ОСВОБОЖДЕНИЕ
СССР, Мосфильм, 1968-1971, цв. (ШХЗ-3 Свема, ДС-4, ЛН-5м), ч/б (ШХЗ-3 Свема, КН), ш/ф (широкий формат), 70-мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).
- фильм первый – «Огненная дуга» (1968) – 10 ч., ш.-ф. -3198 м, ш.-э. – 2560 м.
- фильм второй – «Прорыв» (1968) – 10 ч., ш.-ф. – 3122 м, ш.-э. – 2501 м.
Сроки производства первого и второго фильма – с 20.05.1967 по 19.11.1968 года. Стоимость двух фильмов 1769,2 тыс руб.
- фильм третий – «Направление главного удара» (2 серии) (1970) – 7 ч., ш.-ф. – 2034 м., ш.-э. – 1666 м., 8 ч., ш.-ф. – 2439 м., ш.-э. – 1869 м.
Сроки производства 1-й серии – с 16.05.1969 по 26.03.1970 года. Стоимость серии 1047 тыс руб.
Сроки производства 2-й серии с с 16.05.1969 по 30.11.1970 года. Стоимость серии 135.4 тыс. руб
- фильм четвертый – «Битва за Берлин» (1971) – 9 ч., ш.-ф. – 2964 м., ш.-э. – 2357 м.
- фильм пятый – «Последний штурм» (1971) – 8 ч., ш.-ф. – 2577 м., ш.-э. – 2049 м.
Выпуск на экран:
Фильм 1. Огненная дуга (1970) — ш/ф (в московском кинотеатре «Октябрь») 07.05.1970; ш/э 07.09.1970
Фильм 2. Прорыв (2 серии) (1970) — ш/ф (в московском кинотеатре «Октябрь») 07.05.1970; ш/э 07.09.1970
Фильм 3. Направление главного удара (2 серии) (1971) — ш/ф (в московском кинотеатре «Октябрь») 22.03.1971;
Фильм 4. Битва за Берлин (1971) — ш/ф (в московском кинотеатре «Октябрь») 05.11.1971;
Фильм 5. Последний штурм (1971) — ш/ф (в московском кинотеатре «Октябрь») 05.11.1971;
Авторы сценария: Ю. Бондарев, О. Курганов, Ю. Озеров. Режиссер-постановщик Ю. Озеров. Оператор-постановщик И. Слабневич. Главный художник А. Мягков. Композитор Ю. Левитин. Звукооператор Ю. Михайлов. Режисер Ю. Кун. Операторы: В. Гусев, А. Ахметова, В. Абрамов. Ассистенты режиссера: Е. Авакова, Л. Бушарова, Д. Кузнецов, О. Николаев. Ассистенты оператора: П. Джирквелов, Т. Прошин, А. Шумилов. Ассистенты художника: В. Гласе, Б. Вольский, Л. Кузьмичева. Монтажер Е. Карпова. Художник по костюмам Д. Озерова. Художники-декораторы: И. Федоров, И. Гаврилов. Художник-гример В. Яковлев. Комбинированные съемки: операторы – Э. Штырцкобер, Г. Зайцев, художники – Ф. Красный, С. Зябликов, конструктор В. Смирнов. Военные консультанты: С. Штеменко, Г. Орел, А. Родимцев, С. Синяков, И. Вицлебен (ГДР). Редактор Г. Марьямов. Дирижер Э. Хачатурян. Директора картины: Л. Канарейкина, Ю. Джорогов. Заместители директора: Г. Крылов, С. Поздняков, В. Цейтлин.
В работе над фильмом принимали участие: Б. Чешко, 3. Коцюба, 3. Залусский (творческое объединение «Старт», Польша), А. Диклич, В. Радованович («Авала-фильм», Югославия), К. Лихтерфельд (киностудия ДЕФА, ГДР), фирма «Дино де Лаурентис чинематографика СПА» (Италия).
В ролях:
актеры СССР – Н. Олялин (Цветаев), Л. Голубкина (Зоя), Б. Зайденберг (Орлов), С. Никоненко (Сашка), В. Санаев (Лукин), В. Самойлов (Громов), Ю. Каморный (Васильев), В. Носик (Дорожкин), В. Авдюшко (Максимов), И. Озеров (Леонтьев); М. Ульянов (Жуков), В. Давыдов (Рокоссовский), Е. Буренков (Василевский), С. Харченко (Ватутин), В. Стржельчик (Антонов), Ю. Легкое (Конев), Н. Рушковский (Москаленко), Д. Франько (Рыбалко), К. Забелин (Катуков), Б. Закариадзе (Сталин), Ю. Дуров (Черчилль), А. Карапетян (диктор); актеры Польши – С. Яськевич (Рузвельт), Я. Энглерт (Янек), Б. Брыльска (Гелена), Д. Ольбрыхский (Генрик), В. Глинский («Кузнец»), И. Маховский («Старик»); актеры ГДР – Ф. Дитц (Гитлер), Г. М. Хеннеберг (Кейтель), 3. Вайс (Майнштейн), X. Хассе (Клюге), П. Штурм (Модель); актеры Румынии – Ф. Пьерсик (Скорцени); актеры Италии – И. Гаррани (Муссолини); актеры СССР – Т. Аав, В. Аккуратерс, A. Барушной, В. Байков, Н. Боголюбов, Г. Бурков, В. Виноградов, Е. Власов, Ю. Вышинский, И. Гогичайшвили, В. Грачев, Д. Джахуташвили, А. Долидзе, Ю. Дубровин, Н. Еременко, Ю. Киреев, М. Кокшенов, Ю. Леонидов, Ю. Максимов, Ю. Мартынов, X. Мандри, Г. Михайлов, Ю. Назаров, И. Миколайчук, А. Петров, Ю. Померанцев, Л. Поляков, К. Протасов, Р. Ткачук, К. Тыртов, Р. Хомятов, В. Шатов, О. Эскола; актеры ГДР – В. Вайнгофер, X. Гизе, X. Гиль, B. Диссель, X. Крюгер, Х.-У. Лауфер, П. Маркс; актеры Польша – М. Адамчевский, Ц. Юльский.
Фильм первый – «Огненная дуга». Лето 1943 года. Гитлер готовит новое наступление против СССР. В момент успешного наступления на советском фронте образовался выступ в виде дуги на протяжении в несколько километров. Германия начинает наступление, которое вынуждает советское командование перейти к затяжной обороне. Измотав крупные силы противника, Красная Армия переходит в наступление. На Курском поле произошло величайшее в мире танковое сражение, где фашисты использовали свои новые танки и самоходные арт.установки. Неповоротливая бронированная машина Вермахта расстреливалась советскими танками в упор при лобовой атаке. Противник, потерпев крупное поражение, вынужден был отступить. Это был третий переломный момент в Великой Отечественной войне. Наряду с личными судьбами героев в фильме показываются батальные сцены, деятельность штабов и разведок, всех явных и тайных сил, действующих на фронте и в тылу, в окопах и ставках, в блиндажах и залах дипломатических встреч, военные советы Главного командования Советской Армии с участием И. В. Сталина.
Фильм второй – «Прорыв». Немецкие войска из последних сил обороняют подступы к Дону. Красная Армия начинает наступательную операцию на Орёл и Белгород. Противник оставляет Харьков и закрепляется на противоположном берегу Дона. Гитлер обещает остановить войска СССР на берегах Дона и переломить ход военных действий. Советское командование организует ложный плацдарм и наносит крупный удар на соседнем участке фронта. В результате долгих и упорных боёв на плацдарме основным частям фронта удалось прорвать немецкую линию обороны. События этой операции предопределили успех советской миссии на Тегеранской конференции: союзники обязались открыть «второй фронт».
Фильм третий – «Направление главного удара». 1944 год. Красная Армия освобождает Смоленскую область. Немецкие войска сгруппировали крупные силы для оборонительных боёв. Для успешного освобождения оккупированной Белорусской ССР разрабатывается новый план наступления под кодовым названием «Багратион». В начале июня союзные войска высаживаются в Нормандии. В результате крупного наступления Советских войск немецкие войска вынуждены отступить на территорию Польши. Войска СССР выходят на границу с Польшей, вернув себе оккупированные немцами территории.
Фильм четвертый – «Битва за Берлин». 1945 год. Советские войска приближаются к логову фашизма. Немецкие войска из последних сил готовятся оборонять Берлин. Город превращён в крепость. Советские войска штурмом берут Зееловскиие высоты и продолжают успешно развивать наступление. Берлин находится в окружении Советской Армии. По приказу Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер направляет начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом. Карл Вольф давно наладил связи с ЦРУ. Нацисты пытаются приобрести выгодные условия капитуляции, сохранив свою власть в Германии.
Фильм пятый – «Последний штурм». Май 1945 года, советские войска с боями продвигаются по центральным улицам Берлина. Кольцо сжимается к Рейхстагу. Гитлер приказывает взорвать туннели берлинского метро, чтобы не допустить проход Советской Армии в рейхканцелярию Берлина. Последний штурм Рейхстага завершился победой СССР. Германские войска безоговорочно капитулировали.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Всего в съёмках было задействовано: около 150 танков, более 3000 солдат.
===============================================================
ФИЛЬМОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ |