МУСОРГСКИЙ
СССР, Ленфильм, 1950, цв. (Agfacolor), 12 ч., 3296 м., 35 мм, 1.37:1. моно.
ГФФ: №4276 (1 негатив, 12 частей), №3482 (2 негатив, 12 частей), №2769 (восстановленный вариант – 12 частей).
Первый цветной (Agfacolor) фильм киностудии “Ленфильм” выпущен на экран 27 ноября 1950 года.
-
В четверг 29 марта 1951 года в 22.00 фильм был показан по первой программе Центральной студии телевидения СССР
Авторы сценария: А. Абрамова, Г. Рошаль, . Режиссер-ностановщик Г. Рошаль. Операторы: М. Магид, Л. Сокольский. Художники: Н. Суворов, А. Векслер. Музыкальный редактор и музыка к фильму Д. Кабалевского. Звукооператор А. Шаргородский. Режиссер Г. Казанский. 2-й режиссер Э Галь. Ассистент режиссера Е. Сердечкова. 2-й оператор Е. Кирпичев. Художник по костюмам Е. Словцова. Художник-гример В. Ульянов. Монтаж. В, Миронова. Комбинированные сьемки: оператор Г Шуркин, художник М. Кроткий. Дирижер Б. Хайкин. Директор картины И. Провоторов.
В ролях:
Александр Борисов (Модест Петрович Мусоргский), Николай Черкасов (Владимир Стасов), Владимир Балашов (Милий Балакирев), Андрей Попов (Николай Римский-Корсаков), Юрий Леонидов (Александр Бородин), Бруно Фрейндлих (Цезарь Кюи), Фёдор Никитин (Александр Даргомыжский), Любовь Орлова (Юлия Фёдоровна Платонова), Лидия Штыкан (Александра Пургольд), Валентина Ушакова (Надежда Пургольд), Георгий Орлов (Осип Петров), Владимир Морозов (Иван Мельников), Беззубенко Василий (юродивый), Василий Софронов (Дормидонт Иванович), Лидия Сухаревская (Великая княгиня Елена Павловна), Константин Адашевский (Ржевский), Лев Фенин (Карцев), Григорий Шпигель (фон Мец), Георгий Георгиу (Гагин), Александра Васильева (мать Мусоргского)
В эпизодах (в титрах не указаны): Игорь Дмитриев, Иван Дмитриев (певец Мариинки, исполнитель роли Лжедмитрия), Николай Дмитриев, Рэм Лебедев (Илья Репин), Е. Никитина (няня), Манефа Соболевская (курсистка), Павел Суханов, Николай Трофимов (студент), Валентин Янцат (Филарет Петрович Мусоргский).
О великом русском композиторе М. П. Мусоргском.
Петербург 1858 г. После посещения Мариинского театра в гостиной Балакирева собираются члены «Могучей кучки»— композиторы Бородин, Римский-Корсаков, Кюи. Здесь же и молодой Мусоргский. Он делится с друзьями замыслом своей первой оперы «Ливийцы». Чтобы целиком отдаться работе над оперой, Мусоргский покидает Петербург и едет в свое родовое поместье. Он становится свидетелем страдания и нищеты народа, издевательств и самодурства помещиков. Крестьянский бунт, потопленный в море человеческой крови, оставляет неизгладимое впечатление в душе композитора и толкает его на поиски новых тем и образов. После работы над оперой «Женитьба» (по Гоголю) композитор создает народно-героическую драму «Борис Годунов». Дирекция Мариинского театра отклоняет постановку оперы, в которой основным героем является русский народ. Члены придворного музыкального общества, находящегося под покровительством великой княгини, открывают со страниц газеты кампанию лжи и клеветы, стремясь пресечь влияние «Могучей кучки». За ответную полемическую статью они привлекают к суду критика Стасова по обвинению в оскорблении личного достоинства членов музыкального общества. Но Стасов использует зал суда как трибуну для страстного обвинительного выступления. После долгой борьбы под влиянием общественности опера «Борис Годунов» наконец появляется на сцене. Премьера оперы выливается в триумф композитора, имя которого становится знаменем передового русского искусства.
Картина удостоена Сталинской премии I степени (1951). На IV Международном кинофестивале в Каннах (1951) присуждена премия художникам Н. Суворову и А. Векслеру за декорацию.
===============================
РЕСТАВРАЦИЯ. «Мусоргский»
7 октября 2022 года в 19:30 в «Иллюзионе» состоится вторая встреча из цикла «Реставрация», в рамках которого проходят показы картин, получивших вторую жизнь благодаря отделу цифровой реставрации Госфильмофонда РФ. Фильмом вечера станет байопик «Мусоргский» (1950) Григория Рошаля.
Реставрацию осложняла сильная изношенность и потертости исходной пленки, а обилие музыки повлекло за собой проведение колоссальной работы по реставрации звука. Фильм знаменит своей удивительной мягкой цветовой гаммой. Чтобы передать её в новой цифровой версии для проведения цветокоррекции, к проекту был привлечен в качестве консультанта ученик Григория Рошаля, киновед и специалист по цифровому восстановлению фильмов — Николай Анатольевич Майоров.
Фильм представят главный специалист по реставрации и цветокоррекции Госфильмофонда Аделя Хубутдинова и реставратор цифрового звука Степан Чернов, а после показа музыковед и преподаватель ВГИКа по «Теории и истории музыки» Надежда Котнова расскажет о том, насколько образ Мусоргского воссозданный на экране отличается от его реального прототипа.
7 октября 2022 года. 19:30. Большой зал кинотеатра “Иллюзион”
===============================
Библиография:
- Вечерняя Москва, №277, 24.11.1950, стр. 4. Цветной фильм “Мусоргский”
- “Правда”. № 333, 29.11.1950, стр. 2. “Певец народной жизни”
- “Советское искусство”. № 84, 02.12.1950, стр.3. “Живой Мусоргский”
- “Советское искусство”. Развивать и совершенствовать цветное кино. №21, стр.1 (25.04.1950)
- “Советское искусство”. №22. 17.03.1951 стр. 1. “Сталинская премия”
- 65 лет первой «ленфильмовской» картине в цвете. Ленфильм, 27 ноября 2015
- “Огонек”, №49, 1950, Д.Шостакович “Модест Мусоргский”
«Известия», 01.12.1950, «Комсомольская правда», 01.12.1950; «Культура и жизнь», М., 30.11.1950; «Советское искусство», М., 02.12.1950, 14.05.1952; «Искусство кино», М., 1950, № б, «Литературная газета», 28.11.1950; «Советская музыка», М., 1951, №2; «Театр», М., 1951, №4; «Труд», 01.12.1950, «Гудок», М., 01.12.1950; «Московская правда», 29.11.1950; «Ленинградская правда», 29.11.1950; «Московский комсомолец», 05.12.1950. “Искусство миллионов. Советское кино 1917-1957”, М., Искусство, 1958, стр. 486-488; !
СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА |