасется стадо, играет на дудочке пастух. В листьях деревьев порхают и щебечут птицы. Старик рыболов закидывает удочку. Помещичья усадьба. Барин с увлечением читает рассказ Антоши Чехонте “Рыбье дело” и мечтает о налимьей печенке, в то время как худая и некрасивая барыня пытается привлечь к себе внимание мосье Николя. Неподалеку два работника строят купальню. Увидев в реке налима, они бросаются его ловить. Налим забивается под корягу. На помощь работникам в воду лезет пастух. Оставленное без присмотра стадо забирается в усадьбу, но никто этого не видит, все увлечены ловлей налима. Сам барин, сбросив богатый халат, лезет под корягу. Лишь барыня и мосье Николя равнодушны к рыбной ловле. Барыня принуждает мосье объясниться в любви, но он, увидев неожиданно вынырнувшего из воды барина, спасается от объятий его супруги бегством. Вытащить рыбу из-под коряги удается барину. Большой, жирный налим трепещет в его нетерпеливых, жадных руках. Барин уже предвкушает вкусное блюдо, но вдруг налим выскальзывает из его рук и уплывает.

ВЕЧЕР СЕДЬМОЙ “Стереокино в годы войны и первые послевоенные годы” = 92 мин.

“Кристаллы” (1948) – 20 мин.

“Робинзон Крузо” (1947) – 72 мин.

«КРИСТАЛЛЫ» (1948) – 20 мин.

СССР, Моснаучфильм, 1948, ч/б (Kodak)+цветной (Agfacolor), 4 ч., 553,7 м. (194,6+161,2 (цв)+165,2 (цв)+32,7), стереоскопический (Стерео-35/10х10, горизонтальная стереопара 10,3х10 мм), 35 мм, 1:1, моно (Оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).

Научно-популярный. Госфильмофонд №С 943. Р/у № 670/48 от 8 декабря 1948 года.

Премьера в московском кинотеатре «Стереокино» 25 декабря 1948 года.

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2012 году. Восстановленный вариант — 00:19:47.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Первый советский цветной стереоскопический научно-популярный фильм.

Первый фильм со стереоскопической объемной и графической мультипликацией.

Сценарий и постановка Я.М. Каплунов. Оператор А.М. Астафьев. Научный консультант профессор Г. Леммлейн. Эскизы декораций Б.Дубровский-Эшке. Художник А.Шелапутина. Мультипликация Д.Н.Бабиченко*, О.Хлудова. Композитор В.А.Оранский*. Звукооператор К.Гордон. Макеты: С.Кобак, А.Артюхов. Ассистент режиссера А.Кудрявцева. Директор картины Н.Васильева. Ведущий М.Цариков. Текст читает Л.Хмара. Экспонаты минералогического музея Академии наук СССР.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

«РОБИНЗОН KРУЗО» (1947)

СССР, Стереокино и Тбилисская киностудия, 1947, ч/б (Eastman Kodak), 81 мин., 8 ч., 2218 м., 1:15:47, стереоскопический (Стерео-35/19, горизонтальная стереопара 15,5х15мм), 35 мм, 1:1, моно (Оптическая фонограмма расположена по центру пленки).. Экранизация. Госфильмофонд № С 541. Р/у №915/47 от 28.05.1947 г.Стереоскопический вариант фильма с 20 февраля 1947 года демонстрировался на растровый экран 3х3м системы советского инженера Б.Т. Иванова в московском кинотеатре «Стереокино».

В 1947 году путем оптической печати с уменьшением с оригинального негатива был изготовлен комплект исходных материалов по системе стереоскопического кино «Стерео-35/10х10», принятой в СССР с 1948 года, с горизонтальной стереопарой 10,3х10мм в пределах площади стандартного кадра со стандартной оптической фонограммой. При переводе в формат «Стерео-35/10х10» фильм был перемонтирован в односерийный стереоскопический вариант Госфильмофонд № С 541. Р/у №915/47 от 28.05.1947 г.

16 августа 1948 года на экраны вышел плоскостной вариант фильма (8 ч., 2035м).

Госфильмофонд № С 541. Р/у № 941/48 от 16.08.1948 г.

Первый советский полнометражный игровой стереоскопический фильм.

Сценарий Федора Федоровича Кнорре, Александра Николаевича Андриевского и Сергея Александровича Ермолинского по мотивам романа Даниэля Дефо. Художественный руководитель и постановщик Александр Николаевич Андриевский. Главный оператор Дмитрий Васильевич Суренский. Оператор А.М.Астафьев. Стереограф Александр Николаевич Андриевский. Режиссеры: Е.М.Абдиркина, А.Е.Ульянцев. Художник Георгий Михайлович Турылев. Композитор Лев Александрович Шварц. Звукооператоры: Давид К. Ломидзе, Александр Западенский. Художник по костюмам Л.Т.Байкова. Художник-гример 3.С.Вахтангишвили. Директора фильма: В.С.Циргиладзе, С.И. Томский.

Действующие лица и исполнители:

П.П. Кадочников (Робинзон Крузо), Ю.П. Любимов (Пятница).

В фильме снимались животные Московского зоопарка и Сухумского обезьяньего питомника. Дрессировщица Г.Г.Богданович.

Государственный симфонический оркестр министерства кинематографии Союза ССР. Дирижер – заслуженный артист РСФСР, профессор Василий Васильевич Небольсин.

По мотивам одноименного романа Даниэля Дефо.

Жажда приключений, мечты о славе увлекают молодого англичанина Робинзона Крузо. Он покидает родительский кров и отправляется в полные опасностей и романтики морские путешествия. Во время одного из них судно, на котором находится Робинзон, терпит крушение. Из всей команды спасается он один — волна выбрасывает его на остров. Очутившись на маленьком, затерявшемся в океане необитаемом острове, Робинзон не впадает в отчаяние. За долгие годы вынужденного одиночества он неутомимым трудом превращает один из уголков острова в возделанный участок, строит добротный бревенчатый дом. Через 25 лет судьба посылает ему друга и помощника в лице туземца Пятницы, которого Робинзон спасает от людоедов. Наконец у берегов острова появляется долгожданный корабль. Робинзон Крузо возвращается вместе с Пятницей на родину.

ВЕЧЕР ВОСЬМОЙ “Курортная жизнь” = 96 мин.

“В аллеях парка” (1952) – 7 мин.

“Здравствуй, Сочи” (1977) – 10 мин.

“Солнечный край” (1948) – 22 мин.

“Разноцветные камешки” (1960) – 64 мин.

«В АЛЛЕЯХ ПАРКА» (1952) – 7 мин.

СССР, НИКФИ, 1952, цв. (Agfacolor), 5 мин., 00:06:32, 1 ч, 329,2 м, 31 план, стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 35 мм, 1.37:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Видовой. Госфильмофонд № С 1464. Р/у № 2601 5/52 от 19.01.1952 года. Выпущен на экран в 1952 году.

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2011 году. Восстановленный вариант — 00:06:32.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 1 февраля 2012 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2012».

Первый стереоскопический экспериментальный видовой фильм, снятый по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром».

Режиссер А. Степанова. Операторы: А.Г. Болтянский, Д.В. Суренский. Звукооператор А. Западенский.

Стереоскопическая кинозаписовка о Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве.

«ЗДРАВСТВУЙ, СОЧИ!» (1977) – 10 мин.

СССР, Мосфильм, 1977, цветной (Свема), 10 мин., 1 ч. 362,1 м., стереоскопический (Стерео -70), 70 мм, 1.37:1, стерео (6-ти канальная магнитная).

Госфильмофонд №С 14157. Р/у № 510/78 от 1978 г.

Премьера в сочинском кинотеатре «Стерео» 16 марта 1978г. в 18.30 перед сеансом фильма «Парад аттракционов».

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2012 году. Восстановленный вариант — 00:11:24.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Авторы сценария: Генрих Бреннер, Сергей Рожков. Режиссер Генрих Бреннер. Оператор Сергей Рожков. Композитор Владимир Комаров. Дирижер Сергей Скрипка.  Звукооператор Р.Берз. Монтаж В. Янковской. Текст песни Ю. Гусинского. Директор картины Татьяна Жигаева.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский, Анна Дунина, Сергей Рожков.

Видовой фильм посвящен всемирно известной здравнице Советского Союза — Сочи, в которой передана неповторимая красота знаменитого города-курорта конца 70-х годов прошлого века.

Один из лучших отечественных стереоскопических фильмов с удачным, драматургически обоснованным использованием стереоэффектов. Во многих кадрах по ходу фильма изображение очень органично выходит в пространство зрительного зала и повисает прямо перед глазами зрителей, усиливая эмоциональное воздействие, при этом не утомляет зрение.

Яркий пример использования скрытой рекламы туризма.

«СОЛНЕЧНЫЙ КРАЙ» (1948) -22 мин.

СССР, Стереокино, 1948, ч/б (Kodak), 22 мин., 3 ч., 603м. (1 ч. — 242м. 44к.; 2 ч. — 275м. 50 к.; 3ч. — 82м. 19к.), стереоскопический (Стерео-35/10х10, горизонтальная стереопара 10,3х10 мм), 35 мм, 1:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).

Киноочерк. Госфильмофонд № С 945. Р/у 987/48 от 08.12.1948. Выпущен на экран 25 декабря 1948 года в московском кинотеатре «Стереокино».

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2012 году. Восстановленный вариант — 00:21:53.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 30 января 2013 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2013».

Этим фильмом начиналась программа экспериментальных стереофильмов 1948 года.

Художественный руководитель программы А.Н. Андриевский.

Директор программы программы Б. Крановский.

Сценарий М.Русаков. Режиссер М.И. Володарский*. Оператор М.М.Щеглов*. Композитор А.Я.Лепин. Текст песен О. Высотская. Звукооператор К. Горжон. Дикторские текст В. Шкловский. Читает А. Консовский. Режиссер-монтажер Л. Фелонов. Оператор комбинированных съемок А. Петухов. Второй оператор Л. Княжинский. Ассистент режиссера Т.Куницкая. Ассистент-оператора Б. Гокке. Помошник режиссера Л. Голичева. Директор картины А. Уманский.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Фильм рассказывает об отдыхе на курортах Крыма и Сочи в первые послевоенные годы.

Крым. Ласточкино гнездо. Скала «Парус». Монумент Сталина в парке санатория «Харакс». Симеиз: санаторий «Мечта», проспект Ленина, пляж на фоне горы Кошка. Санаторий «Курпаты». Пионерлагерь Артек: горнист, бегущие на зарядку дети. Санаторий МО СССР в Гурзуфе. Монумент Сталина. Зарядка в санаториях и Артеке. Санаторий «Форос» — сервировка столов. Санаторий «Горняк» в Ялте. Завтрак в санаториях «Горняк» и «Гурзуф». Водопад «Учан-Су». Беседка «Ореанда» на Царской тропе. Дом-музей А.П.Чехова в Ялте. Артек: волейбол, водные горки, дети прыгают с бревна «в зал», качаются на качелях, прыгают в море со скалы, играют в воде. Катера «Артек» и «Павлик Морозов» с пионерами на фоне скал уходят в морской поход.

Сочи. Проспект Сталина в г. Сочи. Дорога в Мацесту. Мацеста. Санаторий имени Ворошилова. Водные процедуры отдыхающих – душ Шарко. Санаторий имени Орджоникидзе. Санаторий МПС. Санаторий сельского хозяйства. Рыбак на набережной. Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб играет в волейбол. Соревнования в открытом плавательном бассейне санатория имени Орджоникидзе. Дважды Герои Советского Союза летчики Василий Иванович Андрианов и Леонид Иванович Беда играют в шахматы. Танцы у фонтана в санатории Орджоникидзе. Украинский танец на площадке санатория. Фотограф с фотоаппаратом «ФЭД». Набережная Сочи. Катание на байдарках. Монумент Сталина в Сочи. Моторные лодки на фоне зданий санатория «Новая Ривьера». Виды Сочи с самолета.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАМЕШКИ» (1960) – 64 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1960, цв. (Agfacolor), 64 мин., 01:03:58, 7 ч., 3643 м., стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 35 мм, 1.37:1, моно.

Госфильмофонд №С 3769. Р/у №1071332/60 от 1960 г.

Выпущен на экран 20 декабря 1960 года.

Стереоскопический вариант фильма восстановлен цифровым способом с цветного негатива-оригинала Agfacolor из собрания Госфильмофонда России в 2013 году к 90-летию Сергея Герасимовича Микаэляна. Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта 26 февраля 2014 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы 2014» и 11 ноября 2014 года в Киноцентре «Родина» в Санкт Петербурге.

Авт. сцен. С. Антонов; реж.-пост. С. Микаэлян; оператор Д.В. Суренский; худ. М. Фатеева; композитор К. Хачатурян*; звукоопер. С. Юрцев. Реж. В. Лосев; 2-й опер. В. Чибисов; монтаж. Н. Логинова; комб. съемки: опер. Б. Гокке, худ. А. Крылов; военный консультант капитан 1-го ранга Н. Решетов; ред. Р. Бирюкова; дирижер Э. Хачатурян; дир. картины Я. Звонков.

В ролях: Л. Свердлин (Григорий Афанасьевич), Л. Овчинникова (Нина), И. Конопацкий (Павел Евгеньевич), Л. Смирнова (Надежда Борисовна), Д. Капка, В. Платов, В. Селезнев, В. Кабатченко, А. Цинман, А. Холодков, П. Панков, В. Рощин, Е. Чайкина, В. Хорьков, П. Кузнецов, Лора Аникина.

По одноименному рассказу С. Антонова.

Курорт на крымском побережье. Здесь в столовой работает молодая девушка Нина. Сюда же приехал отдыхать бывший полковник, а ныне пенсионер Григорий Афанасьевич. Это он много лет назад во время войны спас маленькую Нину и вот недавно снова отыскал ее. Одинокий старик заботится о девушке как родной отец, он хочет, чтобы она поступила в техникум. Ему вызывается помочь Надежда Борисовна, которая работает в одном из харьковских техникумов. А курортная жизнь течет своим чередом — танцы, волейбол, купание, карты, мимолетные любовные романы. Такой роман завязывается между Надеждой Борисовной и молодым астрофизиком Павлом Евгеньевичем, собирателем разноцветных камешков. Но вот ему приглянулась Нина, и завязался новый роман. Старый полковник, сначала дружелюбно взиравший на это, вскоре понял, что для молодого человека это всего лишь очередное увлечение. Он всячески старается образумить Нину, но безуспешно. Надежда Борисовна переживает потерю любимого. Тогда старик решил серьезно поговорить с собирателем разноцветных камешков. Он рассказал, как воевал, как спас Нину, как был при этом ранен, как искал ее после войны; а теперь вот приходит какой-то “донжуан” и хочет обидеть девушку. И Павел все понял… Кончается сезон, отдыхающие разъезжаются по домам.

ВЕЧЕР ДЕВЯТЫЙ “Стереоскопические мультики” – 81 мин.

“Сувенир” (1977) – 9 мин.

“Жеребенок в яблоках” (1981) -10 мин.

“Волшебное озеро” (1979) – 17 мин.

“Чучело” (2007) – 6 мин.

“Шишкин лес” (2015) – 9 мин.

“День чудесных впечатлений” (1949) – 30 мин.

«ДЕНЬ ЧУДЕСНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ» (1949) – 30 мин.

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1949, цв. (Agfacolor), 29 мин., 00:29:22, 3 ч., 792м., стереоскопический (Стерео-35/10х10, горизонтальная стереопара 10,3х10 мм), 35 мм, 1:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя). Киноочерк.

Госфильмофонд № С 1461. (Р/у №980/49 от 16.12.49). Выпущен на экран в 1950 году в московском кинотеатре «Стереокино».

Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2014 году. Восстановленный вариант — 00:29:22.

Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 3 октября 2016 года в ялтинском кинотеатре «Спартак» на Первом международном кинофестивале «Евразийский мост». Премьера на XXI фестивале архивного кино «Белые столбы — 2017» 28 февраля 2017 года.

Автор сценария А.А. Филимонов. Режиссер-постановщик А.А. Роу. Оператор С.Я. Рубашкин. Режиссер А. Ульянцев. Художник А. Крылов. Государственный симфонический оркестр Министерства кинематографии СССР. Дирижер А.С. Ройтман*. Музыкальное оформление Л. Гинзбург. В фильме снимались Г.Ф. Милляр и пионеры Артека.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Аннотация:

Стереоскопический киноочерк об одном дне активного, интересного и познавательного отдыха советских и иностранных школьников в знаменитом   Всесоюзном пионерском лагере «Артек» в 1948 году.

                                                                                                                                                                                                           

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

© Николай Майоров, 2017. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий