ТРЕХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. AUTOCHROME (Автохром)

Процесс предложил впервые Луи Дюко дю Орон (Louis Ducos du Hauron) в 1868 году. Идея был принята и доведена до промышленного применения братьями Люмьер, которые 17 декабря 1903 года получили патент на процесс «Автохром». Первая цветная фотография был получена в 1904 году. А в 1906 году Люмьеры сообщили о готовности процесса к коммерческому использованию и введение его в эксплуатацию с 1907 года. К июлю 1907 года лионская фабрика Люмьеров выпускала 6000 пластинок в день, всего за период с 1907 по 1932 год было выпущено около 50 миллионов стеклянный пластинок для съемки цветных фотографий способом «Автохром».
В 1907 году во французском журнале «L’Illustration» (Илюстрасьён) впервые в мире была напечатана цветная фотография, изготовленная по процессу «Автохром» фотографом Леоном Гампелем (Léon de Gampel).
В конце 20-х годов XX века Луи Люмьер разработал и начал производить кинопленку для съемки цветных фильмов способом «Автохром».
Сам процесс получения цветного изображения методом «Автохром» заключается в следующем (это относится как к фотографии, так и кинематографу). Стеклянная пластинка покрывается очень тонким слоем прозрачного клея на который засыпаются мельчайшие зерна крахмального порошка (30 мая 1904 года на докладе в академии наук Луи Люмьер сообщил, что после длительных и тщательных исследований, в качестве зерен наилучшее качество дает картофельный крахмал).
Предварительно зерна картофельного крахмала окрашиваются: одна часть в сине-фиолетовый цвет, другая — в зеленый, третья — в красный. Перед посыпанием клеевого слоя окрещенные зерна тщательно перемешиваются и затем засыпаются на пластинку. В результате, образуется трояко-окрашенный слой прозрачных частиц, размером не более сотой доли миллиметра каждая. Это слой выполняет роль светофильтра. Затем поверх него наносится слой светочувствительной эмульсии. Процесс изготовления завершен и можно приступать к съемке. В отличие от обычной съемки, съемка на «Автохромную» пластинку или пленку съемка на нее производится не со стороны эмульсии, а со стороны подложки (стекла). Таким образом света попадает на эмульсию, пройдя через окрашенные крахмальные зерна, как через светозональный светофильтр. Снятая пластина (пленка) проявляется методом обращения, то есть в итоге получается позитивное изображение, которое при просмотре на просвет воспроизведет цветной объект в его натуральных цветах.
Простота этого способа цветной фотографии сделала его популярным как среди богатых фотографов-любителей, так и профессионалов.
На цветной кинопленке «Автохром» было снято несколько фильмов, но в основном она использовалась кинолюбителями. Главным недостатком, как фото, так и кинопроцесса по методу «Автохром» была невозможность получения цветных копий. Интересно, что сохранилось большое количество фотографий и кинопленок, которые с годами сохранили первозданную чистоту цвета и точность цветопередачи. Сегодня компьютерные методы сохранения и обработки изображений позволяют увидеть эти чудеса цветной светописи и использовать их в полиграфии и кинематографии. Continue reading

ТРЕХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ROUXCOLOR (Роуксколор)

Четырехцветный аддитивный процесс разработали Люсьен Ру (Lucien Roux) и Арманд Ру (Armand Roux) в 1947 году на основе свой системы «Cineoptichrome» (Синеоптихром). Съемка производилась на 70 мм кинопленке с расположением цветоделенных изображений, соответствующих стандартному размеру кадра, в два ряда: на верхний ряд снимался через зеленый и сине-филетовый фильтры, на нижний – через синий и красный. Continue reading

ТРЕХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. HORST (Хорст)

В начале 30-х годов в Англии и Европе эксплуатировался трехцветный аддитивный процесс «Horst» (Хорст), разработанный в 1929 году немецким изобретателем Людвигом Хорстом (L. Horst). В этом процессе съемка трех цветоделенных изображений проводилась на стандартный кадр 35 мм пленки одним объективом. Специальная призма с цветными фильтрами расщепляла изображение на три цветоделенных каждое размером 9х12 мм. Continue reading

ТРЕХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. SZCZEPANIK COLOR (Щепаник колор)

Процесс разработан в 1925 году польским инженером Яном Щепаником (Jan Szczepanik). Съемочный и кинопроекционный аппараты, разработанные им, имели очень сложное устройство и принцип действия. Не вдаваясь в подробности их устройства, скажем, что съемка производилась на стандартной 35 мм кинопленке через синий, красный и зеленый светофильтры на три стандартный кадра одновременно. Continue reading