ШИРОКА СТРАНА МОЯ…
СССР, Центрнаучфильм, 1957, цветной (Agfa – фабрика №3 “Свема”), 95 мин., 13 ч., 4000 м., панорамный (Кинопанорама), 3х35 мм, 2.77:1, стерео (9-канальная магнитная).
Премьера в московском панорамном кинотеатре «Мир» 28 февраля 1958 года.
Первый советский цветной полнометражный панорамный фильма.
Сценарист и режиссер: Роман Лазаревич Кармен. Композитор Кирилл Владимирович Молчанов. Операторы: Сергей Евгеньевич Медынский, Лев Наумович Зильберг, Зиновий Львович Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный“К 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Московская киностудия научно-популярных фильмов сняла первую программу панорамной советской картины «Широка страна моя…» (режиссер Р. Кармен). В фильме, рассчитанном на демонстрацию в течение полутора часов, широко показана наша Родина, ее природные богатства, героический труд советских людей, достижения Советского Союза в развитии социалистической экономики и культуры.
Зрители видят в картине и знаменитую дорогу из Сочи на Рицу, и доменные печи Магнитки, и нефтяные промыслы Каспия и строительство Куйбышевской ГЭС, и сплав плотов по рекам Закарпатья, и сельскохозяйственные работы па целине. и крупнейшие стройки шестой пятилетки, и виды Москвы и Ленинграда, и, наконец, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Все это показывается не на маленьком обычном экране, а в виде широких панорам, вызывающих у зрителей такое ощущение, как будто они путешествуют вместе с авторами фильма по Советскому Союзу.
Длина каждой из трех пленок с изображением равна 4000 м, такую же длину имеет магнитная лента, на которой записан звук”.
«Советский экран» №1, 1958
Фрагменты из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1957)
Первый советский панорамный фильм «Широка страна моя…» демонстрировался и в капиталистических странах. Так в одном из старейших американских кинотеатров «Mayfair Theatre» в Нью-Йорке советский фильм, получивший название «Great Is My Country», демонстрировался почти целый месяц с 30 июня по 20 июля 1958 года. Годом позже в этом же кинотеатре в течении двух недель с 21 июля 1959 года демонстрировался и второй советский панорамный фильм «Волшебное зеркало» под название «The Enchanted Mirror».
“ПЕРВЫЙ ШАГ
Зритель, сидя в зале и глядя на гигантский вогнутый экран, ощущает себя как бы участником событий и явлений, происходящих на экране.
…Мчится по горной дороге машина, и вы хватаетесь за поручни кресла и невольно клонитесь в сторону на крутом повороте. Самолет, сделав крутой вираж, входит в пике — и у вас слегка кружится голова.
На экране городская улица,— и вас не покидает ощущение присутствия в шумной, нарядной толпе…
Эффект присутствия в значительной мере определяется «окружающим» зрителя стереофоническим звуком, который исходит из репродукторов, расположенных во всех частях зрительного зала.
Коллектив Московской студии научно-популярных фильмов с подлинным энтузиазмом взялся за создание первого полнометражного советского фильма — кинопанорамы.
Фильм «Широка страна моя-.» был задуман как документально-ви¬довое, публицистическое произведение, рассказывающее о нашей стране, о ее красотах, о достижениях советского народа за годы Советской власти.
В то же время авторы картины стремились раскрыть перед зрителем все возможности нового интересного кинозрелища.
Члены съемочного коллектива ре¬шали сложную задачу: в самом процессе съемок они не только овладевали сложнейшей новой техникой, но и осмысливали творческие приемы, решали принципы построения необъятного панорамного кадра, экспериментировали в монтаже.
Не желая утомлять зрителя всевозможными эффектами, головокружительными кадрами, мы в то же время хотели дать ему возможность в полной мере ощутить увлекательную широту нового, необычного видения явлений на экране.
Первый шаг всегда труден. Не легко было операторам производить съемки весьма громоздкой камерой в горах Алтая, в горячих цехах Магнитки, в гуще ярких событий VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на борту самолета, на стремительном глиссере, разрезающем морскую гладь на плоту, несущемся с бешеной скоростью по водоворотам бурной горной реки в Карпатах, на строительных кранах Сталинградской ГЭС.
Много творческой инициативы проявили в этих съемках операторы С. Медынский, В. Рыклин, Г. Хольный и режиссер 3. Фельдман, руково¬дивший наиболее сложными съемками.
Большой подлинно новаторский труд был проделан на съемках и в павильоне звукозаписи звукооператором К. Бек-Назаровым.
Десятки тысяч метров снятой пленки ожили на экране, пройдя через опытные руки режиссера монтажа М. Минаевой.
С увлечением работали над музыкальным и песенным оформлением фильма композиторы К, Молчанов и В. Кнушевицкий. Е. Долматовский, принимавший участие в работе над сценарием, написал поэтический текст, который органически сливается с изобразительной частью фильма.
В картине много кадров, снятых с воздуха. В распоряжении съемочной группы имелся воздушный корабль. Пилот А. Кардашевский, выполняя сложнейшие задания, проявлял подчас виртуозное мастерство. Например, в узком ущелье к озеру Рица он вел машину на высоте всего лишь 25 метров.
Съемочная камера во время воздушных съемок была большей частью укреплена под фюзеляжем самолета. Это, разумеется, чрезвычайно усложняло работу оператора С. Медынского, который, естественно, не мог находиться возле аппарата.
Сидя в кабине рядом с пилотом, он должен был «видеть» окружающие его в полете пейзажи «глазом» кинокамеры,
Оператор и пилот действовали, таким образом, почти синхронно. Точно выполняя команды С. Медынского, летчик вел машину так, чтобы снимаемый в это время кадр получился наиболее выразительным и впечатляющим.
Воздушные съемки очень усилили изобразительную сторону фильма.
— Удовлетворены ли вы сами своей работой? — такой вопрос часто задают нам, участникам создания первого панорамного фильма, те зрители, которым довелось просмотреть нашу картину в экспериментальном зале НИКФИ.
Надо сказать, что мы далеко не исчерпали всех возможностей этого совершенно нового осваиваемого нами вида кинематографа.
Вероятно, можно было бы добиться значительно больших результатов. Нами сделан лишь первый шаг. И мы убеждены, что в будущих фильмах, которые создадут наши товарищи — режиссеры и операторы,— будут открыты новые приемы, будут найдены яркие, интересные изобразительные средства, которые увлекут зрителя, обрадованного и заинтересованного новым видом киноискусства.
— Искусство или зрелище? — спрашивают часто люди после первого просмотра кинопанорамы, пытаясь разобраться в собственных ощущениях.
На этот вопрос ответят мастера советского кино, которые, продолжая работу над созданием новых панорамных фильмов, непременно обнаружат еще не открытые изобразительные и эмоциональные возможности, заложенные в кинопанораме”.
Р. Кармен,
режиссер-постановщик фильма «Широка страна моя…»
ШИРОКА СТРАНА МОЯ…
Кинопанорама представляет собой зрелище большой впечатляющей силы. Отличаясь весьма широким охватом снимаемых объектов, соединенный со стереофоническим звуком, панорамный фильм исключительно выразителен.
Знакомые предметы, виденные не раз, предстают перед нами на экране на редкость реальными, как бы по-новому раскрывшимися. Вот несколько показательных в этом отношении эпизодов из нового панорамного фильма.
Перед нами кадр, запечатлевший Охотный ряд в Москве. Казалось бы, кто не знает этой шумной, нарядной улицы столицы? Но в фильме «Широка страна моя…» мы видим ее так, как еще не приходилось видеть.
Кинокамера, установленная на крыше гостиницы «Москва», запечатлела магистраль сверху вниз, «охватив» ее во всю длину — от гостиницы «Националь» до площади Свердлова. Снизу вверх, расширяясь, как бы растут на наших гла¬зах многочисленные этажи Дома Совета Министров. А там, глубоко внизу, течет беспрерывный поток машин, спешат люди.
Мы переносимся в Ленинград. Когда на огромном экране появляются широкие панорамы города, невольно захватывает дух. Кажется, будто повеяло на нас свежим ветром Балтики.
В одном кадре запечатлена вся на¬бережная Невы — от моста лейтенанта Шмидта до Летнего сада. И всё: гранитные парапеты, «Медный всадник», Адмиралтейство, Зимний дворец, Петропавловская крепость—выступает исключительно отчетливо, во всей своей строгой и гармоничной объемности.
Киноаппарат переносит нас в цех металлургического завода. Цвет, стереофонический звук, панорама как бы уничтожают границ между экраном и зрительным залом, и мы оказываемся в новом цехе. Нас охватывает царящая атмосфера труда. Льется из ковшей расплавленный металл, и горячие искры словно летят с экрана в зал. Поезд вагонеток уже скрылся за кромкой экрана, но мы еще долго слышим его шум.
Сверкают, извиваясь, огненные змеи раскаленных полос металла. Цех огромен, но человек не теряется в нем. Мы видим и группы людей, и снятое крупным планом лицо сталевара с напряженным, внимательным взглядом.
Панорамный стереофонический звук еще реальнее, еще ощутимее делает для нас эту ликующую симфонию труда,
Естественно и органично вошли в фильм кадры кинохроники, запечатлевшие живого Ленина.
Создатели картины нашли верный и точный прием, создав из этих кадров своеобразный монтаж.
Мы видим Владимира Ильича, когда он произносит речь, обращенную к массам революционного народа.
Так фильм о нашем сегодняшнем дне обогащается глубокой и верной мыслью, символизирующей перекличку двух различных, но органично связанных между собой этапов в истории нашей Родины.
Панорамное кино — новый замечательный, богатый своими возможностями вид киноискусства. Не приходится сомневаться, что мастера кино сумеют овладеть им и создадут глубокие по содержанию и совершенные по форме документальные и художественные панорамные фильмы”.
Св. Котенке
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПАНОРАМНЫЕ ФИЛЬМЫ |