НАПЛЫВ

Наплыв – (англ. Dissolve, или «микширование») метод комбинированной съемки для создания эффекта постепенной замены одного монтажного плана другим. Метод основан на убывании яркости одного плана при одновременном нарастании яркости другого.

Существует два способа получения эффекта наплыва: непосредственно во время съемки или лабораторным способом.  

В первом случае изготовление наплыва непосредственно в процессе съёмки происходит за счёт изменения угла раскрытия обтюратора киносъёмочного аппарата сначала в сторону уменьшения, а после обратной перемотки киноплёнки к началу перехода — в сторону увеличения. В первые годы начала развития кинематографа весь процесс производился вручную. С развитием киносъемочной техники процесс получения наплыва непосредственно на съемочной площадке был автоматизирован. За рубежом и в СССР выпускался ряд кинокамер, например, «Родина» 3КСХ, «Дружба», которые снабжались механизмом автоматического наплыва.

Лабораторный наплыв создавался методом промежуточного контратипирования, когда негативы соединяемых планов обрабатываются в растворе ослабителя таким образом, чтобы на протяжении перехода получить плавное убывание оптической плотности. Затем с обоих отрезков негативов печатаются промежуточный позитив копии, с которых путем наложения за два прохода печатается дубльнегатив, на котором получался плавный переход.

Комбинированные кадры из фильма “Руслан и Людмила” (1972)

Пример наплыва из фильма “Руслан и Людмила” (1972), созданного непосредственно во время съемки в павильоне.

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий