Акционерное общество «Биохром» создано в начале 1914 года «Для эксплуатации изобретений С.М. Прокудина-Горского, С.О. Максимовича в области цветных фото- и кинематографии».
С.О.Максимович и С.М.Прокудин-Горский разработали трехцветный аддитивный способ, в котором использовалась пленка двойной ширины. На кинокамере были установлены два объектива, перед которыми помещалась расщепляющая призма, дававшая продольный параллакс. Эта оптическая система позволяла производить одновременную съемку таким образом, что на одной половине пленки экспонировался кадр только через один – красный светофильтр, а на другой половине кадры экспонировались поочередно через два других светофильтра – зеленый и синий.
По этой же схеме велась и проекция позитива на кинопроекторе с двумя объективами со специальным приспособлением для юстировки.
Использование одновременного и последовательного наложения цветов, ослабляло мигание.
Главным недостатком способа было мигание при проекции некоторых цветов. Для его устранения С. О. Максимович рассчитал призму, полностью устранявшую параллакс.
Цветные фильмы, снятые по системе «Биохром», не сохранились.
Надо заметить, что утверждения и ссылки на публикации в периодике Вениамина Евгеньевича Вишневского в его знаменитом справочнике «Документальные фильмы дореволюционной России» на якобы имевшие место демонстрации цветных фильмов по системе С.М.Прокудина-Горского начиная с 1911 года не нашли документального подтверждения.
Так Вен.Вишневский ссылаясь на газеты «Туркестанскiй курьеръ», №46 от 27 февраля и №47 от 1 марта 1911 года пишет: «ВИДЫ УРАЛА И РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЕЙ РОССИИ. Видовая (цветная), мтр. неизв. Выпуск кинотеатра “Хива”: 27 /II 1911 (Ташкент).
Съемки С.М.Прокудина-Горского, демонстрировавшиеся в качестве иллюстрации к его докладу о цветной фотографии (см. “Туркестанский курьер”, 1911, № 46, 27/11,4; № 47, 1/111,3)».
Автор этих строк последовал совету Вен.Вишневского, но пролистав все номера «Туркестанского курьера» за первое полугодие 1911 года обнаружил, что номер 46 вышел 2 января 1911 года. На его четвертой странице опубликован анонс лекции в кинотеатре ташкентском «Хива». Вот он:
А в номере 47 от 1 марта 1911 года на странице №3 помещена следующая заметка:
«Цветная фотографiя. Въ воскресенье 27 февраля въ театре «Хива» профессоромъ С.-Петербургскаго технологическаго института Императора Николая I С. М. Прокудинымъ-Горскимъ сделано было сообщенiе объ изобретенной имъ цветной фотографiи.
Начало перваго отделенiя было посвящено детальному объясненiю способа фотографированiя въ естественныхъ цветахъ, а затемъ профессоръ С. М. Прокудинъ-Горскiй демонстрировал виды, снятыя при помощи изобретенной имъ цветной фотографiи.
Поразительно красивы виды Урала, коимъ была посвящена значительная часть интереснаго во всехъ отношенiяхъ сообщенiя. Каждый видъ сопровождался популярнымъ объясненiемъ. Очень жаль, что на этихъ демонстрацiяхъ почти отсутствоваля учашаяся молодежъ. Присутствiе последней было бы желательно во всех отношенияхъ. Зрительный залъ театра «Хива» былъ почти полонъ. На сообщенiи присутствовалъ его высокопревосходительство главный начальник края генерал А.В.Самсоновъ. (Туркестанскiй курьеръ, №47. 1 марта 1911 г.)».
Как мы видим никаких упоминаний о демонстрации цветного кино ни в анонсе, ни в заметке о лекции в газете нет. К глубокому сожалению приходится констатировать, что демонстрация С.М.Прокудиным-Горским цветного кинематографа в 1911 году не нашло документального подтверждения. А наоборот – опровергнуто первоисточником информации.
Так же, к сожалению, не удалось найти документального подтверждения и информации Вен.Вишневского о просмотре цветных киносъемок С.М.Прокудина- Горского «Видов Туркестана» в Кустарном музее Соляного городка Санкт-Петербурга 24 января 1912 года (С.-Петербург).
Надо заметить, что система «Биохром» и система «Синема Натюр» – это разные способы цветного кинематографа, эксплуатировавшиеся в России в начале XX века. В подтверждение этому приведу полностью заметку о «Синема-Натюр» из справочника «Вся кинематография» 1916 года:
«Обычныя „цветныя” ленты, которыя мы видели до сего времени, были попросту раскрашены отъ руки. Уже давно делались попытки получить многокрасочные снимки при помощи т. н. световыхъ фильтровъ. Решенiемъ этой задачи помимо демонстрируемыхъ въ настоящее время цветныхъ (не окрашенныхъ искусственно) лентъ „Синема-Натюръ” являются—еще и способы Гомона и Прокудина-Горскаго. Эксплоатацiю последняго способа взяла на себя фирма Бiохромъ въ Петроградъ.
Иллюзiя настоящей жизни будетъ достигнута съ усовершенствовашемъ одного изъ этихъ способовъ. Уже и то, что мы видимъ въ Синема-Натюръ,—поражаетъ, особенно въ пейзажныхъ картинахъ и „nature morte”—правдивостью тона и цвта передаваемаго на экран. И только сложность аппа-рата „Синема-Натюръ” говоритъ за то, что это еще не последнее слово въ этой области».
Эти строчки свидетельствуют о том, что система цветного кино С.М.Прокудина-Горского должна была эксплуатироваться в России. Но, к сожалению, ни в рекламе кинотеатров Санкт-Петербурга того периода, ни в рекламе, издаваемой самой фирмы «Биохром», найти каких-либо свидетельств о прокате цветных фильмов по системе «Биохром» пока не удалось.
Но то, что великий русский мастер и изобретатель цветной светописи С.М.Прокудин-Горский работал над созданием не только цветной фотографии, но и кинематографа – не вызывает сомнения. Свидетельство тому – один из его Патентов по цветной кинематографии, опубликованный в «Британском фотографическом журнале» (The British Journal Of Photography) 7 октября 1921 года.
ПИОНЕРЫ КИНЕМАТОГРАФА
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
ТРЕХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ТРЕХЦВЕТНЫЕ СУБТРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ
_________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
|
|
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |