РУССКИЙ ЛЕС
СССР, Мосфильм, 1963-1964, цв. (Свема), 1-я серия (10 ч., 2392 м), 2-я серия (10 ч., 2318 м), ш/э (Широкий экран), 35 мм, моно. Экранизация. Премьера 9 ноября 1964 года в московском кинотеатре «Колизей».
Первый советский цветной игровой широкоэкранный фильм, снятый в одном варианте.
Авторы сценария: Л. Леонов, В. Петров, Ю. Лукин. Режиссер-постановщик В. Петров. Операторы: И. Гелейн, В. Захаров. Художник П. Киселев. Композитор Г. Свиридов. Звукооператор В. Попов. Режиссер И. Петров. Монтажер 3. Веревкина. Художники-гримеры: М. Аляутдинова, Н. Антонова. Художник по костюмам Л. Рахлина. комбинированные съемки: оператор Б. Арецкий, художник Л. Александровская. Дирижер Э. Хачатурян. Консультант Е. Лопухов. Редактор В. Катинов. Директор картины Т. Огородникова.
В ролях:
Б. Толмазов (Вихров), Р. Нифонтова (Елена Ивановна), Н. Дробышева (Поля), Н. Гриценко (Грацианский), М. Пастухова (Таиска), Е. Фадеева (Наталья Сергеевна), А. Аркадьев (Кнышев), С. Калинин (Калина), В. Колпаков (Титка), С. Бардин (Золотухин), К- Половикова (Семениха), Андрюша Никонов (Ваня Вихров), Володя Седулин (Демидка Золотухин), Л. Соколова, Г. Юхтин, М. Булгакова, К. Воронцова-Фролова, Г. Васильев, В. Голиков. Текст от автора читает К. Кириллов.
По одноименному роману Л. Леонова.
Поля Вихрова, дочь известного лесного профессора, не застала дома подруги, к которой приехала; зашла к ее соседке, и та рассказала ей о своем давнишнем знакомстве с молодыми Грацианским и Вихровым. Когда девушка пришла к отцу, ее встретила тетка Таиска. Отец с некоторого вре¬мени не жил с матерью, и Поля удивилась его скромной квартире, вспомни¬ла себя в этих комнатах далекого детства, но не захотела здесь остаться и ушла. Вернувшись домой, профессор узнал о посещении дочери. Иван Матвеевич, желая найти причину, почему его бросила жена, перебирает в памяти прожитое. Он вспомнил отца, деда, лесопромышленника Кнышева, и то, как он, тогда крестьянский паренек, с кулаками вступился за русский лес. В Петербургском лесном институте существовало лесное братство, куда входили Гриша Чередилов, Саша Грацианский и Валерий Крайнев. С Валерием Вихров был особенно близок; следуя его советам, он много походил по России. Уже лесничим поиехал Вихров в имение Санегиной. Там он часто встречал Лену. Во время пожара усадьбы в лесных заводях нагнал он обезумевшую и растерянную девушку… Осенью, когда Лена выздоровела, Вихров как жену увез ее в Москву, где ему предложили кафедру лесохозяйственного института. Профессор Вихров раздумывает над пережитым: рука машинально переворачивает страничку календаря. На развернутых листках дата: «1941 год 22 июня».
Началась война. В бомбоубежище дочь профессора Вихрова Поля случайно знакомится с давнишним недругом отца Грацианским. Неискушенная и доверчивая, она верит Грацианскому, назвавшему Вихрова плохим человеком и вредным ученым. Но Грацианский не все верно рассказал Поле о жизни отца. Действие фильма возвращается в 1927 год — к тому времени, когда от Вихрова ушла жена. Он слишком поздно понял, что в своей увлеченности наукой и борьбой мало думал о жене и не смог помочь ей обрести себя. Несчастья преследовали его. В 1937 году на собрании в Лесотехническом институте Вихрова обвинили во вредной деятельности. Главным обвинителем выступал Грацианский. Для Грацианского сочинения Вихрова, выступавшего в защиту русского леса, были поводом проявить полемический дар. После того собрания Вихров долго ничего не писал, а лекции в институте возобновил лишь перед самой войной. На одну.из них удалось попасть Поле. Перед уходом на фронт Поля идет проститься со своей старой знакомой Натальей Сергеевной в странном предчувствии, что та откроет ей правду о Грацианском. Рядом с умирающей Натальей Сергеевной застает она Грацианского, который и теперь лжет ей. И Поля понимает, что он всегда лгал. На фронте Поле дают ответственное задание — пробраться в расположение врага и добыть сведения, необходимые для наступления. По неосторожности Поля попадает в руки немцев. Ее допрашивает Киттёль. Прикинувшись доброжелательным, он старается узнать, зачем она оказалась в расположении немецкой части. Девушка уверяет его, что она беженка, но Киттель не верит… А Грацианский в Москве беседует с Вихровым, он пришел поздравить его с выходом новой книги. В порыве откровенности он сообщает, что главным в его жизни было всегда одно желание — уцелеть… Поле удается бежать из плена, спасителем ее оказался староста Золотухин. Поля выполнила задание, но в Москву она вернулась совсем другим, повзрослевшим человеком. И она снова при¬ходит к Грацианскому. Он встречает ее обычными сладкими фразами, стараясь по обыкновению не ответить прямо ни на один вопрос. Поля с ненавистью выплескивает чернила Грацианскому в лицо. Она приходит к отцу, и впервые они долго и откровенно разговаривают как близкие люди.
Библиография:
«Комсомольская правда», 14.XI 1964; «Совет¬ская культура», 26.XII 1964; «Московская правда», 17.XI 1964; «Литературная Россия», 27.XII 1963; «Лесная промышленность», М., 16.VI 1964; «Комсомолец Киргизии», Фрунзе, 5.IV 1963; «Вечерний Новосибирск», 9.III 1963; «Молодой ленинец», Ставрополь, 4. IX 1963; «Советская Белоруссия», Минск, 24.XI 1964; «Ленинградская правда», 19.XII 1964; «Вечерний Ле¬нинград», 4.XII 1964; «Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 18.XI 1964; «Забайкальский рабочий», Чита, 13.XI 1964; «Днепровская правда», Дне-пропетровск, 14.XI 1964; «Молот», Ростов-на-Дону, 4.XI 1964; «Волжская коммуна», Куйбышев, 1.XII 1964; «Ставропольская правда», 29.X 1964; «Советская Башкирия», Уфа, 12.XII 1964; «Горьковская правда», 5.XII 1964; «Тихоокеанская звезда», Хабаровск, 15.XI 1964; «Таганрогская правда», 4.XII 1964; «Ленинское знамя», Петропавловск, 28.XI 1964; «Северный рабочий», Ярославль, 28.XI 1964; «Молодежь Алтая», Барнаул, 20.XII 1964; «Новгородская правда», 5.XII 1964; «Правда Севера», Архангельск, 20.IV 1964; «Магаданская правда», 11.XI 1964; «Новороссийский рабочий», 17.XI 1964; «Калининградская правда», 28.XI 1964; «Магнитогорский рабочий», 4.XII 1964; «Кировская правда», 15.XI 1964; «Ульяновская правда», 12.XI 1964; «Заря», Брест, 4.XII 1964; «Кавказская здравница», Пятигорск, 14.ХI 1964. «Искусство кино», 1964, № 12; «Советский экран», 1964, № 22.
—————————————————————————————————-
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
© Николай Майоров, 2017. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |