ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАНОРАМНЫХ СИСТЕМ КИНЕМАТОГРАФА

Мощная конкуренция со стороны бурно развивающего на западе телевидения в послевоенные годы заставила кинопроизводителей и кинопрокатчиков искать новые способы привлечения зрителей в кинозалы. Начался бум стереоскопического и широкоэкранного кинематографа. Но первым в это борьбу включился панорамный кинематограф.

К началу 50-х годов прошлого века были созданы кинопроекторы со световым потоком 10000 люмен, обеспечивающие высокий уровень яркости изображения на экране даже 10 метровой ширины. Это дало возможность реализовать идею создания сверх широких дугообразных экранов с углом обзора почти 150. При просмотре фильмов на таком экране восприятие зрителем изображения было более естественным, возникал эффект присутствия, изображение становилось как бы объемнее и безграничнее. Зритель находится как бы в центре события, почти как в реальной жизни. Особенно эффектными, был эпизоды проездов и пролетов, широкие панорамы рек и гор.
Понятно, что 10-ти метровый экран был слишком мал для панорамной кинопроекции. Экран должен был быть шире и выше. Но даже если бы можно было увеличить еще световой поток кинопроектора, качество выпускавшейся тогда кинопленки, даже самой лучшей, не позволяло получать удовлетворительное по резкости изображение при большом увеличении. Да и проекционной оптики, позволявшей демонстрировать плоское изображение на дугообразный экран без искажений, еще не было. Единственным вариантом оставалось применение для съемки и проекции нескольких кинопленок одновременно. Три пленки – оптимально решали поставленную на том этапе задачу.
За всю историю панорамного кинематографа были разработаны и эксплуатировались всего три трехпленочные системы: «Кинопанорама» в СССР, «Cinerama» (Синерама) и «CineMiracle» (Синемирикал) в США. Основные параметры и принципы работы, каждой из них, очень схожи друг с другом.
Съемку панорамного фильма по трехпленочной системе производят либо специальной трехпленочной камерой (Cinerama и Кинопанорама), либо установкой из трех обычных кинокамер (CineMiracle), смонтированных на специальной площадке таким образом, чтобы оси соседних объективов об¬разовывали между собой угол равный 48°.
Как уже было сказано выше, качество пленки еще было не высоким. Поэтому для съемки панорамного изображения каждый из трех кадров его был увеличен по высоте и ширине соответственно с 16мм до 25,4 мм и с 22 мм до 28 мм. Соответственно увеличился и шаг кадра с 4 до 5 перфораций или с 19 мм до 28мм. Соотношение сторон каждого из трех кадра равнялось 0,9:1, что в сумме составляло соотношение ширины к высоте 2.72:1. Но поскольку во время съемки, чтобы не допустить разрыва изображения предметов, попадающих на место стыка пленок участи изображения накладывают друг на друга в пределах угла равного 2, то в результате проекции трех пленок на экран это наложение становится равным 4, а общий горизонтальный угол – 146. Соотношение ширины к высоте панорамного изображения на экране равно 2.59:1.
В связи с ростом угловых размеров экрана, для обеспечения более частого мелькания кадра и соответственно более качественного показа, часта съемки и проекции панорамных фильмов увеличена советской системе до 25 кадров секунду и до 26 кадров секунду в американских.
Так же как и съемка, демонстрация панорамного фильма осуществляется с трех синхронно работающих кинопроекторов, оптические оси которых об-разуют между собой угол в 48°. Центральный проектор обеспечивает проекцию на центральную часть изогнутого по окружности экрана. Правый проектор демонстрирует левое изображение, а левый – правое. Таким образом, каждый из проекторов обслуживает только третью часть экрана, что позволяет демонстрировать панорамные фильмы на экраны площадью от 150 до 300 кв.м с хорошим уровнем яркости.
Экраны для панорамной проекции изготовляются из специального белого полотна, рассеивающего свет. Для хорошего прохождения звука с заэкранных громкоговорителей метериал экрана имеет специальные перфорации. Для того, чтобы ослабить взаимное засвечиванее краев экрана, правую и левую части экрана изготавливают из отдельных полос шириной около 20 мм каждая, накладывая их друг на друга внахлест. Такая конструкция экрана несколько отклоняет отражаемые от полос лучи и ослабляет засвечиванее.

Рекламная схема принципа съемки и показа фильмов по системе «Синерама»
Рекламная схема принципа съемки и показа фильмов по системе «Синерама»

Во время проекции каждая из трех кинопленок проецируется в нахлест, перекрывая друг друга на экране в пределах угла равного 2. Поскольку в местах наложения световые потоки двух кинопроектов увеличивают яркость в два раз, то место стыка центрального кадра с правым и левым кадром образуют светлые полосы удвоенной яркости, как бы разделяя экран на три части.
В американской системе «Синерама» снижение яркости этих полос достигается путем применения окне кинопроекторов быстро движущихся гребенок, быстро передвигающихся вертикально в пределах зоны нахлеста изображений. В советской системе «Кинопанорама» смягчение яркости этих полос производится во время печати позитивной копии путем впечатывания в зону нахлеста специального оптического клина.
Для демонстрации панорамных фильмов по советской системе в аппаратных устанавливается по два кинопроектора, обеспечивающих непрерывный показ фильма с бобин 600м и 1200м. В американских системах демонстрация панорамного фильма ведется с перерывом, так как в каждой из трех аппаратных устанавливается только один кинопроектор обеспечивающий показ копии длиной до 2500м в течении не более 55 минут, после чего требуется время для перезарядки кинопроекторов.
В системах «Синерама» и «Кинопанорама» кинопроекторы устанавливаются в трех отдельных аппаратных, а в системе «Синемирикал» все три проектора устанавливаются в одной аппаратной: правый и левый проекторы устанавливаются под углом к центральному и осуществляют проекцию на соответствующие стороны экрана через установленные под углом зеркала.
В отличие от двух американских панорамных систем, в советской Кинопанораме звуковая фонограмма, записанная на 35-мм магнитной пленке, была не 7-канальной, а 9-канальной. Каналы с первого по пятый обеспечивали стереофоническое звучание за экраном. Остальные каналы обеспечивали эффектный звук не только по стенам зала, но на его потолке и в полу.
Отечественная звуковая 9-канальноая система до сих пор используется в кинотеатре круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве.

ПАНОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

CINERAMA® (Синерама) (1952)

CINEMIRACLE® (Синемирикал) (1958)

КИНОПАНОРАМА® (1958)

ПАНОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий