Магнитная фонограмма на 35-мм перфорированной ленте. ФОНОГРАММА 9-канальная

В советской системе «Кинопанорама»,  в отличие от двух американских панорамных систем, Continue reading

«Наш пленка — сплошное «Ку-ку»

«Наш пленка — сплошное «Ку-ку».

По преданию авторство этой фразы принадлежит советскому кинооператору Вадиму Ивановичу Юсову, хотя любой из профессионалов мог сказать тоже самое о нашей пленке. А теперь можно сказать и другую фразу: «Наша пленка! Ау!». Нет больше нашей пленки. Не производят ее больше… Continue reading

Первые в истории отечественного кинематографа. 1958 год

1958


— Вышел на экраны первый номер советского киножурнала «Иностранная кинохроника» (СССР, ЦСДФ, 1955, ч/б, 11 мин. (1 ч., 292 м), 35 мм, 1.37:1, моно. Режиссер монтажа Е. Козырев).

Кадр из фильма«Хождение за три моря» (1958)
Кадр из фильма«Хождение за три моря» (1958)

25 января. Выпущена на экран первая совместная постановка советских и индийских кинематографистов — цветной широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком «Хождение за три моря» («Афанасий Никитин») (СССР/Индия, Мосфильм/ киностудия Найя Сан-Сар, 1957, цв. (Agfacolor), 76 мин. (8 ч., 2086 м), ш/э (широкий экран), 35 мм, 2.35:1, стерео (4-х канальная магнитная). Режиссеры: В. Пронин, А. Аббас. Операторы: В. Николаев, Е. Андриканис, Р. Сингх).

Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)
Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)

Февраль. В  Киеве открылся первый в СССР панорамный кинотеатр «Кинопанорама». Началась демонстрация первого советского цветного панорамного фильма с 9-ти канальным стереофоническим звуком «Широка страна моя…», снятого по советской 3-х пленочной системе «Кинопанорама».

Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)
Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)

28 марта. В московском панорамном кинотеатре «Мир» состоялась официальная премьера первого советского панорамного фильма — «Широка страна моя…» (СССР, Центрнаучфильм, 1957, цветной, 95 мин. (13 ч., 4000 м), панорамный (Кинопанорама), 3х35 мм, 2.77:1, стерео (9-канальная магнитная). Режиссер Р. Кармен. Операторы: Л. Зильберг, В. Рыклин, Г. Хольный, С. Медынский, З. Фельдман).

Кадр из панорамного фильм — «Широка страна моя…»
Известный советский писатель Борис Полевой, имевший возможность сравнить советскую «Кинопанораму» с американской «Синерамой» (Cinerama) опубликовал своими впечатления о первом советском панорамном фильме в сборнике «Искусство миллионов»: «В год запуска искусственных спутников Земли нас, советских людей, кажется, очень трудно поразить новыми техническими достижениями… 

 

Борис Полевой «Широка страна моя…». Сборник «Искусство миллионов. Советское кино 1917-1957». М. 1958.

_________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино

 

КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)

 Советском Союзе работы по созданию отечественной системы круговой кинопанорамы (Circlorama) были проведены под руководством и непосредственном участии доктора технических наук, профессора Е. М. Голдовского.

Зданик Кругорамы на ВДНХ
Здание кинотеатра Круговая кинопанорама на ВДНХ в начале 60-х годов прошлого века

Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве был построен в рекордно короткий срок — всего за 3 месяца.

схема проекции

35мм фонограмма магнитная
35-мм магнитная фонограмма

В отличие от «Циркорамы» в отечественной системе использовались 22 экрана, установленных в два яруса. Верхний ярус из 11 экранов размером 4,9х4,2 метра при высоте 3,5 метра каждый, устанавливался под углом, образуя конус. А нижние 11 экранов образовывали цилиндр с окружностью 54м и диаметром 17 метров. Каждый экран нижнего яруса был 3,6 метра высотой и 4,9 метра шириной. Для съемки и проекции применялась 35-мм пленка, что значительно улучшало качество изображения по резкости и яркости. Фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке в стереофоническом режиме на 9 каналов: 7 каналов обеспечивали звук по окружности зала, 8 канал — звук на потолке, а 9 канал — эффектный звук на полу.

Фрагмент из фильма «Первопроходцы российской киноиндустрии» (2015) Режиссер С. Тютин

Для съемки кругорамного фильма был создан специальный агрегат из 11 кинокамер «Конвас-автомат» с фокусными расстояниями объективов 35-мм. Камеры монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43′. Съемка велась с частотой 25 кадров в секунду на 35-мм пленке с размером кадра 22х16 мм.

схема камеры 11

Расчеты, проведенные разработчиками советской системы круговой кинопанорамы, под руководством Е.М.Голдовского показали, что для получения высококачественного изображения необходимо всего 9 киноаппаратов и — соответственно 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но в целях обмена фильмами с американской «Циркорамой» путем печати копий на 35-мм пленке с 16-мм оригинала и, наоборот, в СССР была принята 11 экранная система.
Надо заметить, что за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. А в 1961 году американская «Циркорама» была заменена 9-экранной 35-мм системой кругорамного кино, получившей название «Циркле-Вижн 360» (Circle-Vision 360).

Кадр из первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959)
Кадр из первого советского кругорамного фильма «Дорога весны» (1959)

Открытие первого кинотеатра «Круговая кинопанорама» на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленума ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм “Дорога весны”.
Режиссер этого фильма Василий Катанян так вспоминает о его съемках: «12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы «Дорога весны». Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: «Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…» Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…
Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую».

Кадр из первого советского кругорамного фильма «Дорога весны»(1959)
Кадр из первого советского кругорамного фильма «Дорога весны»(1959)

То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино – участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям.
Из воспоминай В.В. Катаняна в его книге «Лоскутное одеяло»: «5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем «Круговую кинопанораму» на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)» Continue reading