В Советском Союзе трехцветный субтрактивный метод, основанный на трехпленочном способе съемки, разрабатывался и внедрялся практически одновременно в начале 30-х годов XX века на киностудии «Ленфильм», киностудии «Мосфильм» и в НИКФИ.
Лаборатория цветного кино при «Ленфильме» под руководством Н.Шпилева была организована в феврале 1932 года.
Для получения трех цветоделенных негативов на заводе «Ленкинап» бригадой конструкторов под руководством Авенира Александровича Мина была сконструирована и построена в 1935 году цехом точной механики завода «Ленкинап» под руководством начальника цеха Павла Матвеевича Романова специальная кинокамера – «ЦКС-1».
Камера была спроектирован для синхронной съемки звуковых трехцветных фильмов на 35-миллиметровую кинопленку. 120 метровые кассеты позволяли производить непрерывную съемку в течении белее четырех минут.
Подающая и принимающая кассеты одинарной пленки располагались наверху камеры, а кассеты бипака – у основания кинокамеры.
Конструкторы разработали оригинальный корпус для кинокамеры ЦКС-1, который не только закрывал механизмы камеры, но и выступал в роли звукоизолятора. Для цели стенки корпуса изготов¬ливались из расчета звукопроницаемости не свыше 30 db.
Оптическая система кинокамеры «ЦКС-1» была разработана Государственным оптическим институтом, в котором были рассчитаны и построены съемочные объективы и призмы для расщепления пучка света внутри камеры.
Также как и в кинокамере «Техниколор» в качестве светорасщепляющей призмы был выбран куб с полупосеребренной диагональю. Пленки бипак экспонировались в отраженном пучке света, а одиночная пленка — в прямом.
Для съемки применялся обычный комплект пленок бипак. «Зеленое» изображение снималось на одиночную пленку, «синее» – на переднюю пленку бипака, а «красное» – на заднюю.
Для контроля за расходом пленки кинокамера имела два счетчика метража: первый показывал общий расход пленки, второй — число снятых метров данного плана.
Для проведения натурных съемок Лаборатория цветного кино НИКФИ разработала и построила трехцветный киносъемочный агрегат, состоящий из двух камер «Бэлл-Хауэлл»: одной – с бипачным, а другой – с обычным механизмом. Синхронность работы двух камер осуществлялась путем механического соединения их друг с другом.
Перед объективами кинокамер устанавливалась светорасщепляющая призма-куб, которая обеспечивала получение совершенно идентичных изображений в обеих камерах. Но если кинокамера «ЦКС-1» позволяла применять достаточно разнообразные по фокусным расстояниям комплект объективов, то агрегат спроектирован в расчете на применение только одной пары объективов с фокусным расстоянием в 50 мм. Что значительно сужало изобразительные возможность съемки.
ДАЛЕЕ. Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА. (продолжение)
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ФРАГМЕНТЫ из восстановленных отечественных трехцветных анимационных фильмов
____________________________________________________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |