Стенька Разин [Изоматериал] / [Худож.] П. Ассатуров. — Санкт-Петербург : Лит. И. Кадушкина, [1908]. — 1 л. : хромолитогр. : 103 х 69 см.

«…Синематограф — это движущаяся фотография. На большой экран, помещённый в тёмной комнате, отбрасывается сноп электрического света, и вот на полотне экрана появляется большая — аршина два с половиной длины и полтора в высоту — фотография…»
Эти строки, опубликованные в 6 июля 1896 года газете «Одесские новости», принадлежат перу Алексея Максимовича Горького, который был одним из тех россиян, кто познакомился с «Синематографом» в первые дни его демонстрации в городах России. И таких зрителей были сотни. Изобретение Люмеров не только победным маршем шло по городам Европы, но и прокатилось по всей России от Петербурга до Владивостока всего за один год (см. «Первые демонстрации «Синематографа» в городах России»). Синематограф прижился в России, сначала в виде аттракциона в балаганах на ярмарках. Чуть позже появились первые стационарные кинотеатры. Через 9 лет после первых просмотров, в России появилось собственное кинопроизводство, которое к двадцатилетию прихода синематографа достигло огромных размахов (см. «Русская дореволюционная кинематография в цифрах»).
А началось все в 1896 году…

ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА