В Госфильмофонде России сохранились исходные негативы и фонограммы первого в мире советского игрового панорамного фильма «Опасные повороты», что дало возможность впервые в России цифровым способом произвести восстановление 3-х пленочной кинопанорамы.
Надо сказать, что приступая к работе по восстановлению «Опасных поворотов», никто из участников этой работы не был уверен в ее успех. Было только одно – желание попробовать, а вдруг получится, ну хоть как-нибудь. Все исходные материалы фильма находились в гидролизном шкафу – негативная нитропленка «Свема» не выдержала времени и начинает медленно «умирать». Время и безжалостный гидролиз полностью уничтожили негатив 1-й и 3-й камеры первой части фильма, а в негативе 2-й камеры – первые его сто метров с титрами фильма.
За сканирование оригинального негатива взялась Юлия Разматнёва – ведущий специалист участка цифровой обработки фильмовых материалов Госфильмофонда России. Бережно, метр за метром, Юлия отсканировала гидролизный, с большим коэффициентом усадки кинонегатив с нестандартным количеством перфораций на кадр.
Первые пробы по коррекции цвета и сборке трех кадров в один панорамный вселили оптимизм в наши души. Стало ясно – можно работать дальше. Владимир Николаевич Котовский – начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов – специалист высокого класса, человек, любящий и знающий свою работу, просто заболел идеей восстановления фильма. Именно он провел цифровую реконструкцию «трехпленочной кинопроекции». На первом этапе сканированные изображения, каждой из пленок были стабилизированы, и была проведена их предварительная цветокоррекция. Дальше начиналась сборка одного панорамного кадра из трех составляющих его частей.
Еще в конце 50-х годов прошлого века руководитель работ по созданию отечественной системы кинопанорамы Е.М.Голдовский отметил главные недостатки, являющиеся неотъемлемой частью трехпленочной панорамной киносистемы:
- неустойчивость всех кадров на экране по отношению друг к другу;
- неодинаковая яркость и цветность трех частичных киноизображений на экране;
- образование светлых полос в местах стыка кадров;
- геометрические искажения перспективы и горизонтальных линий;
- в некоторых случаях дублирование части изображения на краях соседнего кадра в местах стыка и другие.
Надо заметить, что цифровая реконструкция панорамной кинопроекции позволяет частично устранить многие недостатки, присущие 3-х пленочным системам кинематографа. Добиться идентичности цвета и света всех трех кадров, большей их устойчивости по отношению друг к другу на экране. В то же время не всегда удается избавиться от вертикальных межкадровых швов, геометрических и оптических искажений.
При цифровой сборке панорамного кадра из трех составляющих во многих случаях удавалось добиться цветокоррекцией каждого из кадров единого по цвету изображения собранного панорамного кадра. А так же избавиться от стыковочных полос даже в кадрах с однотонным цветом. При проекции на экран кадры неба практически всегда имели светлые разделительные полосы. Цифровая сборка и коррекция цвета позволили во многих случаях устранить это недостаток.
Поскольку панорамные негативы имеют зону, снятую каждой камерой внахлест, повторяя пограничное изображение края соседнего кадра, при сборке была возможность выбирать наиболее качественное, хорошо сохранившееся в зоне стыка изображение. В некоторых случаях это дало возможность заменить, частично поврежденное гидролизом изображение одного кадра его изображением, снятым внахлест из соседнего кадра. Но, к сожалению, не все кадры удалось полностью избавить от следов времени.
Собранные В.Н.Котовским панорамные кадры подвергались автором этой статьи дополнительной покадровой реставрации. В результате этой работы удалось «залатать дыры» в изображении, возникшие от разрушения эмульсии. В некоторых случаях удалось убрать цветные пятна, смягчить швы стыков и исправить некоторые геометрические искажения.
Поскольку первая часть фильма сохранилась только в виде стометрового куска 2 камеры и полной фонограммы, мной была предложена и реализована идея создания полиэкранного вариоскопического изображения из оставшегося негатива и создание пролога с документальными киносъемками в кинотеатре «Мир» 1959 года. А так же был создан комбинированный кадр, дающий представление современному зрителю о том, как выгладят три пленки панорамного фильма и как из них получается панорамное изображение на экране кинотеатра.
Таким образом, в восстановленном варианте первой части фильма была полностью сохранена фонограмма. А титры фильма, восстановленные по рекламным публикациям в прессе того времени, вместе с оставшимся изображением 2-й камеры были смонтированы виде полиэкрана.
К сожалению 9-ти канальная магнитная фонограмма фильма перед сдачей на хранение в Госфильмофонд по не понятной причине была переписана в 6-ти канальную. То есть эффектные звуковые дрожки 6, 7, 8 и 9 были сведены в одну. Сама перезапись был сделана отвратительно. Звук при переходе с одного канала на другой то становится очень тихим, то – очень громким. Поэтому для показа на кинофестивале «Белые столбы 2011» восстановленный цифровой вариант фильма был записан с монофонической фонограммой. Так что впереди еще работа по восстановлению стереофонического звука первого в мире панорамного игрового полнометражного фильма «Опасные повороты». И хотелось бы надеяться, что со временем будут восстановлены все сохранившиеся советские панорамные фильмы.
КИНОПАНОРАМА® (1958)
__________________________
Советская кинопанорама
Фрагмент из панорамного фильма “Опасные повороты” (1961)
ПАНОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
КИНОТЕАТРЫ
СОВЕТСКИЕ ПАНОРАМНЫЕ ФИЛЬМЫ
ФИЛЬМОГРАФИЯ СИНЕРАМЫ (CINERAMA)
ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино |