СССР, Ленфильм, 1937, ч/б (ШХЗ-№3), 12 ч , 3211 м, 35 мм, 1.37:1, монофонический.
Выпущена на экран 13 ноября 1938 года.
Фильм удостоен Сталинской премии II степени (1941).
Первый советский художественный фильм, снятый на отечественной негативной кинопленке (Кинопленочной фабрика №3, Шостка)
25 марта 1938 года Московский телевизионный центр на Шаболовке проводит первую экспериментальную электронную телепередачу и демонстрирует в эфире 1 серию фильм «Великий гражданин».
15 декабря 1939 года в 19.30 две серии фильма были показаны Московским телевизионным центром.
15 января 1940 года. Московский телевизионный центр с 19.30 демонстрирует две серии фильма.
1 декабря 1949 года в 19.00 и 22.00 две серии фильма были показаны Московским телевизионным центром.
Авторы сценария Михаил Блейман, Фридрих Эрмлер, Мануэль Большинцов. Режиссёр Фридрих Эрмлер. Оператор Аркадий Кольцатый. Композитор Дмитрий Шостакович. Художники: Абрам Векслер, Семен Мейнкин, Николай Суворов, Михаил Кроткин. Звукооператор И. Дмитриев. Ассистент режиссера К. Гаккель. Помощники режиссера: Г. Цорин, В. Спасская. Операторы: М. Ротинов, Н. Брусиловская. Ассистент звукооператора Г. Эльберт. Художник-гример A. Анджан. Ассистент по монтажу Евгения Махонькова. Директор группы М. Левин.
В ролях:
Н. Боголюбов (Шахов), И. Берсенев (Карташов), О. Жаков (Боровский), 3. Федорова (Надя), Б. Пославский (Сизов), Г. Семенов (Колесников), С. Рябинкин (Крючков), А. Зражевский (Дубок), Е. Альтус (Кац), П. Кириллов (Брянцев), Б. Чирков (Максим), Е. Немченко (Дронов), B. Киселев (Гладких), Н. Райская-Дорэ (мать Шахова), Н. Рашевская (Ольга), А. Полибин (Соловьев).
В центре фильма жизнь и деятельность партийного руководителя Петра Шахова, прообразом которого явился выдающийся деятель коммунистической партии С. М. Киров.
1925 год. Крупный пролетарский центр страны. Близится XIV съезд партии, ставший съездом индустриализации. На заводе «Красный металлист» партийная организация во главе с секретарем райкома Шаховым ведет упорную борьбу за рационализацию производства. «Красный металлист» должен в короткий срок наладить выпуск тракторов. Однако губком, куда проникли оппозиционеры, отказывается поддержать рационализаторские предложения рабочих. Под предлогом командировки на учебу губком снимает секретаря заводской партийной ячейки Колесникова и на его место ставит оппозиционера Брянцева. Нити всей этой борьбы против честных партийных работников находятся в руках Боровского — одного из руководителей Гy6кома. Его единомышленник, секретарь губкома Карташов, пытается вселить в Шахова неверие в рабочий класс, убедить его в невозможности построения социализма в СССР. Шахов, преданный партии коммунист, распознает в Картащове человека, глубоко враждебного социализму. Озлобленные стойкостью Шахова, оппозиционеры прибегают к прямой клевете, подлогам, ложным обвинениям. Руководители губкома задерживают и скрывают экземпляры газеты «Правда», где напечатана разоблачительная статья Шахова. Но планы Боровского и Карташова срываются. В город приезжает член ЦК Максим. Собрание на «Красном металлисте» выливается в демонстрацию протеста против оппозиционеров. Коммунисты срывают маску с Карташова и его сообщников. XIV съезд партии намечает величественную программу строительства. Большие перемены происходят и на «Красном металлисте». Завод осваивает производство тракторов. Разгромленный враг меняет тактику. Оппозиционеры под руководством Боровского пишут лицемерно покаянные заявления с просьбой восстановить их в партии и одновременно организуют антипартийное подполье. Их попытка «апеллировать к массам» во время октябрьской демонстрации в 1927 г. терпит провал.
Библиография:
«Правда», 17.02.1938;
«Известия», 17.02.1938;
«Комсомольская правда», 15.09.1937, 05.01 и 18.02.1938;
«Кино», М., 05.01, 28.02, 23.03 и 02.12.1938, 11.12.1939;
«Кадр», Л., 09.03.1938;
«Искусство кино», М , 1938, №4-5, 1939, № 11 и 12,
«Литературная газета», 05.01.1939;
«Искусство и жизнь», Л., 1938, № 4, 1939, № 11-12;
«Вечерняя Москва», 0.03.1938;
«Спутник агитатора», М., 1938, № 6;
«Пропаганда и агитация», М., 1938, №5;
«Звезда», Л., 1938, №5;
«Резец», Л., 1938, №3.
ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН (2-я серия)
СССР, Ленфильм, 1939, ч/б (ШХЗ-№3), 14 ч., 3640 м, 35 мм, 1.37:1, монофонический.
Выпущена на экран 27 ноября 1939 года.
Фильм удостоен Сталинской премии II степени (1941).
Авторы сценария Михаил Блейман, Фридрих Эрмлер, Мануэль Большинцов. Режиссёр Фридрих Эрмлер. Оператор Аркадий Кольцатый. Композитор Дмитрий Шостакович. Художники: Семен Мейнкин, Михаил Кроткин. Звукооператор И. Дмитриев. 2-й режиссер И. Менакер. Ассистенты режиссера В. Спасская, Л. Махтин, Г. Цорин. Оператор М. Ротинов. Ассистент оператора Н. Шифрин. Гример В. Горюнов. Костюмы Слонимского. Операторы комбинированных съемок: Б. Вахевич, П. Посыпкин. Директор картины Я. Анцелович. Администраторы: Г. Васинкевич, Л. Гринбаум.
В ролях:
Н. Боголюбов (Шахов), А. Зражевский (Дубок), Е. Альтус (Кац), 3. Федорова (Колесникова Надя), А. Кузнецов (Вершинин), Г. Семенов (Колесников), Н. Райская-Дорэ (мать Шахова), И. Кузнецов (Ибрагимов), Л. Емельянцева (Лосева), О. Жаков (Боровский), И. Берсенев (Карташов), Ю. Толубеев (Земцов), К- Адашевский (Авдеев), Б. Пославский (Сизов), П. Кириллов (Брянцев), Б. Жуковский (лесник), Е. Немченко {Дронов).
Разгром Коммунистической партией и советским народом троцкистско-бухаринских двурушников. Вторая часть двухсерийного фильма «Великий гражданин».
1934 год. Петр Шахов, секретарь краевого комитета партии, по дороге на охоту заехал на «Каналстрой» с радостной вестью о награждении орденами многих рабочих и начальника стройки Семена Колесникова. На охоте во время привала лесник признался, что но заданию диверсанта он должен был убить сегодня Петра Михайловича, но «не поднялась рука». Свое признание лесник повторяет перед начальником краевого управления НКВД Вершининым, уполномоченным Комиссии партийного контроля Кацем, вторым секретарем крайкома Земцовым, которым предстоит распутать клубок диверсионного заговора. Нити этого заговора тянутся к троцкисту Боровскому. Вопреки ожиданиям Боровского директором «Красного металлиста» назначают не его ставленника, главного инженера Авдеева, а Надежду Колесникову. Более того, Шахов, чувствуя в поведении главного инженера фальшь, предлагает ему подать заявление об уходе с завода. Матерый диверсант Сизов, скрывающийся под маской шофера, организует катастрофу на канале, убивает рабочего Дронова, отказавшегося вывести из строя главный конвейер «Красного металлиста». Диверсантам помогает второй секретарь крайкома Земцов, бывший провокатор, ныне шпион иностранной контрразведки. Происходящая проверка личных дел членов партии помогает Шахову и Кацу выявить истинное лицо Земцова. Ненависть к советскому строю заставляет Боровского продолжать грязную борьбу. Карташов привозит приказ контрреволюционного центра об убийстве Шахова. Его должен совершить троцкист Брянцев. Разоблачение Земцова наводит на следы вражеского подполья. Боровский и Карташов арестованы.
Но Брянцев еще на свободе, и в назначенный день во Дворце культуры, где происходит слет ударников, он совершает злодейское убийство Шахова. Безмерно горе людей, потерявших любимого руководителя, но дело, которому отдал жизнь Великий Гражданин Шахов,— бессмертно.
Библиография:
«Правда», 17.02.1938, 25.09, 29.10 и 30.11 1939;
«Известия», 5.04, 16.09 и 30.11.1939;
«Комсомольская правда», 26.08.1938;
«Кино», М., 11.05, 11.09 и 01.12I 1939;
«Искусство кино», М., 1940, № 1-2;
«Советский киноэкран», М., 1939, № 11;
«Литературная газета», М., 05.12.1939;
«Советское искусство», М, 26.02.1938, 01.12.1939;
«Искусство и жизнь», Л., 1938, № 2, 3 и 11-12, 1939, № 11-12;
«Театр», М., 1940, №3;
«Звезда», Л., 1940, № 1;
«Резец», Л., 1939, № 5;
«Ленинград», Л., 1940, № 6;
«Вечерняя Москва», 2 и 11.11., 08.12.1939.
=================================
-
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА. 1938 год
-
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО
-
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |