СОВЕТСКАЯ ДВУХЦВЕТКА
Советский двухцветный субтрактивный процесс начал разрабатываться Лабораторией цветных изображений Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) с февраля 1931 года под руководством Н.Н.Агокоса, Ф.Ф.Проворова и П.М.Мершина и уже в ноябре 1931 года они завершили опыты по разработке метода двухцветной съемки.
© Н. Майоров, 2014. Двухцветный субтрактивный способ по методу Бипак на примере фильма «Карнавал цветов» (1935)
В отечественном двухцветном процессе использовался комплект пленок бипак (передняя пленка – ортохроматическая, задняя пленка – панхроматическая) «Agfa bipack film» и кинокамеры для съемки по методу бипака «Debrie», «Bell and Howell» и другие.
После проявления сине-зеленый и красно-оранжевый цветоделенные негативы печатались на двухстороннюю пленку «Agfa Dipo Film», затем одна сторона дипофильма вирировалась в красно-оранжевый цвет, другая — в сине-зеленый.
Однако, в отличии от зарубежных аналогов, в советской двухцветке дефицитный и очень дорогой химикалий соль урана (азотнокислый уронил), для вирирования в красно-оранжевый цвет, был заменен другим, более дешевым и очень гибким отечественным виражом, дававшим богатую цветовую гамму.
Пионерами отечественного цветного кино был разработан, не известный еще к тому времени на западе, рецепт усилителя, который усиливает и красное, и синее изображения и позволяет корректировать цвет на любой из сторон дипофильма, исправлять ошибки всех процессов обработки пленки. А так же было разработано несколько типов ослабителей, которые позволяли довести процесс производства двухцветных фильмов до большой гибкости, давая возможность менять оттенки цветов до любой нужной степени.
Первый советский цвето-оператор Федор Федорович Проворов около двух лет занимался разработкой и освоением двухцветного процесса в НИКФИ. После получения первых положительных результатов он перешел на киностудию «Межрабпомфильм», где с энтузиастами цветного кино Георгием Альфредовичем Рейсгофом, Василием Ивановичем Нестеровым и Николаем Васильевичем Коровкиным приступил к освоению производства по выпуску цветных фильмов.
В январе 1933 года режиссер Николай Владимирович Экк, операторы Ф.Ф. Проворов и Г.А.Рейсгоф приступили к экспериментальным съемкам в павильоне и на натуре по двухцветному методу первого цветного полнометражного игрового фильма. Эксперименты оказались удачными, и фильм был запущен в производство.
Первый советский цветной полнометражный художественный фильм «Груня Корнакова» (Соловей-соловушко) был выпущен на экран 11 июня 1936 года в количестве свыше 60 цветных копий. Фильм с большим успехом прошел по экранам не только Советского Союза, но и других стран мира.
В августе 1936 года операторы Ф.Ф. Проворов и Г.А. Рейсгоф за успешное освоение двухцветного метода съемки получили денежные премии: первый – 2000 руб., второй – 1500 руб..
В период работы над фильмом «Груня Корнакова» оператор Ф.Ф. Проворов совместно с режиссером Н.В.Экком сняли, экспериментальный цветной фильм-концерт «Карнавал цветов».
«Карнавал цветов» вышел на экран 1 сентября 1935 года и показал зрителям все возможности цвета на экране.
Ф.Ф. Проворов совместно с В.А.Нестеровым, Г.А.Рейсгорфом в качестве режиссеров-операторов, так же двухцветным методом, сняли цветной документальный фильм «У теплого моря», который был выпущен на экран 1 января 1937 года.
7 мая 1937 года Главным управление кинематографии был издан приказ об организации на «Мосфильме» отдела по производству трехцветных фильмов и сосредоточении на «Союздетфильме» производства двухцветных фильмов.
Кадры из фильма «Молодость идет» (1939)
МЕТОДОМ ДВУХЦВЕТКИ в СССР были сняты:
– первый советский хроникальный цветной фильм «Цветущая молодость» (28.10.1938).
– первый украинский цветной игровой фильм «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» (19.06.1939).
Фрагмент из фильма «Сорочинская ярмарка» (1939)
– первый советский цветной фильм-сказка «КОНЕК-ГОРБУНОК» (31.07.1941).
Фрагмент из фильма «Конёк-Горбунок» (1941)
– цветные эпизоды первого советского стереоскопического фильма «КОНЦЕРТ» (Земля молодости) (04.02.1941)
– цветные художественные фильмы:
«Похождение медвежонка» (Рот-Фронт, 01.01.1937); «Веселые артисты» (Союздетфильм, 25.09.1938); «Глядя на луч полярного заката» (Союздетфильм, 00.09.1938); «Хабанера» (Союздетфильм, 00.12.1938); «Майская ночь» (Киевская киностудия, 12.03.1941);
Фрагмент из фильма «Майская ночь» (1940)
– цветные мультипликационные фильмы:
«Сказка о веселом пастухе» (Межрабпомфильм, 1935); «Стрекоза и муравей» (Межрабпомфильм, 07.05.1936); «Жук в зоопарке» (Украинфильм, 04.07.1936); «Зазнавшийся цыпленок» (Украинфильм, 04.07.1936).
– цветные документальные фильмы:
«У теплого моряк» (Рот-Фронт, 01.01.1937), «Дом счастливых» (01.01.1937)*, «Молодость идет» (1939)*.
– цветные научно-популярные фильмы:
«Памятники эпохи Тимура» (Мостехфильм, 1938); «Регистан» (Мостехфильм, 1938); «Город Бухара» (Мостехфильм, 1941).
К счастью большинство цветоделенных исходных материалов советских двухцветных фильмов сохранились в Госфильмофонде России и сегодня при желании и наличии средств их можно, с использование современных компьютерных технологий, восстановить в первозданном цвете. А в некоторых случаях добиться такого качества цвета, получение которого было не возможно из-за отсутствия химикатов и оборудования в те годы.
Смотреть на youtube:
«КАРНАВАЛ ЦВЕТОВ» (1935)
Проба восстановления цвета “СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА” (1939)
Пример восстановления цвета двухцветного фильма “КАРНАВАЛ ЦВЕТОВ” (1935)
СЪЕМКА МЕТОДОМ «БИПАК»
БИПАК «Agfa BiPack Film» (Агфа Бипак Филм)
БИПАК «Rainbow Negative» (Рэйнбоу Негатив)
БИПАК «Gevaert BiPack» (Гиверт Бипак)
БИПАК «Kodak: Orthochromatic & Panchromatic Bipack»
ДВУХЦВЕТНЫЕ СУБТРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ по методу БИПАК
Майоров Н.А. “ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. История одного фильма”, Мир техники кино (MTK) №37, 2015 |
______________________________________________________________
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |