МЕЛЬЕС Жорж (Georges Melies)
(08.12.1861 – 21.01.1938)
Полное имя: Marie-Georges-Jean Melies
Жорж Мельес с самого детства проявлял интерес к искусству и не стал продолжателем дела своего отца, владельца обувной фабрики. Закончил Школу изящных искусств в Париже. Рисовал карикатуры в сатирический журнал, стал фокусником и иллюзионистом.
В 1888 году приобрел театр, где начал выступать с оригинальными иллюзионными представлениями, принесшими ему славу.
В 1895 году совместно с Луи Люмьером (Louis Lumiere) был режиссером фильма «Кузнецы» (Les Forgerons), показанного на первом киносеансе Братьев Люмьер 28 декабря 1895 года. После безуспешной попытки купить у Люмьера аппаратуру для синематографа приобрел кинопроектор в Лондоне и несколько фильмов у Эдисона. Эти фильмы стали обязательной частью его представлений.
Через некоторое время Мельес начал снимать собственные фильмы камерой, изготовленной по его чертежам. Очень скорое его фильмы из дополнения к спектаклям, стали главной частью программы.
Мельес в 1897 году переоборудовал свой театр в кинозал и построил первую в Европе киностудию, где все съемки велись в павильоне с использованием искусственного освещения. Он был автором сценариев, оператором, художником, режиссером и исполнителем главных ролей в своих фильмах. Мельес снимал фильмы не только по собственным сюжетам, но и стал одним из первых режиссеров экранизировавших литературную классику. К рождеству 1899 года был снята «Золушка» (Cendrillon) Шарля Перро (Charles Perrault), которая состояла из 20 сцен общей продолжительностью более 20 минут и представляла собой законченный рассказ. Он первый снял фильм по «Трем мушкетерам» А.Дюма в 1903 году, в 1907 году поставил «Гамлета» В.Шекспира. В 1902 году Мельес снял самый знаменитый совой фильм – “Путешествие на Луну” (Le voyage dans la Lune). Это была первая кинофантастика. Фильмография Мельеса насчитывает более пятисот фильмов, многие из которых были бессюжетными и демонстрировали кинотрюки, изобретенные автором.
Большинство спецэффектов применяемых сегодня в кино открыл и использовал Мельес. Существует легенда: во время одной из уличных съемок механизм камеры заел и движение пленки остановилось, после короткой паузы камера заработала снова. На проявленной пленке стоявший на остановке автомобиль превратился в катафалк. Так был изобретен стоп-кадр. Случайно была открыта и двойная экспозиция, когда по ошибке дважды сняли разные сцены на одну пленку.
Многие изобретения Мельеса быстро разошлись по миру, и ему все труднее стало конкурировать с высоким техническим качеством американских фильмов. В 1912 году он снял один из лучших фильмов “Завоевание полюса” (A la conquete du pole). Возвращение к профессии фокусника и переоборудование киностудии в варьете закончилось банкротством в 1923 году. В конце 20-х годов он работал продавцом в магазине игрушек на вокзале «Монпарнас”, принадлежавшем его жене Жанне д’Альси (Jeanne d’Alcy), бывшей киноактрисе. Великий киноволшебник закончил свои дни в бедности в пансионе для престарелых актеров.
В 1931 году Жорж Мельес был награжден орденом «Почетного Легиона”.
Жорж Мельес за прилавком в магазине игрушек на вокзале «Монпарнас»
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА
ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ
|
|
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |