Эпиграф
“Кадры кинолетописи, снятые советскими фронтовыми операторами, и сегодня стоят на страже великого подвига нашего народа, защищают его победу от тотально насаждаемого беспамятства, и пока сохраняются хоть несколько кадров этой кинолетописи, значение и смысл великой победы нашего народа трудно будет переврать, а потому этим кадрам уже никогда не состариться. Это вечное кино!”
В.И.Фомин
«ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ» Этот наказ великого советского кинорежиссера Александра Петровича ДОВЖЕНКО, адресованный фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны, стал названием первого в истории отечественного киноведения фундаментального издания**, посвященного советской фронтовой кинохронике 1941–1945 гг. Известный отечественный киновед и историк кино Валерий Иванович ФОМИН в этой книге систематизировал монтажные листы фронтовых операторов, являющиеся уникальным документом не только хроники событий Великой Отечественной войны, но и дающие нам представление о том, чем и на чём эти события снимались.
Сегодня, когда практически каждый считает себя кинооператором, легко снимая все подряд обычным мобильным телефоном, публикация материалов о кинотехнике и киноматериалах, используемых фронтовыми кинооператорами, дает представление об их человеческом и профессиональном подвиге, который они совершали на фронтах Великой Отечественной войны, снимая документальные боевые сюжеты для киножурналов и фильмов.
«АЙМО» и другие
Советские кинодокументалисты и в довоенное время не могли похвастаться большим выбором киносъемочной аппаратуры. Как правило, хроникальные съемки велись большими стационарными кинокамерами французской фирмы «Debrie Parvo L», установленными на штатив или ее отечественным аналогом «Конвас-1». Понятно, что в боевых условиях такими камерами много не наснимаешь, да и легко стать стационарной мишенью для противника.
В распоряжении наших кинорепортеров были ручные камеры «Аймо» и «КС-5», но в условиях мирного времени этими камерами как правило велись досъемки отдельных планов событий ассистентами оператора.
В.И.Фомин пишет: “…благодаря этому обстоятельству именно ассистенты операторов, успевшие подержать «Аймо» в своих руках, а не маститые, титулованные мастера кинохроники, быстро выдвинулись на первый план во фронтовой киножурналистике”.
И таким образом кинокамера «Аймо» стала основной в съемках военных лет не только для наших кинооператоров, но и для их коллег со стороны наших союзников.
Кинокамера «Аймо» был разработана в 1925 году и выпускалась американской компанией «Белл-Хауэлл» (Bell & Howell) вплоть до начала 70-годов прошлого века. Первая модель камеры «Eyemo 71-K» выпускалась в однообъективном варианте. В 1929 году начался массовый выпуск модели «Eyemo 71-Q» c поворотной турелью и тремя объективами с различным фокусным расстоянием.
В камере был установлен однолопастный дисковый обтюратор с постоянным углом раскрытия 160°, который обеспечивал выдержку 1/54 секунды при частоте съёмки 24 кадра в секунду. Пружинный привод приводил в движение механизм транспортировки киноплёнки односторонним двухзубым грейфером и двумя зубчатыми барабанами. Полного завода привода хватало на 20 — 28 секунд непрерывной съёмки (с протяжкой 12 — 15 метров киноплёнки). Центробежный регулятор стабилизировал частоту киносъёмки и позволял изменять её в пределах от 8 до 32 кадров в секунду. Специальные металлические катушки со светозащитными боковинами вмещали 30 метров 35-мм пленки. и позволяли производить на свету перезарядку аппарата.
Простота конструкции «Аймо» позволила в 1938 году начать в СССР производство её отечественных аналогов «КС-4» и «КС-5», которые практически не отличались от своего прототипа. Поэтому все камеры этого типа называли «Аймо», хотя в монтажных листах фронтовых съемок иногда указывалось: “Снято аппаратом «КС-5».
Ручные камеры типа «Аймо» и её аналогов были достаточно лёгкими по весу –около 4 кг и абсолютно мобильными по сравнению с камерами типа «Debrie». Но не надо забывать, что во фронтовых условиях кинохроникерам к весу обычной военной экипировки и вооружения добавлялись лишние килограммы самой камеры и запасов кинопленки. Зачастую кинооператор шел на задание по принципу “все свое ношу с собой”, чтобы можно было вовремя и камеру перезарядить, и в бой вступить.
Понятно, что все отснятые материалы обрабатывались в Москве, поэтому большинство монтажных записей начиналось с указания типа пленки и условий съемки, чтобы уже в лаборатории студии были внесены необходимые корректировки в процесс проявки.
Например:
“29 февраля 1944 г. Отдельная Приморская армия. Монтажное построение снятого материала. Операторы: М. Пойченко, Д. Шоломович. Снято – 1510 метров. Пленка – СЧС-4, СЧС‑2, СЧС-1, «Панхром», «Дюпон», «Инфра-хром». Натура солнце, пасмурно“.
“12 февраля 1945 г.3-й Белорусский фронт. Монтажный лист № 227. Оператор: Голубов Г.А. Пасмурно и дождь – 160 м. Пленка СЧС-2, эм. № 56; наружные 2 куска «Панхром»
Часто давались конкретные указания по обработке пленки:
“23 октября 1943 г. Падает самолет (этот кадр, как видно, будет засвечен, т.к. кассета не принимала нестандартно намотанную пленку. Прошу проследить в лаборатории за этим кадром). Общие планы (всеми объективами) переднего края немцев в разрывах наших бомб и снарядов. Горящие танки (телеобъектив 150–100).Оператор А. Кричевский. Район Киева. Р.S. Пленка «Панхром», эм. № 172″.
“7 августа 1944 г. Киногруппа 3-го Прибалтийского фронта. Монтажный лист. Операторы: Брантман А., Шило А. Снято: Брантман – 360 метров, Шило – 440 метров. Пленка СЧС, эм. № 5‑14-3, 5-17-3, коробок 7. Для лаборатории: материал снят в горящем городе, много дыма, поэтому может создаться впечатление затянутости негатива (не смущаться, печатать).
“27 ноября 1944 г. Монтажный лист № 1641. в г. Люблине предстали перед польским судом 6 убийц – немцев с Майданека. Операторы: А. Софьин, Д. Ибрагимов. Пленка СЧС-2 – 700 м. Аппаратура: «Аймо». Снято в помещении с миним. количеством света и на натуре, пленка была крайне низкой чувствительности.
“2-й Украинский фронт. Монтажный лист №№ 1660, 1661. Операторы: Кун, Яцун. Всего снято – 1220 метров. Опер. Кун – 550 м. Опер. Яцун – 670 м. /…/ Примечание для лаборатории: большая часть материала снята на рассвете утром и днем в дождливую и пасмурную погоду. Просьба проявить, согласно указаниям на коробках”.
“22 января 1945 г. Монтажный лист №№ 191, 192. Операторы: Смирнов Я.К., Широнин К.И. /…/ Снято при пасмурной погоде. Аппарат «Аймо». СЧС-2, эм. № 440. Метраж 480 метров. К лаборатории: пробы брать с концов короче. Кинооператоры Смирнов, Широнин”.
“Для режиссера Райзмана. Оператор: И. Комаров. 4 коробки, метраж 570 м. Пленка СЧС-2, эм. № 56, «Панхром», эм. № 882. Перед наступлением. /…/ Затем командующий вручил медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина командиру бригады полковнику Абрамову (снято поздно вечером, опасаюсь недодержки, прошу обратить внимание лаборатории). /…/ Для лаборатории: большая часть материала снята вечером. Возможна недодержка, на коробках отмечено, где находится этот материал”.
«Ответный визит фельдмаршала Монтгомери маршалу Рокоссовскому». 10 мая 1945 г. Монтажный лист. Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м,
Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м. Всего снято 491 м. /…/ Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры”.
Из приведенных примеров видно, в каких условиях работали фронтовые кинооператоры. И как они заранее “сражались” за свой отснятый материал в ходе дальнейшей его обработки.
Читатель наверно уже обратил внимание на большой разброс сортов кинопленки, которая использовалась для съемок. Разные ее типы по светочувствительности и спектральной чувствительности создавали дополнительные трудности и требовали от военных кинохроникеров не только мастерки владеть киноаппаратом, но и в совершенстве знать и разбираться в свойствах того или иного киноматериала, и в зависимости от них вносить соответствующие коррективы во время съемки и давать указания по специфике обработки отснятого материала.
НА ЧЕМ СНИМАЛИ ВОЙНУ
Говоря о кинокамерах у фронтовых кинооператоров, мы увидели, что к началу Великой Отечественной войны моделей пригодных для съемки в боевых условиях было совсем немного.
А как обстояло дело с кинопленкой в нашей стране?
До 1917 года в России работали две кустарные фабрики по производству фотопластинок и одна фабрика фотобумаги. Если не считать двух – трех практиков, то специалистов в области производства светочувствительных материалов не было вообще. Аппаратура, пленка и химикалии ввозились из-за границы.
В то же самое время американская фирма Kodak (Кодак) и немецкая Agfa (Агфа) уже имели более чем 30-летний опыт работы и производили более миллиарда метров черно-белых пленок в год.
Отечественная кинематография находилось в полной зависимости от импорта материалов. Крупные западные фирмы были в этом заинтересованы и отказывались помогать России в создании своей кинопленочной промышленности. Это вынудило обратиться за помощью к второстепенным фирмам, и в 1929 году было подписано соглашение с французской фирмой Люмьера, по которому фирма обязалась организовать у нас производство фотокинопленок по технологии фабрики в Лионе.
Соотношение закупок и собственного производства кинопленки в СССР в 1930-1936 годах
Годы
|
Импорт кинопленки
(в метрах) |
Отечественное производство
(в метрах) |
1930 | 46 ООО ООО | 1 600 ООО |
1931 | 29 849 ООО | 26 ООО ООО |
1932 | 2 406 ООО | 30 ООО ООО |
1933 | 1 041 ООО | 30 ООО ООО |
1934 | 1 565 ООО | 53 ООО ООО |
1935 | 2 341 ООО | 84 661 000 |
1936 | 1 900 ООО | 115 161 ООО |
Напомню основные этапы развития пленочной индустрии в СССР.
1 мая 1930 года. Выпущена первая партия отечественной кинопленки на Шосткинской кинопленочной фабрике №3.
26 июня 1930 года. Выпущен на экран первый советский документальный фильм «На фронте без перемен», снятый киностудией «Союзкинохроника» полностью на отечественной кинопленке.
15 декабря 1930 года. Завершено строительство восьми корпусов кинопленочной фабрики в г. Шостка.
1 июля 1931 года в городе Переславль-Залесский начала работать кинопленочная фабрика №5 мощностью 25 миллионов погонных метров в год и 1 августа была выпущена первая партия отечественной кинопленки. В 30-е годы на переславской пленке были отпечатаны копии лучших отечественных фильмов: «Чапаев», «Депутат Балтики», «Александр Невский», «Щорс», «Ленин в Октябре» и многих других.
1 октября 1931 года кинопленочная фабрика № 3 мощностью 50 миллионов погонных метров позитивной киноплёнки в год была смонтирована и пущена в эксплуатацию в украинском городе Шостка. Качество и стандартность кинопленки, выпускаемой фабрикой, из-за несоответствия технической оснащенности современным требованиям производства, было низким. В этот же день в Шостке была пущена в эксплуатацию кинопленочная фабрика № 6.
7 ноября 1931 года. Правление Союзкино приняло постановление об организации производства советской негативной кинопленки.
13 декабря 1931 года кинооператор Б.Р. Небылицкий провел первую съемку на советской негативной кинопленке.
Первыми, полностью снятыми на отечественной негативной кинопленке производства кинопленочной фабрики №3, стали игровые фильмы «Великий утешитель» (17.11.1933) режиссера Л.В. Кулешова и «Пышка» (15.09.1934) режиссера М.И. Ромма.
В 1932 году наши кинопленочные фабрики выпускали лишь два вида кинопленки – обычную позитивную и негативную ортохроматическую, в 1933 году они уже выпускали 7, а в 1941 году – 40 сортов кинопленки.
В июне 1933 года Опытным производством НИКФИ была выпущена первая партия кинопленки на огнестойкой основе, разработанной в НИКФИ.
1 июля 1933 года. Кинопленочная фабрика №5 в Переславле-Залесском начала массовый выпуск позитивной огнестойкой кинопленки.
2 июля 1933 года. В Казани началось строительство фабрики кинопленки № 8.
В 1934 году начала выпускаться отечественная 16-мм пленка на безопасной ацетилцеллюлозной основе.
7 ноября 1935 года на Казанской фабрике № 8 была выпущена первая экспериментальная партия черно-белой позитивной пленки. На ней был напечатан художественный фильм «Мы из Кронштадта», выпущенный на экран 20 марта 1936 года.
В 1941 году на Казанской фабрике № 8 начался выпуск высокочувствительной аэрофотоплёнки для фронтовой авиации.
К 1941 году были закончены лабораторные разработки в области создания отечественных многослойных цветных пленок, начатые в 1937 году.
После окончания Великой отечественной войны в сентябре 1945 года «Agfa», ставшая советским акционерным обществом, восстановила производство негативных кинопленок «Agfacolor B-2», «Agfacolor G» под советским управлением.
В 1947 году кинопленочная фабрика № 3 в Шостке начала выпуск советской цветной многослойной негативной пленки для дневного света «ДС-1» на оборудовании и по технологии «Agfa». В 1952 году на кинопленочных фабриках № 3 и № 8 начался выпуск цветной многослойной негативной пленки для ламп накаливания «ЛН-2», а кинопленочная фабрика №3 начала выпуск цветной негативной пленки «ДС-2» для дневного света.
После распада СССР производство цветной кинопленки для кинематографии на кинопленочных фабриках России было практически свернуто. А цена на цветные киноматериалы украинской фирмы «Свема» дошла до уровня цен на кинопленки известных зарубежных фирм, не достигнув их по уровню качества.
В настоящее время отечественные фильмы цветные и черно-белые снимаются и печатаются на киноматериалах фирм «Kodak», «Agfa», «Fuji» и других.
Но вернемся к 1941 году. К началу войны кинопленочные фабрики СССР выпускали 40 сортов кинопленки. Из них для киносъемки документальных киноматериалов чаще всего использовались четыре: «СЧС-1», «СЧС-2», «СЧС-4» и «СЧС-5». Аббревиатура “СЧС” расшифровалась как “Светочувствительная, Советская”. А цифра обозначала тип пленки. Все эти сорта негативной пленки были черно-белыми панхроматическими, обладающие светочувствительностью ко всему видимому излучению вплоть до 700 нанометров. В маркировке пленки применялось еще и буквенное обозначение “Тип А” и “Тип Б”. Пленка “Типа А” была средней чувствительности, пригодная для всех видов натурной и павильонной съемки. Пленка “Типа Б” был высокой чувствительности, пригодная для всех видов натурной и павильонной съемки, но чрезвычайно чувствительна к красному цвету. Такими качествами обладали негативные пленки «СЧС-4» и «СЧС-5».
Все пленки марки «СЧС» имели одинаковую фотографическую широту – 1,8. Кинопленки «СЧС‑1» и «СЧС‑2» имели разрешение 40 линий на миллиметр, у «СЧС-4» и «СЧС-5» оно составляло только 35 линий. Нетрудно подсчитать, что размер изображения, снятого на отечественных пленках, был менее 1К. У зарубежных киноматериалов разрешение было в два раза больше.
Большое мастерство и знание особенностей и “подводных камней” той или иной кинопленки позволяло фронтовым кинохроникерам использовать и первые отечественные негативные кинопленки марки “Союз” шосткинской кинофабрии №3. Этот аналог люмьеровской пленки, выпускавшийся в СССР с 1931 года, не обладал практически никакими достоинствами импортной кинопленки конца 30-х годов. Небольшая фотографическая широта и низкая светочувствительность (6-8 единиц ГОСТа) делала их практически непригодными для репортажной съемки в боевых условиях. Но, несмотря на эти недостатки, на этой пленке при хорошем освещении на натуре опытные кинооператоры Юлий Михайлович КУН, Дмитрий Георгиевич РЫМАРЕВ, Евгений Иванович ЕФИМОВ, Владимир Семенович ЕШУРИН, Мария Ивановна СУХОВА, Теодор Захарович БУНИМОВИЧ сняли много интересных материалов, вошедших в выпуски киножурнала “Союзкиножурнал”, и документальные фильмы как в годы войны, так и после ее окончания.
В условиях войны пригодилась и отечественная кинопленка «Инфрахром», специально разработанная только для натурной съемки в очень неблагоприятных условиях погоды и для получения эффекта лунного освещения при съемке днем. Светочувствительность этой пленки, чувствительной к сине-фиолетовым, красным и инфракрасным лучам, при дневном свете составляла от 8 до 22 единиц ГОСТа.
Во время Великой Отечественной войны Казанская фабрика №8 оставалась единственной действующей в киноотрасли. Хотя монтажные работы по её полному пуску ещё не были завершены к началу войны, сюда были эвакуированы предприятия – Ленинградское фотобумажное и Киевское по производству фотобумаги и копированию фильмов. На их базе в Казани начался выпуск продукции для фронта. Для срочного освоения производства аэрофотоплёнок на фабрику № 8 была направлена бригада специалистов фабрики № 5 во главе с профессором К.В. Чибисовым. На фабрике была создана и начала работу эмульсионно-технологическая лаборатория Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). Уже в августе 1941 года на фабрике была выпущена первая партия аэрофотоплёнок, а до конца года было освоено производство ещё двух сортов аэроплёнок. В военных условиях Казанская фабрика № 8 начала выпуск высокочувствительного кинонегатива СЧС-1. В 1943 году коллективами фабрик № 5 и № 8, совместно с сотрудниками НИКФИ была разработана и внедрена в производство новая аэропленка «Панхром тип 6», светочувствительность которой была увеличена до 18 единиц ГОСТа. Государство высоко оценило работу сотрудников кинопромышленности – орденами и медалями был награждены 26 работников фабрики № 8 и 25 работников фабрики № 5.
Аэропленка «Панхром тип 6» нашла свое применение не только по прямому назначению для аэросъемок, но и часто использовалась для наземных съемок боевых действий. Интересная деталь: поскольку работы по созданию аэрофотопленок, начиная с 1941 года, были засекречены, то в монтажных листах съемка на такой пленке обычно записывалась как “съёмка на пленку Т-6”.
Под гриф “секретно” попали все работы НИКФИ, связанные с оборонной тематикой, в том числе и по разработке новых типов эмульсий для кинопленок. И даже по окончании войны гриф секретности не был снят и “За разработку высокочувствительных фотоматериалов для воздушной разведки” сотрудники НИКФИ член-корреспондент АН СССР, доктор технических наук Игорь Иванович Левкоев, кандидаты химических наук Софья Васильевна Натансон и Николай Николаевич Свешников получили закрытую Сталинскую премию за 1946 год. Доктор физико-математических наук Константин Сергеевич Богомолов, руководитель работ в НИКФИ, старший инженер НИИ ВВС Тамара Борисовна Яковлева и начальник цеха фабрики № 5 Антонина Александровна Кузнецова “За разработку и внедрение в промышленность новых типов киноплёнки” стали лауреатами Сталинской премии третьей степени за 1947 год.
Сотрудники НИКФИ доктор технических наук Александр Николаевич Иорданский, кандидаты химических наук Всеволод Сергеевич Чельцов и Валентин Алексеевич Уваров за разработку нового типа фотоматериалов стали лауреатами Сталинской премии третьей степени за 1949 год.
В 1950 году сотрудники НИКФИ член-корреспондент АН СССР Константин Владимирович Чибисов, кандидат химических наук Александра Алексеевна Михайлова, старший научный сотрудник Алексей Алексеевич Титов стали лауреатами Сталинской премии второй степени “За исследования природы светочувствительности и механизма процессов, протекающих при синтезе фотографических эмульсий”. Эти работы проводились также в годы войны и впервые были обнародованы в сборнике «Труды НИКФИ» в 1948 году.
Несмотря на успехи в создании кинопленок, наша кинопленочная индустрия сильно отставала от зарубежной, особенно по таким характеристикам, как светочувствительность и разрешающая способность. В довоенное время, несмотря на начало выпуска собственной пленки, Советский Союз закупал значительное количество высококачественных зарубежных киноматериалов. Поэтому в распоряжении фронтовых киногрупп были негативные кинопленки различных фирм мира.
Публикация монтажных листов фронтовых кинооператоров позволила увидеть весь спектр используемых в годы войны негативных кинопленок как отечественного, так и импортного производства.
Название пленки | Год | Характеристика | Производитель | Светочувст-вительность | лин/мм | Фотографическая широта | Гамма |
Союз Негативная | 1931 | Черно-белая негативная. Тип А. | Фабрика №3 (Свема) | 6 ед. ГОСТ | |||
Союз Ортохром-Рапид | 1932 | Черно-белая негативная. Тип Б. | Фабрика №3 (Свема) | 8 ед. ГОСТ | |||
«СЧС-1» | 1937 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип А.
Средней чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки. |
Фабрика №3 (Свема) | При дневном свете 25-40 ед. ГОСТ | 40 лин/мм | 1,8 | 0,7 – 0,9 |
«СЧС-2» | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип А.
Средней чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки. |
Фабрика №3 (Свема) | При дневном свете 40-63 ед. ГОСТ | 40 лин/мм | 1,8 | 0,7 – 0,9 |
«СЧС-4» | 1941 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип Б.
Негативная пленка высокой чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки. Чрезвычайно чувствительна к красному цвету. |
Фабрика №8 (Тасма) | При дневном свете 50-65 ед. ГОСТ | 40 лин/мм | 1,8 | 0,7 – 0,9 |
«СЧС-5» | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип Б.
Негативная пленка высокой чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки. Чрезвычайно чувствительна к красному цвету. |
Фабрика №3 (Свема) | При дневном свете 50-65 ед. ГОСТ | 35 лин/мм | 1,8 | 0,7 – 0,9 |
Аэропленка «Панхром тип 6» | 1943 | Черно-белая негативная панхроматическая аэроплёнка | Фабрика №5 и Фабрика №8 (Тасма) | 11-18 ед. ГОСТ | |||
Инфрахром | Черно-белая негативная пленка, чувствительная к сине-фиолетовым, красным и инфракрасным лучам. Пригодна только для натурной съемки в очень неблагоприятных условиях погоды и для получения эффекта лунного освещения при съемке днем. | Фабрика №8 | При дневном свете 8-22 ед. ГОСТ | 35 лин/мм | 1,5 | 0,7 – 1,3 | |
Agfa Super Pan | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип Б.
Мелкозернистая негативная пленка высокой чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки, в особенности в условиях недостаточного освещения. Имеет довольно большую разницу в светочувствительности между отдельными номерами эмульсий при постоянной сенсибилизации и коэффициенте контраста. |
Agfa (Германия) | При дневном свете 65-70 ед. ГОСТ | 80 лин/мм | 1,2 | 0,6 – 0,7 |
Du Pont Superior 1 type 104 – Panchromatic | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая | Du Pont (США) | 50 лин/мм | 1,5 | 0,6 – 0,7 | |
Du Pont Superior 2 type 126 – Panchromatic | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая | Du Pont (США) | 62 ед. ГОСТ | 50 лин/мм | 1,8 | 0,84 |
Du Pont Superior 3 type 127 – Panchromatic | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая | Du Pont (США) | 70 ед. ГОСТ | 50 лин/мм | 2,4 | 0,60 |
Du Pont Infra D | 1941 | Du Pont (США) | |||||
Eastman Super-X | 1935 | Черно-белая негативная панхроматическая. Тип А.
Мелкозернистая негативная пленка высокой чувствительности. Пригодна для всех видов натурной и павильонной съемки. По коэффициенту контраста несколько выше пленок американской фирмы Kodak. |
Eastman Kodak (США) | При дневном свете 60-65 ед. ГОСТ | 70 лин/мм | 1,5 | 0,6 – 0,7 |
«Орто Рапид Супер» | |||||||
Plus-X Cine Panchromatic Film, 1231 | 1938 | Черно-белая негативная панхроматическая | Eastman Kodak (США) | 65 ед. ГОСТ | 70 лин/мм | 1,8 | 0,65 – 0,70 |
Rückfilm Agfa Bipack | 1929 | Черно-белая негативная высокочувствительная панхроматическая | Agfa (Германия) | 12 DIN | |||
Rückfilm “Rainbow Negative” Du Pont | 1931 | Черно-белая негативная высокочувствительная панхроматическая | Du Pont (США) | 25 ASA | 55 лин/мм | 2,4 | 0,76 |
Rückfilm Gevaert Bipack | 1931 | Черно-белая негативная высокочувствительная панхроматическая | Gevaert | 11 DIN | |||
Rückfilm «Orthochromatic & Panchromatic Bipack» Kodak | 1931 | Черно-белая негативная высокочувствительная панхроматическая | Eastman Kodak (США) | 15 ед. ГОСТ | 110 лин/мм | 1,8-2,4 | 0,6-0,76 |
Du Pont “Superpan” infra D | 1941 | Черно-белая негативная панхроматическая | Du Pont (США) | ||||
Ferrania Pancro C-6 | 1940 | Черно-белая негативная панхроматическая | Ferrania (Италия) | ||||
Agfacolor Type B2 | 1941 – 1945 | Цветная негативная для дневного света | Agfa Wolfen (Германия) | 15 /10 DIN 20 ASA/ISO | |||
Agfacolor Type G2 | 1941 – 1945 | Цветная негативная для искусственного освещения | Agfa Wolfen (Германия) | 15 /10 DIN 20 ASA/ISO |
Негативные пленки фирмы AGFA
Негативные пленки Италии, Англии и США
Конечно, не все и не всегда фронтовые операторы располагали таким богатым ассортиментом кинопленки, который перечислен в таблице. Иногда приходилось использовать то, что было под рукой. Например, оператор Виктор Николаевич Муромцев 5 января 1945 года снял 850 метров киноматериала «Албанские партизаны, освободив свою родину, перешли в Югославию…» на отечественной кинопленке СЧС‑5 (эмульсия № 552), которую надо было проявить еще до марта 1944 года).
Запасы кинопленки удавалось пополнить и за счет трофеев. Например: немецкая кинопленка “Agfa Super Pan” в первые годы войны не применялась, а все австрийские материалы 1945 года уже были сняты именно только на этой пленке. Упоминание об использовании этой высококачественной немецкой встречаются в большинстве монтажных листов 1945 года.
Высокий профессионализм, большой опыт работы и знание не только своей, но и зарубежной кинотехники и кинопленки, позволяли фронтовым операторам с успехом использовать трофейные технику и материалы для съемки.
В довоенные годы в СССР начались работы по освоению цветного кинематографа. Успешно внедрялись двух- и трехцветные методы съемки и печать цветных фильмов, как игровых, так и документальных. Некоторые из будущих фронтовых кинооператоров принимали участие не только в создании этих фильмов, но в самом процессе разработки технологических процессов съемки и печати. Одним из них был Игорь Владимирович Гелейн – оператор-постановщик цветного игрового фильма режиссера Александра Мачерета «Цветные киноновеллы», снятого по трёхплёночной технологии, предложенной оператором студии «Мосфильм» Павлом Михайловичем Мершиным. Премьера фильма состоялась 22 августа 1941 года, когда оператор уже был в народном ополчении. В 1942 году Гелейн пополнил ряды фронтовых кинооператоров – в звании инженер-капитана снимал на Юго-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах. Снимая материал о боях за Витебск, Игорь Владимирович получил трофейную немецкую цветную пленку “Agfacolor B” и первым из отечественных кинооператоров провел съемку боевых действий в цвете: подготовка к штурму города, атака, залп “катюш”, действия авиации, бойцы ночью у костра, операция в медсанбате. К сожалению, нам не известна дальнейшая судьба этого уникального цветного материала – он не сохранился.
Фронтовой кинооператор Виктор Васильевич Доброницкий, снявший около 300 сюжетов для киножурналов и 53 фильмов, получив в конце войны трофейную “Agfacolor B”, занялся съемками на цветную пленку не только кинокамерой, но и фотоаппаратом. То есть стал одним из первых, кто начал освоение цветного негативно-позитивного процесса и в фотографии. Цветные авторские работы Доброницкого публиковали центральные журналы. После войны большими тиражами выходили цветные фотооткрытки, снятые оператором на трофейной цветной пленке “Agfacolor B”.
Афиша фильма “Трофеи Великих битв” (1943)
В годы войны по отечественному трехцветному методу был снят документальный фильм о выставке захваченного у Германии оружия, которая открылась через два года после начала Великой Отечественной войны в ЦПКиО им. Горького в Москве 22 июня 1943 года. А уже 10 октября 1943 года на экраны Москвы киностудией «Мосфильм» был выпущен цветной документальный фильм “Трофеи Великих битв”***, снятый операторами Федором Фёдоровичем Проворовым и Георгием Александровичем Рейсгофом. Позднее это фильм демонстрировался в кинотеатрах других городов СССР.
Тяжелая аппаратура и сложный процесс печати не позволяли использовать трехцветный метод для съемки в условиях боевых действий. По тем же причинам не пригоден был и метод двухцветной съемки, так как две пленки Бипак можно было использовать только в стационарных камерах «Debrie Parvo L», а кинокамеры «Аймо» и советские «КС» не позволяли протягивать одновременно две пленки.
Таким образом, единственным киноматериалом, пригодным в то время для репортажной съемки, могла быть только многослойная цветная негативная немецкая пленка “Agfacolor B-2”. Трудно сейчас сказать, как и у кого в 1942 году добыли в качестве трофея цветную пленку, на которой снимал в И. Гелейн. Но известно, откуда она стала появляться после освобождения нашими войсками Австрии и Чехословакии. Оператор Дмитрий Георгиевич Рымарев, например, нашел партию цветной негативной пленки “Agfacolor” на трофейном складе в австрийской Вене. По преданию, он привез одну коробку цветной пленки Сергею Герасимову, возглавлявшему тогда киностудию ЦСДФ. Легенда говорит, что именно на этой пленке из Вены был снят в цвете первомайский парад 1946 года в Москве. Конечно, одной коробкой дело не обошлось и тому подтверждение – сохранившиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов оригинальный цветной негатив этого фильма длиной 1007,1 метра и еще 1662 метра отснятых на “Agfacolor” материалов для этого фильма.
Наличие трофейных материалов и восстановленное производство пленки в Германии позволили начать производство и тиражирование советских цветных фильмов с очень высоким качеством цвета. Поэтому большинство фильмов, снятых и выпущенных в прокат в 50-е годы, были цветными.
Кадры из фильма “Парад Победы” (1945)
Только в 1945 году в СССР по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» на трофейной кинопленке были сняты и выпущены в советский прокат пять документальных фильмов: «Парад Победы», «Всесоюзный парад физкультурников», «Берлинская конференция», «Празднование XXVIII годовщины Октября в Москве» и «XXVIII Октябрь». В этом же году советские цветные мультипликационные фильмы начали снимать на пленку «Agfacolor», первый из них, «Теремок», был выпущен в прокат в сентябре 1945 года.
Страна и кинематограф переходили на мирные рельсы. Фронтовые операторы возвращались на студии и только в праздничные дни некоторых из них можно было увидеть при полном параде у кинокамер на Красной площади…
Время безжалостно и к героям. 19 января 2019 года, не дожив всего один год до своего столетнего юбилея, ушел из жизни последний из кинолетописцев Великой Войны Борис Александрович Соколов.
Их больше нет с нами, но остались их фильмы – свидетели великих битв и героического ратного труда нашего народа, частью которого они были сами.
_________________________________
** «Плачьте, но снимайте!..» Советская фронтовая кинохроника.1941–1945 гг.
Монтажные листы фронтовых операторов. Материалы к биографиям: Научная монография /Автор-составитель В.И. Фомин – М.: 2016. – 700 с. с ил. ISBN © В.И. Фомин
Эта книга посвящается работе советских фронтовых кинооператоров, создавших потрясающую кинолетопись подвига Красной Армии и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В книге впервые публикуется значительная часть сохранившейся коллекции монтажных листов советских фронтовых операторов.
Монтажные листы – особый вид обязательной для операторов документации, в которой они давали общее описание снятого ими события, его местоположения и покадровое перечисление всего запечатленного во время данной съемки.
Из мозаики этих уникальных документов возникает во многом новая масштабная картина-панорама Великой Отечественной войны.
Завершает книгу раздел справочно-биографических материалов об участниках советских фронтовых киногрупп.
_________________________________
*** “Трофеи Великих битв”
СССР, Мосфильм, 1943, цв. (трехцветный метод П.М.Мершина), 12 мин., 1 ч., 324,1 м, 00:11:27, 35 мм, 1.37:1, моно. РГАКФД. Учетный № 9691. Выпущен на экран 10 октября 1943 года.
Вступительные титры: Цветооператоры Ф. Проворов, Г. Рейсгоф. Автор текста В. Шкловский. Музыкальное оформление – Б. Вольский. Директор картины Б. Чижов. Текст читает лауреат Сталинской премии, заслуженный артист республики Борис Чирков.
Аннотация. Выставка трофейного вооружения, захваченного у немцев в 1941-1943 гг., в Парке культуры и отдыха им. Горького в г. Москве.
_________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ МИРОВОГО КИНО
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО
========================
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |