Поскольку мы начинаем знакомиться с панорамным искусством в живописи, а затем перейдем к кинематографу, необходимо определиться с терминами чтобы не путаться в дальнейшем. Как уже было сказано на предыдущей странице, В.И.Даль давал определение панорамы как круговой картины. И это совершенно верно по отношению к живописным полотнам, соединенным в замкнутый круг. А вот для кино или фото панорамы это определение не подходит. Поэтому к “панораме” добавляется определение “круговая”. Кинематографические и фотографические панорамы больше схожи с другим видом живописного искусства – Диорамой, только без переднего предметного плана. (Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Кинопанораме посвящена отдельная глава нашего рассаза о кинематографических системах. И так…
Первая живописная панорама больших размеров была устроена ирландским художником Робертом Баркером (Robert Barker) (1739–1806) в 1787 году в Эдинбурге.
В начале 19 века в крупных европейских городах экспонировались различные панорамы. Одна из них была выстроена в 1839 году в Париже и имела диаметр 42 метра в поперечнике. Немецкий художник Антон фон Вернер (Anton von Werner) в 1883 году демонстрировал в Берлине панораму «Битва под Седаном» (The Battle of Sedan). Известные французские художники-баталисты Жан Баптист Эдуард Детайль (Jean Baptiste Edouard Détaille) и Альфонс Мария Адольф Невилль (Alphonse Marie Adolphe de Neuville) продемонстрировали в Париже панораму «Сражение при Шампиньи» (La bataille de Champigny).
В Вене демонстрировалась панорама Иерусалим со сценой распятия И. Христа, которая сгорела в 1892 году.
Первая живописная отечественная панорама «Штурм аула Ахульго» (1888), посвященная взятию русскими войсками резиденции Шамиля в 1839 году, появилась в России в конце XIX века и принадлежала кисти русского художника Франца Алексеевича Рубо (03.06.1856 – 13.03.1928).
Эта панорама с большим успехом демонстрировалась в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Севастополе, Мюнхене и Париже. За эту работу Франц Алексеевич был награжден во Франции орденом Почетного легиона, а в Баварии орденом Святого Михаила и получил почетное звание профессора Баварской академии художеств.
14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города в Севастополе открылась панорама «Оборона Севастополя». Живописное полотно размером 14 м × 115 м писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².
11 сентября 1912 года в Высочайшем присутствии в специально построенном павильоне на Чистых прудах была торжественно открыта панорама Ф.А.Рубо «Бородино». Длина панорамы по окружности 115 м, высота — 15 м.
ДАЛЕЕ. ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА |
КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА |
- ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА
- ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА
- СИНЕОРАМА (CINEORAMA)
- ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)
- ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)
- КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)
- АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)
- ФИЛЬМОГРАФИЯ СОВЕТСКИХ и РОССИЙСКИХ КРУГОРАМНЫХ ФИЛЬМОВ