«Наш пленка – сплошное «Ку-ку».
По преданию авторство этой фразы принадлежит советскому кинооператору Вадиму Ивановичу Юсову, хотя любой из профессионалов мог сказать тоже самое о нашей пленке. А теперь можно сказать и другую фразу: «Наша пленка! Ау!». Нет больше нашей пленки. Не производят ее больше…До 1917 года в России работали две кустарные фабрики по производству фотопластинок и одна фабрика фотобумаги. Если не считать двух-трех практиков, то специалистов в области производства светочувствительных материалов не было вообще. Аппаратура, пленка и химикалии ввозились из-за границы.
В то же самое время американская фирма Kodak (Кодак) и немецкая Agfa (Агфа) уже имели более чем 30-летний опыт работы и производили более миллиарда метров черно-белых пленок в год.
Отечественная кинематография находилось в полной зависимости от импорта материалов. Крупные западные фирмы были в этом заинтересованы и отказывались помогать России в создании своей кинопленочной промышленности. Это вынудило обратиться за помощью к второстепенным фирмам, и в 1929 году было подписано соглашение с французской фирмой Люмьера, по которому фирма обязалась организовать у нас производство фотокинопленок по технологии фабрики в Лионе.
1 мая 1930 года. Выпущена первая партия отечественной кинопленки на Шосткинской кинопленочной фабрике №3.
26 июня 1930 года. Выпущен на экран первый советский документальный фильм «На фронте без перемен», снятый киностудией «Союзкинохроника» полностью на отечественной кинопленке. С июня 1932 года киностудия перешла полностью на съемку фильмов на советской кинопленке.
15 декабря 1930. Завершено строительство восьми корпусов кинопленочной фабрики в г. Шостка.
1 июля 1931 года в городе Переславле-Залесском начала работать кинопленочная фабрика №5 мощность 25 миллионов погонных метров в год и 1 августа была выпущена первая партия отечественной кинопленки. В 30-е годы на переславской пленке были отпечатаны копии лучших отечественных фильмов: «Чапаев», «Депутат Балтики», «Александр Невский», «Щорс», «Ленин в Октябре» и многих других.
1 октября 1931 года кинопленочная фабрика №3 мощностью 50 миллионов погонных метров в год была смонтирована и пущена в эксплуатацию в украинском городе Шостка. Качество и стандартность кинопленки, выпускаемой фабрикой, из-за несоответствия технической оснащенности современным требованиям производства, было низким. В это же день в Шостке была пущена в эксплуатацию кинопленочная фабрика №6.
7 ноября 1931 года. Правление Союзкино приняло постановление об организации производства советской негативной кинопленки.
13 декабря 1931 года кинооператор Б.Р.Небылицкий провел первую съемку на советской негативной кинопленке.
Первыми, полностью снятыми на отечественной негативной кинопленке производства кинопленочной фабрики №3, стали игровые фильмы «Великий утешитель» (17.11.1933) режиссера Л.В.Кулешова и «Пышка» (15.09.1934) режиссера М.И.Ромма.
Первые отечественные цветные художественные фильмы: широкоэкранный «Илья Муромец» и широкоформатный «Повесть временных лет» был снят на пленке Шосткинского химического комбината, преобразованного в 1975 году в производственное объединение «Свема» (СВЕточувствительные МАтериалы).
В июне 1933 года опытным производством НИКФИ была выпущена первая партия кинопленки на огнестойкой основе, разработанной в НИКФИ.
1 июля 1933 года. Кинопленочная фабрика №5 в Переславле-Залесском начала массовый выпуск позитивной огнестойкой кинопленки.
2 июля 1933 года. В Казани началось строительство фабрики кинопленки №8. 7 ноября 1935 года была выпущена первая экспериментальная партия черно-белой позитивной пленки. На ней был напечатан художественный фильм «Мы из Кронштадта», выпущенный на экран 20 марта 1936 года.
Если в 1932 году наши кинопленочные фабрики выпускали лишь два вида кинопленки – обычную позитивную и негативную ортохроматическую, то в 1933 году они уже выпускали 7 видов пленок, а в 1941 году – 40 сортов.
В 1934 году начала выпускаться отечественная 16-мм пленка на безопасной ацетилцеллюлозной основе.
К 1941 году были закончены лабораторные разработки в области создания отечественных многослойных цветных пленок, начатые в 1937 году.
После окончания Великой отечественной войны в сентябре 1945 года «Agfa», ставшая советским акционерным обществом, восстановила производство негативных кинопленок «Agfacolor B-2», «Agfacolor G» под советским управлением.
В 1947 году кинопленочная фабрика №3 в Шостке начала выпуск советской цветной многослойной негативной пленки для дневного света «ДС-1» на оборудовании и по технологии «Agfa». В 1952 году на кинопленочных фабриках №3 и №8 начался выпуск цветной многослойной негативной пленки для ламп накаливания «ЛН-2», а кинопленочная фабрика №3 начала выпуск цветной негативной пленки «ДС-2» для дневного.
После распада СССР производство цветной кинопленки для кинематографии на кинопленочных фабриках России было практически свернуто. А цена на цветные киноматериалы украинской фирмы «Свема» дошла до уровня цен на кинопленки известных зарубежных фирм, не достигнув их по уровню качества.
В настоящее время отечественные фильмы снимаются и печатаются на материалах фирм «Kodak», «Agfa», «Fuji» и других.
Майоров Н.А. «Хронология производства кинопленки»