СОКОЛОВ Борис Александрович
(р. 13.02.1920 – 16.01.2019)
Советский оператор документального кино.
Почётный кинематографист России.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
Лауреат Сталинской премии (1948)
В 1941 году, окончив операторский факультет ВГИКа, был направлен на преддипломную практику на Московскую студию кинохроники, там же набирался первого операторского опыта. В июне 1941 года на киностудии шла подготовка к съёмкам фильма «Город в обороне». С группой фильма Борис выехал на экспедицию в город Коломну, где на 22 июня намечался первый съёмочный день. Однако из-за войны от работы над фильмом пришлось отказаться.
В октябре 1941 года с Центральной киностудией кинохроники эвакуировался через Куйбышев (Самара) в Алма-Ату, где три года снимал в Казахстане тыловую хронику (киностудия вскоре вновь вернулась в Москву).
В 1944 году был обратно возвращён в Москву, а оттуда уже в звании капитана направлен во фронтовую группу 1-го Белорусского фронта. Снимал бои в Польше, Германии, затем был направлен оператором на Забайкальский фронт. В мае 1945 года Соколову вместе с оператором Михаилом Посельским пришлось снимать берлинскую тюрьму, а в ней отдельно камеру пыток и казней. Заснятые ими кадры с гильотиной в камере пыток включил позднее в свой фильм «Иваново детство» режиссёр Андрей Тарковский, сделав её символом мученической смерти 12-летнего главного героя. Просматривая картину талантливого режиссёра, оператор обнаружил свои кадры.
Отснятые капитаном Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы периода Великой Отечественной войны, в частности, «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие. Соколов был одним из тех, кто участвовал в съёмках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии.
В послевоенное время работал на Центральной студии документальных фильмов.
С 1949 по 1955 год работал на Литовской киностудии.
С 1955 по 1959 год на «Мосфильме».
С 1959 по 1981 год работал на Центральном Телевидении в качестве главного кинооператора, Художественного руководителя отдела «Хроника» творческого объединения «Экран».
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1941 — 1949: снял 410 сюжетов для киножурнала «Новости дня» и другой периодики.
1944 — 1945: снимал Спец. Выпуски
Варшава (1944)
СССР, ЦСДФ, 1944, ч/б, 13 ч., 2359, 1 м., 35 мм, 1.37:1, моно. Операторы: Р. Кармен, В. Комаров, Е. Арон, С. Киселев, Е. Мухин, И. Посельский, Н. Соловьев, В. Томберг, Л. Мазрухо, А. Ибрагимов, Б. Соколов, Г. Могилевский.
От Вислы до Одера
СССР, ЦСДФ, 1945, ч/б, 4 ч., 1106,9 м., 35 мм, 1.37:1, моно.
Режиссер: В. Беляев. Операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б.А. Соколов, В. Симхович, В. Томберг. Текст Ю. Смирнитский, асс. режиссера А. Кирюхина, В. Чекулаева, нач. группы А. Кузнецов, музоформитель Д. Штильман, звукооператор В. Котов, Е. Кашкевич, диктор Л. Хмара, консультант С. Платонов.
В Померании
СССР, ЦСДФ, 1945, ч/б, 4 ч., 986,4 м., 35 мм, 1.37:1, моно.
Режиссер: В. Беляев. Операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин. Звукооператор В. Котов, музоформитель Д. Штильман, нач. фронтовой группы М. Трояновский, А. Кузнецов, автор текста Ю. Смирнитский.
Знамя Победы над Берлином водружено
СССР, ЦСДФ, 1945, ч/б, 1 ч., 346,7 м., 35 мм, 1.37:1, моно. Режиссеры: Ю. Райзман, В. Беляев. Асс. режиссера А. Кирюхина, автор текста Ю. Смирнитский, музоформитель Д. Штильман, звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич.
Парад Победы (черно-белый вариант, 1945)
ФИЛЬМЫ:
Берлин (1945)
Разгром Японии (1945)
Карело-Финская ССР (1947)
1949 — 1955 снял 273 сюжета для киножурнала «Тарибу Летува».
1955 — 1959
Бессмертный гарнизон (1956) – ассистент главного оператора Э.К. Тиссе.
Телевизионные репортажи о пребывании правительственных делегаций в таких странах как ГДР(1959), Мексика(1959), Индия, Индонезия, США,(1960), Болгария(1961), Румыния(1962), Египет(1964).
1959 г. – 1980 г. снял более 1000 сюжетов и очерков для редакции «Центрального телевидения».
О Борисе Александровиче Соколове снят документальный фильм «Из жизни кадра не выбросить» режиссёра Игоря Мордмиловича
Награды
орден «Знак Почёта»
два ордена Красной Звезды (18.6.1945) — за съёмки во время освобождения Варшавы
орден Отечественной войны II степени (6.4.1985)
31 медаль, в том числе:
медаль «За оборону Москвы»
медаль «За освобождение Варшавы»
медаль «За взятие Берлина»
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
медаль «За победу над Японией».
Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Совенская Латвич»
заслуженный деятель искусств РСФСР (1980)
Почётный кинематографист России
_________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Плачьте, но снимайте» По итогам круглого стола «Памятник Известному Солдату» (памятник фронтовому кинооператору)
|
|
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |