“Небесный тихоход” (1945)

Вечерняя Москва 29.03.1946 стр.4. Небесный тихоход
Вечерняя Москва 29.03.1946 стр.4.

НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД

СССР, Ленфильм, 1945, ч/б, 9 ч., 2261,12 м, 35 мм, 1.37:1, монофоническая.

Выпущен на экран 2 апреля 1946 года на экраны московских кинотеатров: театр Киноактера, Метрополь. Ударник. Колизей. Москва, Художественный. Родина, Форум, Таганский, Центральный, Шторм. Орион. Динамо.

6 мая 2012 года по «Первому каналу» телевидения была показана колоризированная версии фильм с оригинальной фонограммой 1945 года и без купюр.

"Небесный тихоход" (1945) колоризация
“Небесный тихоход” (1945),  колоризация (2012)

Автор сценария и режиссер-постановщик Семён Тимошенко. Оператор Александр Сигаев. Художник Исаак Махлис. Композитор Василий Соловьев-Седой. Звукооператоры: Пётр Вицинский, Кирилл Позднышев. Режиссеры: Сергей Сиделёв, И. Щипанов. Режиссер-консультант П. Вейсбром. 2-й оператор А. Зазулин. 2-й художник П. Курникова. Комбинированные съемки: операторы Г. Шуркип и И. Акмен, художники М. Головатинский и М. Гольденцвейг. Монтаж. Н. Разумова. Авторы текста песен: А. Фатьянов, С. Фогельсон. Директор картины И. Гольди.

В ролях:

Николай Афанасьевич КРЮЧКОВ (майор Василий Васильевич Булочкин), Василий Меркурьев (старший лейтенант Семён Туча), Василий Нещипленко (капитан Сергей Кайсаров), Алла Парфаньяк (Валентина Константиновна Петрова (она же Валя), журналистка газеты «Пионерская правда» и дочь генерал-майора), Людмила Глазова (старший лейтенант Екатерина Кутузова), Тамара Алёшина (старший лейтенант Мария Светлова), Фаина Раневская (военный врач, профессор медицины), Яков Гудкин (повар), Анатолий Королькевич (солдат с зубной болью), Александр Лариков (генерал-лейтенант), Вера Романова (медсестра), Константин Скоробогатов (Константин Васильевич Петров, генерал-майор авиации), Манефа Соболевская (лётчица), Владимир Таскин (немецкий лётчик).

В эпизодах:

Анатолий Алексеев, Леонид Кострица, артисты танцевального коллектива под руководством Аркадия Обранта. 

О боевых буднях советских летчиц в годы Великой Отечественной войны.

Известный летчик-истребитель майор Булочкин, протаранив в одном из воздушных боев самолет противника, получает тяжелое ранение. После лечения в госпитале Булочкина направляют в эскадрилью легких  бомбардировщиков У-2, так как состояние здоровья не позволяет ему летать на скоростных машинах. Майор, привыкший к большим скоростям и маневренности истребителя, обескуражен перспективой летать па «небесных тихоходах». Дело осложняется еще и тем, что весьперсонал эскадрильи У-2 состоит из одних девушек. Это представляет большую «опасность» для Булочкина, давшего, как и двое его друзей, летчики Туча и Кайсаров, торжественную клятву не жениться до конца войны. Первым нарушает клятву Кайсаров, за ним следует Туча. С приходом на аэродром газетной корреспондентки Вали наступает очередь и майора Булочкина. Но Булочкин «изменяет» не только своей клятве: летая на У-2, он убеждается в прекрасных боевых качествах этой скромной машины и отказывается от предложения командования вновь перевестись в истребительную авиацию.

МЕСТА СЪЕМОК

  • Павильон – киностудия Ленфильм
  • Натура – под Ленинградом.
  • Аэродром – в Левашово.
  • Больница – на Елагином острове у  Елагина дворца.

Библиография:

  • Вечерняя Москва, 02.04.1946
  • Известия, 13.04.1946;
  • Труд, 09.04.1946;
  • Комсомольская правда, 26.05.1946;
  • Искусство кино, М., 1946, № 4,
  • Советское искусство, М., 12.04 и 12.07.1946,
  • Московский большевик, 10.04.1946;
  • Ленинградская правда, 07.04.1946;
  • Вечерний Ленинград, 06.04.1946;
  • Красная звезда, М., 07.04.1946;
  • Красный флот, М., 4. .04.1946;
  • Сталинский сокол, М., 04.04.1946.

 =================================================

==========================================================

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К ФИЛЬМУ

КОВЗАН Борис Иванович – прототип главного героя фильма

КОВЗАН Борис Иванович
КОВЗАН Борис Иванович

Ковзан Борис Иванович – лётчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области Белорусской ССР.

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года.

За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.

Лётчик 744-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребители сопровождения, Ковзан устремился к “юнкерсам”. Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался “юнкерс” и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Десять месяцев лётчик-истребитель провёл в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.

После войны продолжал службу в Советской Армии. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Полковник (1975). Награждён 2 орденами Ленина (15.05.1942, 24.08.1943), орденами Красного Знамени (16.07.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.

Друг Николая Крючкова – заслуженный мастер спорта Георгий Иванович БУЛОЧКИН 

Георгий Иванович Булочкин
Георгий Иванович Булочкин

«Первым делом, первым делом самолеты. — Ну, а девушки? — А девушки потом». Помните знаменитые строки из кинофильма «Небесный тихоход»? Незамысловатая песенка, но с таким большим смыслом. Фильм стал одним из лидеров проката 1946 года, а главный герой Василий Булочкин — любимцем зрителей. Причем он должен был носить другую фамилию, но за такую неавиационную народный артист СССР Николай Крючков долго боролся со съемочной группой.

С мастером спорта Георгием Булочкиным Крючков познакомился перед Великой Отечественной войной на съемках фильма «В тылу врага» (1941). Георгий дублировал Крючкова. Они были так внешне похожи, что никто из зрителей никогда бы не отличил их со спины. Вскоре многократный чемпион СССР по лыжным гонкам и соревнованиям патрулей сдружился со знаменитым актером.

Деловые отношения переросли в дружбу. Каждый шел к своим вершинам мастерства. Крючков получал актерские награды и звания, Булочкин – спортивные. Один стал чемпионом страны по экранной популярности, второй – по лыжным гонкам. И вдруг – война…

Выходец из Кировского района столицы уже к 25 годам добился серьезных спортивных успехов. В спортшколе ЦСКА он успешно справлялся и с лыжами, и с винтовкой. К 1940 году Булочкин уже был лейтенантом. А потом беготню по подмосковным лесам пришлось сменить на полеты. Георгия не влекли диверсионные отряды, он хотел летать. В авиашколе пришлось учиться ускоренно.

Однажды близ Ростова-на-Дону бомбардировщик Пе-2, на котором летел Булочкин, был в неравном бою сбит. Летчики покинули самолет с парашютом, но во время приземления командир был ранен. Пришлось летчику выносить раненого командира на себе. К этому тяжелому физическому испытанию (он нес на себе командира к линии фронта почти сутки) Булочкин был подготовлен довоенными занятиями спортом. Он являлся разносторонним спортсменом, например, входил в состав ЦДКА в традиционной легкоатлетической эстафете 10х1000 метров, хорошо играл в футбол, участвовал в лыжных гонках.

     В 1943 году Георгий Иванович Булочкин стал заслуженным мастером спорта. Причем, пожалуй, впервые у отмечавшегося высоким спортивным званием были учтены не только выдающиеся достижения. При награждении говорилось о мужестве, отваге и отличной физической закалке, проявленных им в боях с гитлеровцами.

    С войны капитан Булочкин вернулся кавалером орденов Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, обладателем десяти боевых медалей, совершив более 300 боевых вылетов. Несмотря на несколько ранений и контузий, гвардеец, бывалый фронтовик, после войны возобновил занятия спортом. Потом в родном ЦСКА перешел на тренерскую работу, стал наставником многих армейских лыжников и биатлонистов.

 

Женщины-летчицы

Формирование уникальных в мировой военной истории воинских подразделений – женских авиационных полков –  началось в критические дни Московской битвы по инициативе и под общим руководством известной лётчицы Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны СССР И.В. Сталина № 0099 от 8 октября 1941 года. Под  руководством М.М. Расковой были созданы и отправлены на фронт 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный авиаполки. Свое боевое крещение авиаполки приняли в «грозном» для нашей страны 1942 году.  На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чем не уступая мужчинам, громили врага. И оказалось, что у советских девушек железный характер, твердая рука, меткий глаз[1].

Многие советские женщины-пилоты погибли, еще больше получили серьезные ранения. Однако высокое чувство личной ответственности за выполнение воинского долга, чувство готовности к самопожертвованию и уверенности в полной победе над врагом помогли нашим женщинам преодолеть все грубое и страшное, что принесла им война, и выйти победителями. Не случайно 29 летчиц, воспитанных в этих авиаполках, были удостоены звания Героя Советского Союза,  четверо – звания Героя Российской Федерации.

Войны без потерь не бывает. Участвуя в боях с врагом, несли потери и женские авиаполки. В истребительный 586-й и бомбардировочный 587-й в ходе войны приходили мужчины, и только 588-й полк ночных бомбардировщиков до самого конца войны оставался чисто женским.

Данный выставочный проект посвящен 75-летию формирования женских авиационных полков. Центральной темой выставки является жизнь на фронте и подвиги  советских женщин – летчиц, штурманов, вооруженцев, техников и других военнослужащих данных авиаполков, доказавших своё мужество и профессионализм не только противнику, но и коллегам из «мужских» авиасоединений, первое время с недоверием и удивлением относившимся к женским авиаполкам.

Первый тематический раздел экспозиции посвящен героине предвоенной поры — штурману женского экипажа самолета «Родина» М.М. Расковой,  одной из первых женщин в СССР удостоенных звания Героев Советского Союза в 1938 году за беспосадочный перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре. Вдохновленные подвигом экипажа самолета «Родина» и другими  достижениями в советской  авиации, множество женщин посветят себя освоению авиационного дела, а когда начнется  Великая Отечественная война, начнут «штурмовать» военкоматы с просьбой послать их на фронт сбивать фашистские самолеты. Сформировать женские авиаполки руководство страны возложит именно на М.М. Раскову. И это не случайно. Большинство летчиц, штурманов, техников пришли в авиацию именно за Расковой, вдохновленные ее полетами, ее победами, ее устремленностью. Эта красивая женщина стала легендой, кумиром для целого поколения…

Среди экспонируемых в данном разделе материалов – выпуск газеты «Правда» от 2 ноября 1938 года с текстом указа о присвоении звания Героев Советского Союза  экипажу самолета «Родина», фотографии, книги, документы.

Второй раздел выставки посвящен 586-му истребительному авиационному полку ПВО, записавшему на свой счет в годы Великой Отечественной войны 2073 боевых вылетов, 125 воздушных боев и  19 сбитых самолетов противника.

 Третий раздел посвящен 587-му бомбардировочному авиационному полку. Впоследствии получившему название 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы и лётчики полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско – Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск – Орша.

Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.

За период Великой Отечественной войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.

В четвертом разделе представлены материалы по самому легендарному 588-му ночному легкобомбардировочному авиационному полку, летчиц которого немцы прозвали  «ночными ведьмами». Авиаполк оставался исключительно женским на протяжении всей Великой Отечественной войны. За отличное выполнение боевых заданий полк получил наименование 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка.

588-й полк  начал боевой путь в Сальских степях и закончил его на территории фашистской Германии. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани, содействовал освобождению Севастополя, Могилёва, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска  (Данцига), помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере.

За три года непрерывных боев полк никогда не уходил на переформирование, совершил более 24000 боевых вылетов и сбросил на позиции врага более 3 000 000 кг бомбового груза. Многие экипажи имели на счету от 500 до 1 000 боевых вылетов. За годы войны в полку погибли 32 девушки. В полку – 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России и Герой Республики Казахстан.

 

Самолеты У-2 – По-2

 У-2 или По-2 — советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1927 году. Один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Николая Николаевича Поликарпова. Самолёт имел разговорное название «кукурузник», так как ещё в 1930-х годах активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов ядохимикатами.

По схеме самолёт У-2 — одномоторный двухместный биплан расчалочной конструкции с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 125 л. с. фюзеляж выполнен из дерева как пространственная расчалочная ферма, обшитая спереди фанерой, а сзади — полотном. Массогабаритные характеристики: Общая длина самолёта — 8170 мм; масса пустого учебного самолёта: на колёсах — 752 кг, Нормальный полётный вес: бомбардировщика — 1400 кг, Скорость: максимальная — от 130 до 150 км/ч, крейсерская — 100—120 км/ч. Дальность беспосадочного перелёта (по топливу) — 350—400 км. Потолок — 3800 м. Разбег и пробег — 100—150 м Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 кг.

Лётные качества У-2 в зависимости от того, для каких целей применялся самолёт, и какие изменения вносились в его оборудование, варьировались, но во всех случаях самолёт оставался надёжным, лёгким и послушным в управлении: для улучшения пилотажных характеристик на самолёте применён увеличенный руль направления. У-2 мог совершать взлёт и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках

У-2 имел ряд достоинств. Во-первых, он был исключительно простым и дешёвым в производстве и эксплуатации, легко ремонтировался, что делало его производство крайне выгодным для СССР, в котором именно дешевизна и простота техники имели особое значение. Во-вторых, самолёт был очень прост в управлении и даже неопытный лётчик мог свободно летать на нём. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки, которые на другом самолёте неизбежно привели бы к аварии. По этой причине именно У-2 был основным учебным самолётом советских ВВС. Например, машину почти невозможно было ввести в штопор; в случае, если лётчик отпускал рули управления, самолёт начинал планировать со скоростью снижения 1 метр в секунду и, если внизу оказывалась ровная поверхность, мог самостоятельно сесть на неё. Наконец, У-2 мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с грунтового «пятачка» — крайне малым местом для разбега, что делало его незаменимым для связи с партизанами. В-третьих, У-2 обладал низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности.

Это позволяло использовать машину для штурмовок и бомбардировок вражеских позиций, хотя боевые вылеты производили, как правило, ночью, так как днём самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника и мог быть сбит наземным огнём даже из стрелкового оружия. Все эти достоинства У-2 привели к тому, что он широко применялся в ВВС СССР в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи.

У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.

 

Места базирования У-2 лежали на удалении до 150 км от линии фронта и совершать с них интенсивные полёты чаще всего было неудобно. Поэтому всю боевую работу ночные бомбардировочные полки выполняли с аэродромов подскока, располагавшихся в 20-35 км от передовой. Днём эти площадки пустовали, а к вечеру на них перелетали самолёты.

 

Основными боеприпасами, сбрасываемыми с У-2, были фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50. На бомбардировщик подвешивалось либо две «сотки», либо 4 бомбы калибра 50 кг. Кроме того, при бомбометании использовались ампулы, снаряжённые смесью «КС». Их загружали в фанерные кассеты со взрывателем. На заданной высоте после сброса взрыватель срабатывал, кассета открывалась и шарики рассеивались на значительной площади, выжигая всё при падении на землю. Кроме этого, использовались зажигательные бомбы ЗАБТООтш (с термитными шарами) и ЗАБ-50 (с твёрдым горючим). Из осколочных бомб применялись АО-2,5; АО-10 и с 1943 АО-25-35, особенно активно в начале войны и при полётах на дальние расстояния. Из нелетальных боеприпасов применялись осветительная авиабомба САБ-100 и агитационная АГБ-100.

Одна из тактик заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики подходили к цели с установленными на малый газ двигателями или на сверхмалой высоте, благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента.

Результаты боевой деятельности У-2 впечатляли. К примеру, штурман звена 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии лейтенант Герой Советского Союза Василий Дмитриевич Кизь совершил 640 боевых вылетов, взорвал 27 складов с горючим и боеприпасами, разрушил 7 ДОТов, наблюдательный пункт, 168 зданий и сооружений, уничтожил 24 автомашины и 4 самолёта на земле. При этом отдельные лётчики имели на своём счету более 800 боевых вылетов, а некоторые (Герой Советского Союза Ирина Фёдоровна Себрова) — более тысячи.

В особо напряжённые ночи наземные команды обеспечивали до 12 боевых вылетов каждого У-2. Число полётов зависело от продолжительности тёмного времени суток.

По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942 году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до четырнадцати раз за ночь. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Nähmaschine» (швейная машина, из-за типичного звука мотора) — так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.

Осенью 1941 года в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами. Один из женских авиаполков имел на вооружении самолёты У-2 – 46-й («Таманский») гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. 23 лётчицы и штурмана, воевавшие на У-2, удостоены звания Героя Советского Союза, 2 удостоены звания Героя Российской Федерации, 1 звания Звания «Народный Герой» Республики Казахстан.

 

 

Фильм «Небесный тихоход» глазами историка

 

Про фильм «Небесный тихоход» писать — букв не надо, можно обойтись одними восклицательными знаками. И можно быть уверенным, что такое мнение совпадёт с подавляющим большинством зрителей. По жанру это комедия, и хотя к комедии отношение особое, тем не менее, в этом фильме есть немало интересного с исторической точки зрения.

Во всяком случае, некоторые моменты могут послужить поводом для небольшого рассказа.

Мастер «беспарашютного» спорта. Фильм, как известно, начинается с уникального случая. Летчик Булочкин таранит бомбардировщик противника и покидается свой горящий истребитель на парашюте. Но парашют сгорает в воздухе, и Булочки совершает падение с высоты в 6000 метров. Причём, остается жив и даже возвращается к полетам.

Наверняка тысячи и миллионы зрителей восприняли этот эпизод, помня, что они смотрят комедию. Ну, мало ли что в комедии показывают, не воспринимать же всерьёз.

А теперь факты.

Лётчик-истребитель Борис Ковзан с начала войны сбил 3 немецких самолета – тараном. Причем после всех таранов он смог посадить свой самолет. 13-го августа 1942 года в бою был подбит, направил свой горящий Ла-5 на немецкий бомбардировщик, от удара вылетел из кабины. Парашют не смог полностью раскрыться и капитан Ковзан с высоты 6000 метров упал в болото. Со сломанной ногой и ребрами, попал к партизанам. Там его подлечили, но поврежденный глаз спасти не смогли. Из партизанского отряда его эвакуировали на У-2. Ковзан добился разрешения вернуться к полетам, но только во вспомогательной авиации.

Оказывается, и придумывать ничего не надо, просто изучаем биографии Героев Советского Союза и любой Голливуд отдыхает.

«Тысячу двести в вашу честь!» Яркая сцена с Фаиной Раневской, играющей профессора медицины, не могла не запомниться всем, кто фильм смотрел.

Летчик Булочкин от восторга, что его выписывают, обещает в честь доктора в первом полете дать тысячу сто, и даже тысячу двести километров в час.

Однако, выясняется, что такие скорости Булочкину противопоказаны. Генерал его предлагает его пересадить с истребителя на штурмовик, у которого скорость «пустяк, всего пятьсот пятьдесят», а когда и это оказывается «противопоказано», то следует предложение о бомбардировщике, со скоростью четыреста километров в час. И наконец, предлагается У-2 со скоростью сто километров в час.

В том, что касается скоростей бомбардировщиков и штурмовиков, то тут скорость хоть и завышена, но не так высоко на 100-150 километров. А вот откуда взялись такие «тысячи» у истребителей непонятно. Все-таки фильм снимали в 1945-м году, тогда о таких скоростях даже не мечтали. Самые скоростные немецкие истребители «оседлали» скорость в 700 км/час, но чтобы её уверенно превзойти уже понадобились реактивные самолеты. Люди, писавшие сценарий к фильму, о существовании таких машин ещё просто не подозревали. По фильму Булочкин летал на истребителях Ла-5 или Ла-7, а это в первом случае максимально 593 км/час у земли и 648 км/час на высоте, а во втором — 597 км/час у земли и 680 км/час на высоте. Если брать серийные истребители Як, то они таких скоростей не имели.

Так что, по большому счету, Булочкин сильно «загнул», пообещав скорость в два раза большую, чем сам когда-либо развивал.

 «Может немцам фанеры не хватает?» О том, что самолёт У-2 был сделан из фанеры, в фильме упоминается не раз, да ещё и в крайне насмешливой форме. Что, если честно, вызывает недоумение, так как фильм ведь снимался в 45-м году, на реальном военном аэродроме. И самолеты, которые видит зритель на экране, это не макеты и не копии. Некоторые из них реально воевали.

И насмешки именно летчиков-истребителей вообще непонятны. Если они летали на упомянутом выше Ла-5, то этот самолёт делали целиком из дерева. А если на Як-9 или ещё каком-то «Яке», то те имели смешанную конструкцию. Каркас из стальных труб обтянут полотном, а часть обшивки фанерная. Так что, уж кто бы говорил.

В Советском Союзе ещё до войны были проблемы с «крылатым металлом», а уж когда немцы заняли Украину, где производилась большая часть алюминиево-магниевых сплавов, то стало совсем тяжело. В этой ситуации даже дальним бомбардировщикам и штурмовикам пытались деревянные хвосты приделать.

И не следует думать, что только в СССР летали деревянные самолеты. К примеру, был в британской авиации такой бомбардировщик под названием «Веллингтон». К началу Второй Мировой основной средний бомбардировщик английских ВВС. Так вот, как я помню, одна из статей про этот самолет имела говорящее название: «Полотняная летающая крепость». Потому как деревянный набор фюзеляжа был обтянуто полотном. А это вам не У-2, эти самолеты Берлин бомбили.

 Первым делом – самолеты: как снимали культовую картину «Небесный тихоход»

 1 апреля 1946 года на экраны СССР вышел фильм «Небесный тихоход» режиссера Семена Тимошенко, который в одночасье полюбился зрителям трудного послевоенного времени.

Это, наверное, один из самых известных фильмов о военных летчиках, который снят в нашей стране. Как все знают, картина повествует о трех неунывающих фронтовых друзьях-пилотах, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». «Первым делом самолеты! Ну а девушки потом», – провозглашает тройка. Однако одному из них по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолетах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на легких «У-2». Столкнувшись благодаря этому с летчицами женской эскадрильи и журналисткой газеты «Пионерская правда», трое друзей по одному влюбляются и нарушают свою клятву.

За создание этой картины взялся режиссер Семен Тимошенко, в то время уже хорошо известный по фильмам «Три товарища» и «Вратарь», он же и написал к нему сценарий. Правда, когда фильм был снят, его раскритиковали. По легенде, сам Сталин назвал фильм «безыдейным и пустым». Многие современники Семена Алексеевича признавали, что он умел чувствовать публику и действительно один из немногих, кто действительно делал зрительское кино. Он умел находить непрерывный контакт со зрителем. Этот дар у него был еще с 1920-х годов, когда на эстраде он прославился как мастер разговорного жанра в театре «Балканчик». Тимошенко всегда умел предугадывать зрительскую реакцию на ту или иную фразу и сцену.

На главные роли летчиков Булочкина и Тучи без проб были утверждены два поистине выдающихся актера – Николай Крючков, на тот момент уже заслуженный артист и лауреат Сталинской премии, и Василий Меркурьев. Третьего – капитана Сергея Кайсарова – сыграл Василий Нещипленко.

Интересный факт: в 1974 году вышел детский фильм «Верный друг Санчо» с участием Василия Меркурьева. Его герой – постаревший старший лейтенант Туча из «Небесного тихохода». В одной из сцен он поёт песню «Пора в путь-дорогу…» из «Небесного тихохода», а в его комнате висят военные фотографии, среди которых и снимки фронтовых товарищей — капитана Кайсарова, майора Булочкина и старшего лейтенанта Кутузовой на фоне «У-2».

Василий Нещипленко, сыгравший роль капитана Кайсарова, профессиональным актером не был, он преподавал биомеханику в театральном училище имени Мейерхольда, где его и нашел Семен Тимошенко. 

На главную женскую роль журналистки Вали Петровой пробовалось огромное количество самых разных актрис, среди которых была Алла Парфаньяк. На тот момент она еще была студенткой Театрального училища имени Щукина, но ее утвердили. На роль Катерины Кутузовой взяли Людмилу Глазову, у которой за плечами уже имелся довольно приличный опыт работы в кино, – она начала сниматься в 1929 году. На роль Маши Светловой, супруги Кайсарова, взяли Тамару Алешину, которая хоть и снялась после «Небесного тихохода» еще в нескольких фильмах, запомнилась зрителям именно как Светлова.

В фильме также сыграла небольшую роль Фаина Раневская. По воспоминаниям современников, ни сценарий, ни режиссер, ни военная тематика фильма актрисе не нравились, и, по слухам, сниматься в этом фильме ее заставили «указом сверху». Но, возможно, благодаря ей фильм и дошел до зрителей – после того, как картину раскритиковали, Раневская выступила в ее защиту.

На съемочной площадке фильма действительно была любовь. Исполнитель главной роли Николай Крючков женился на партнерше по фильму Алле Парфаньяк. Вместе они прожили 10 лет, но развелись. Парфаньяк так и не смогла стать звездой кино первой величины, но стала женой и музой великого артиста Михаила Ульянова, с которым они прожили 50 лет.

Исполнительница другой женской роли Людмила Глазова к началу съемок уже была женой режиссера Тимошенко. Он снимал ее еще в своем предыдущем фильме «Вратарь». Их творческий союз продолжался много лет. Хотя после «Небесного тихохода» у режиссера начались непростые времена.

В сценах празднования встречи летчиков и летчиц снимались артисты танцевального коллектива под руководством Аркадия Обранта. Коллектив возник незадолго до войны в Ленинградском Дворце пионеров, был воссоздан в годы войны и провел около 3000 выступлений в воинских частях и в осажденном Ленинграде. Военная форма для исполнителей главных ролей была взята с настоящих воинских складов.

В фильме снимались и реальные летчики. Более того, из-за этого чуть не случилось несчастье. Алла Парфаньяк уговорила одного пилота покатать ее на самолете да не пристегнулась, и когда летчик пошел на «мертвую петлю», чуть не выпала из кабины. Кроме настоящих самолетов и настоящих летчиков, в фильме использовали и настоящую военную форму — ее не шили специально, а брали на военном складе, и пусть она была не совсем новая, зато не заношенная.

Фильм снимали в Ленинграде, который только-только освободился от блокады. «Ленфильм», находившийся в эвакуации в Алма-Ате, стал одним из первых предприятий города, которые вернулись после снятия блокады и возобновили работу еще во время войны. Снимали фильм под Ленинградом. Аэродром – в Левашово. Больницу – на Елагином острове, где в первых кадрах виден пострадавший от обстрелов Елагин дворец.

Песни, которые исполняются в фильме, особенно полюбились зрителю. «Пилоты», «Перелетные птицы», «Пора в путь-дорогу» до сих пор являются одними из любимых у жителей нашей страны всех возрастов, и нет такого человека, кто не слышал и не знал бы наизусть припев хоть одной из них.

Фильм восстановили на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Картина переозвучивали с участием тех же основных актеров, однако «режет слух», когда героиня Фаины Раневской говорит «не своим» голосом: в оригинальной версии она настойчиво картавит. В отличие от оригинала восстановленная версия на 10 минут короче.

К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по реставрации и колоризации фильма. В цветной версии фильм был показан 6 мая 2012 года. Эта версия была без купюр, включая оригинальные голоса персонажей, в том числе и голос Фаины Раневской.

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в истории «Ленфильма», старейшей киностудии страны. Уже летом 1941-го кинематографисты работали над боевыми киносборниками. А в Алма-Ате, куда эвакуировался «Ленфильм», – эшелон с кинематографистами успел выехать в последние часы перед тем, как замкнулось кольцо блокады, – появились фильмы «Воздушный извозчик», «Актриса», «Она защищает Родину», которые вскоре вошли в «золотой фонд» студии. Потом военная тема стала приоритетной для ленинградских кинематографистов – кто не знает такие шедевры, как «Дорогой мой человек», «Балтийское небо», «Женя, Женечка и «катюша», «Блокада», «Торпедоносцы», «Проверка на дорогах»…

Когда-то каждый второй мальчишка в нашей стране мечтал стать пилотом. Было в этой профессии что-то правильное, настоящее, высокое, романтичное. Время шло, на смену пилотам пришли космонавты, а потом как-то незаметно в своих мечтах о будущем дети все чаще стали видеть себя актерами и бизнесменами. Небо стало никому не нужно, теперь в первую очередь людей прельщает слава и деньги, и современные мечты становятся куда более приземленными…

Вряд ли можно назвать 41-45 года золотой эпохой отечественного кинематографа, однако то, что именно в это тяжелое время были сняты потрясающие картины, многие из которых отличались поразительной душевностью, легкостью и особым жизнерадостным настроем, отрицать невозможно. Ленту «Небесный тихоход», созданную в конце войны, можно по праву считать одним из наиболее ярких из представителей кино того времени. В ней наравне с хорошо известными актерами блистают даже те, кто в кино пришел совсем недавно. В ней песни и музыка настолько органично вплетаются в сюжетную канву, что без них фильм представить уже просто невозможно. В картинах, подобных этой царит гармония: все здесь кажется к месту.

 Потому, потому, что мы пилоты,

Небо – наш, небо – наш родимый дом

 Эти строки из хорошо известной песни неоднократно звучащей в фильме и являющейся своеобразным лейтмотивом всей картины, могут послужить ответом сразу не несколько вопросов, касательно жизни и поведения ее героев. Например: «Почему вы каждый день рискуете собой, закладывая невообразимые виражи перед самым носом у врага?». Или: «Почему вы порой чувствуете себя уверенней в небе, нежели на земле?» А может быть даже: «Почему вы так дорожите своей свободой?».

Самый позитивный фильм о войне увидел в свет в апреле 1946, хотя и был снят еще в 45. Критика ругала его за чрезмерную и даже неуместную легкость, за плохую операторскую работу, за невыразительность женских образов, за концовку, которая должна была быть иной – претензии были высказаны по отношению едва ли не каждого аспекта фильма. Зрители же восприняли его на ура. Потому что это была именно та картина, которая способна была вызвать улыбку на лице уставших от тяжести войны людей. Типичное противостояние обычных зрителей и всезнающих критиков тогда закончилось ничем, каждый остался при своем мнении. Однако этот спор рассудило время – картина и сейчас смотрится отличной комедией. Другое дело, что смотрит ее все меньше и меньше молодых людей. Хочется крикнуть: «Вот она комедия, где градус юмора порой действительно зашкаливает, где кадр украшают очаровательные барышни на любой вкус и брутальные мужчины в цвете лет! Смотреть – одно удовольствие!» Да ведь никто не услышит. Может юмор этот чрезмерно тонкий, хотя на первый взгляд такого впечатления не возникает, может – современный человек, воспитывающийся в иных реалиях, уже просто не способен оценить подобное кино.

Перед нами типичный водевиль, поэтому ни о какой серьезности и, более того, глубине образов говорить не приходится. Все предельно просто. Трое убежденных холостяков («Легче Медного всадника в ЗАГС свести, чем одного из нас!») и по совместительству первоклассных летчиков, пилотирующих самые быстрые самолеты, дают клятву не обращать внимания на женский пол до окончания войны. Да-да, слова из песни:

 Чтоб с тоскою в пути не встречаться,

Вспоминая про ласковый взгляд,

Мы решили, друзья, не влюбляться

Даже в самых красивых девчат

 пришли именно отсюда. Однако у судьбы на каждого из них, разумеется, были свои планы. После того, как самолет пилота Булочкина оказался сбит, а сам он весьма эффектно спасся, буквально отлетев на огромное расстояние из взорвавшейся секундой позже авиамашины (что, конечно же, маловероятно, данный опыт даже проводили в программе «Разрушители легенд»), врач, подозрительно напоминающая Фаину Раневскую, сообщает, что этот бравый летчик больше не может управлять истребителями и скоростными самолетами, в связи с проблемами с сердцем. Единственное, что ему остается – «кукурузник», У-2, скорость которого просто оскорбительна для летчика такого класса.

Попав на новое место службы, Булочкин получает новый удар, когда понимает, что отныне будет возглавлять не простой отряд, а отряд, сплошь состоящий из представительниц прекрасного (и отнюдь не слабого!) пола. Среди этих милых барышень найдут свое счастье оба его верных товарища, а сам Булочкин вряд ли сможет устоять перед обаянием юной журналистки, знающей наизусть все названия как советских, так и зарубежных самолетов.

Киношный роман как-то аккуратно перешел в мир реальный. Исполнитель роли Булочкина, один из лучших советских актеров Николай Крючков, расходится со своей женой и создает пару с Аллой Парфаньяк. К этой молодой актрисе, чей дебют как раз и состоялся в данной ленте, в то время было выдвинуто много претензий. Критики, один за другим, признавали ее роль заваленной, образ неудавшимся, винили ее в том, что она казалась в этом, по большому счету, отличном актерском ансамбле чем-то инородным… Зрители же, наоборот, понимая, что она немного другая, что она отличается от всех, восприняла эту молодую свежую девушку очень хорошо. Быть может, она действительно играла немного более серьезную героиню, нежели было необходимо для столь легкого позитивного фильма, впрочем, и в этом можно найти свои плюсы. Особенно если учесть, что она единственная среди главных героев являлась представительницей другой профессии.

Считается, что и для оператора ленты Александра Сигаева работа над картиной стала испытанием. Комедия – особый жанр, и снимать подобный материал тоже надо по-особому. Он же до этого специализировался на фильмах серьезного жанра, что, по мнению критиков того времени, наложило отпечаток на его манеру съемки. Впрочем, для непосвященного во все эти тонкости зрителя, все это, к счастью, так и останется незамеченным.

Монтаж в некоторых сценах выглядит грязным из-за неровных стыковок кадров и сцен, впрочем, этим грешит едва ли не половина созданных в ту эпоху картин. Меня как современного зрителя удивило другое. В фильме есть потрясающая сцена – встреча друзей Булочкина с девчатами и последующие за этим танцы под еще одну хорошо известную песню:

 

Пора в путь-дорогу,

Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.

Над милым порогом

Качну серебряным тебя крылом.

 

Пускай судьба забросит нас далеко, пускай!

Ты к сердцу только никого не допускай.

Следить буду строго, -–

Мне сверху видно все, -– ты так и знай!

 

Чтобы передать динамику, веселость происходящего, создатели картины прибегли едва ли не к клиповому монтажу, который сейчас в моде как никогда. Благодаря этому, сцена танца кажется настолько живой, что зритель и сам вот-вот готов изобразить пару самых невероятных па.

Очередное недовольство критиков вызвал тот факт, что лента, по сути являющаяся музыкальной комедией, не завершается традиционно песней. Красивая и полюбившаяся народом музыка В. Соловьева-Сeдого и потрясающие стихи А. Фатьянова и С. Фогельсона объединились в картине в две незабываемые песни. Картину венчает весьма пафосная концовка, что, по мнению критиков, было недопустимо. Однако, несмотря на то, что песня «Перелетные птицы» так и не прозвучала в конце, она все и по сей день является одной из самых популярных военных песен, равно как и другая, «Пора в путь-дорогу», так же исполненная в фильме.

Что же касается главной претензии, высказанной по отношению к фильму, так это обвинение картины в безыдейности. Как можно так сказать о картине, идея которой высказывается прямым текстом одним из героев: во время войны жизнь не останавливается! Врагу не удастся сделать так, чтобы все вокруг вдруг бросили думать, мечтать, любить. Так, в годы войны люди влюблялись, рождались… В конце концов – снимали фильмы.

 «Небесный тихоход» доказывал, что для того, чтобы совершить подвиг, главное не отчаиваться. Главный герой Булочкин понимает, что летать и выполнять боевые задания можно не только на истребителях, но и на простом «кукурузнике». Более того, порой бывают такие ситуации, когда на другом самолете выполнить поставленную цель вообще невозможно. Не стоит судить о вещах предвзято – быть может, фильм как раз об этом? Женский отряд способен не только печь блины, но и летать, а у самых закоренелых холостяков на самом деле большое любящее сердце, которое только и ждет, когда же на горизонте появится та единственная…

В 70-м году фильм отреставрировали и заново переозвучили. С одной стороны, подобное возвращение старых шедевров идет на пользу, таким образом, популяризируется старое кино. Однако с другой – слишком различным получились переходы между сценами фильма в плане звукового оформления. К тому же не все смогли участвовать при переозвучивании.

Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нем много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты – своеобразные таблетки для поднятия настроения, «Небесный тихоход» – одна из них. И то, что подобных картин сейчас практически не снимают, возможно, не так плохо. В какой-то степени это говорит, что нынешний зритель в них просто не нуждается. Поэтому, остается только улыбнуться и поднять тост «За бесстрашного истребителя, мастера беспарашютного спорта…!» и его верных друзей.

 

Дождливым вечером, вечером, вечером,

Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего, -–

Мы приземлимся за столом,

Поговорим о том, о сем

И нашу песенку любимую споем.

Казаринова М., Полянцева А. В небе фронтовом. Сборник воспоминаний советских летчиц – участниц Великой Отечественной войны. М. : Молодая гвардия, 1962. 4 с.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий