Первые в истории мирового кинематографа. 1985 год.

С 17 марта по 16 сентября 1985 года  на международной выставке Expo’85 в японском городе Цукуба (Tsukuba) в куполе Cosmos Dome в павильоне Fujitsu  демонстрировался первый фильм в формате IMAX 3D «We Are Born of Stars» (Мы рождены звездами) (1985).

Павильон Fujitsu на Expo85
Павильон Fujitsu на Expo85

=============================================== Continue reading

«Аты-баты, шли солдаты» (1976)

АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ

СССР, Мосфильм, 1976, цв. (Свема), 87 мин., 9 ч., 2378 м., ш/ф (широкий формат), 70 мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).

Премьера широкоформатного варианта  прошла 25 апреля 1977 года в московском кинотеатре «Октябрь»

Авторы сценария: Борис Васильев. Кирилл Рапопорт. Режиссёр Леонид Быков. Оператор Владимир Войтенко. Художник Георгий Прокопец. Композитор Георгий Дмитриев. Военный консультант Герой Советского Союза, полковник В. Г. Шашков. Пиротехник Пётр Приходько. Монтаж Александра Голдабенко. Директор Николай Злочевский.

В ролях:
Леонид Быков — ефрейтор Святкин, «Сват». Владимир Конкин — младший лейтенант Суслин, «Суслик». Елена Шанина — Кима Веленстович, Богдан Бенюк — рядовой Крынкин, Иван Гаврилюк — сержант Сайко, «Балтика», Отабек Ганиев — рядовой Хабарбеков, «Хабанера», Владимир Герасимов — младший сержант Мятников, «Философ», Виктор Мирошниченко — Фёдор Иванович Гарбузенко, старшина, Сергей Иванов — рядовой Лавкин, «Калуга» (озвучивал актёр Виталий Дорошенко), Борис Кудрявцев — генерал, Николай Сектименко — рядовой Глебов, Вано Янтбелидзе — рядовой Вано Кодеридзе, «Витязь без тигровой шкуры». Леонид Бакштаев — Константин, сын Святкина, Евгения Уралова — Анна, дочь Суслина и Кимы, Гия Авалишвили — Тенгиз Кодеридзе, сын Вано, Николай Гринько — полковник, командир Константина, Михаил Езепов — Михаил, певец, сын Мятникова, Нина Кирьякова — сестра Крынкина, Маргарита Кошелева — Любаша, жена Константина, Пётр Любешкин — Илья Иванович, тесть Константина, Леонид Марченко — Лёня, сын Лавкина, Наталия Наум — Валентина Ивановна, Вилорий Пащенко — Петрович, председатель колхоза, Борис Химичев — Юрий Иванович, сын Сайко, Юрий Шерстнёв — племянник Глебова, Аида Юнусова — дочь Хабарбекова.

В эпизодах:

Нина Антонова — Люся, буфетчица, Иван Бондарь — раненый, Владимир Волков — Капитан, Валентина Гришокина — подруга Любаши, Георгий Дворников — Гусев, рядовой, Галина Долгозвяга — подруга Любаши, Николай Козленко — раненый полковник, Светлана Кондратова — подружка Кимы, Евгений Паперный — сослуживец Костантина, Виктор Маляревич — сослуживец Константина, Дмитрий Миргородский — старший лейтенант, ротный, Ольга Петренко — подруга Любаши, Виктор Фокин — Сергей, шофер, А. Медведева, Вавлентин Черняк — сослуживец Константина, Оля Шведова — Валюха,  Сергей Сибель, Алим Федоринский, В. Форостовец,

_____________________________________________________________________________

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ ФИЛЬМЫ

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

ЛИДЕРЫ КИНОПРОКАТА

http://military-movies.mil.ru

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

 

События и участники Великой Отечественной войны, послужившие прототипами известных художественных фильмов о войне

Кадр из фильма "Освобождение"
Кадр из фильма «Освобождение»

8 мая 2018 года на сайте Министерства обороны РФ на странице опубликованы исторические документы из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации расскажут о событиях и участниках Великой Отечественной войны, послуживших прототипами известных художественных фильмов о войне, снятых на знаменитых советских киностудиях в 70-80-х годах прошлого века:  

«Аты-баты, шли солдаты» (1976, цв. ш/ф***(О) 25.04.1977), 

«Батальоны просят огня» (1985, выпущен на экран 18.02.1985), 

«В небе «Ночные ведьмы» (1981, выпущен на экран 30.11.1981), 

«Командир счастливой «Щуки» (1972, выпущен на экран 29.04.1973), 

«Экипаж машины боевой» (1983, выпущен на экран 30.04.1984). 

____________________________

***(О) — премьера широкоформатного варианта в московском кинотеатре «Октябрь» Continue reading

Грозный

В начале 60-х годов прошлого века в г. Грозном открылся кинотеатр «Космос». Специально построенный именно  как широкоэкранный, он стал первым широкоэкранным кинотеатром в Чечено-Ингушской АССР.

В 1966 он был  переоборудован под широкоформатный. Первым широкоформатным фильмом, показанным в Грозном, стал фильм «Сказка о царе Салтане» Continue reading

«Суд сумасшедших» (1961)

Кинотеатр "Россия". На экране "Суд сумасшедших" (1962)
Кинотеатр «Россия». На экране «Суд сумасшедших» (1962)

СССР, Мосфильм, 1961, цв. (Свема), 119 мин., 13 ч., 3341 м., ш/ф (широкий формат) 70 мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).

Широкоформатный вариант выпущен в прокат 26 апреля 1962 года.

Широкоэкранный вариант выпущен в прокат 2 декабря 1963 года.

Фильм также демонстрировался по трехпленочной системе «Кинопанорама» в ряде панорамных кинотеатрах СССР.

Режиссер-постановщик широкоформатного фильма «Суд сумасшедших» Григорий Львович Рошаль вспоминал, как приехав на премьеру своего фильма в днепропетровском кинотеатре «Панорама», был крайне удивлен увидев его на панорамном экране с присущими системе кинопанорама вертикальными швами на стыке кадров.

Оригинальный 70-мм широкоформатный позитив (сверху) и трехпленочный 35-мм вариант по советской системе "Кинопанорама" широкоформатного фильма "Суд сумасшедших"
Оригинальный 70-мм широкоформатный позитив (сверху) и трехпленочный 35-мм вариант по советской системе «Кинопанорама» широкоформатного фильма «Суд сумасшедших»

В этом фильме было применено  много технических новинок, в том числе полиэкран.

Автор сценария и режиссёр Григорий Рошаль.  Операторы: Леонид Косматов, Борис Арецкий. Художник: Иосиф Шпинель. Композитор: Моисей Вайнберг. Звукорежиссёр: Лев Трахтенберг.

В ролях: 

Василий Ливанов (Иоганнес Вернер), Ирина Скобцева (Сузи Хаггер), Виктор Хохряков (Зигфрид Грубер), Владимир Белокуров (Фред Хаггер), Владимир Емельянов (Абрагам Хаггер), Андрей Кончаловский (Майкл Хаггер), Александр Смирнов (директор психиатрической больницы), Лидия Сухаревская (Юлиана Грей), Михаил Козаков (Мишель), Георгий Черноволенко (директор концерна), Владимир Балашов (сенатор), Юрий Яковлев (журналист Ричард Старк), Ольга Красина (Клэр), Майя Булгакова (Грета Норман), Гарри Дунц (Курт), Ариадна Шенгелая (Регина Майер), Роман Хомятов (Генри Браун), Роберт Росс (Джонни), Нонна Тен (Мисуки), Павел Павленко (Сибелиус Фтор), Николай Бурляев (сын Сузи Сэм Хаггер), Павел Шпрингфельд (санитар Билл), Вячеслав Гостинский (Боб), Николай Гладков (санитар), Эрвин Кнаусмюллер (эпизод), Ираклий Андроников (от автора).

Кадр из фильма «Суд сумасшедших» (1962). Скан 4К с оригинального 70-мм негатива.

Кадр из фильма «Суд сумасшедших» (1962). Скан 4К с оригинального 70-мм негатива.

Научно-фантастический фильм, политический памфлет.

Аннотация.

Германия, тридцатые годы двадцатого века. Молодой учёный профессор Иоганнес Вернер открыл лучи животворящей силы. Учёный отказывается отдать своё изобретение для использования в военных целях и, разбив аппаратуру, бежит в США, где долгое время скрывается под фамилией Мартини. Однажды, получив приглашение в военно-промышленный концерн для ознакомления с новым европейским изобретением, Вернер встречает своего бывшего ученика Губера. Предатель и фашист Губер по украденным схемам восстановил прибор профессора и демонстрирует его как своё изобретение. Вернер отклоняет предложение о совместном сотрудничестве и на заседании в зале научных ассоциаций, открыв своё настоящее имя, решительно выступает с разоблачениями преступных замыслов реваншистов.

"Московская кинонеделя" 02 декабря 1963. Анонс выпуска в прокатширокоэкранного варианта фильма "Суд сумасшедших".
«Московская кинонеделя» 02 декабря 1963. Анонс выпуска в прокат широкоэкранного варианта фильма «Суд сумасшедших».

=================================

70-мм позитив Agfa широкоформатного фильма «Суд сумасшедших» (1961)

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

=================================

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2001. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

«Я хочу рассказать о ГДР» (1975)

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О ГДР

ЦСДФ, 1975, цв.(ORWO), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Р/у от 24.01.1975. Выпущен на экран 29 апреля 1975 года.

Режиссер И. Бессарабов.

Аннотация: Город Росток. Парад на стадионе на берегу Балтийского моря. По улице проходит детский оркестр. Площадь города. Корабли в порту.

Море. Горный пейзаж.

Долина реки Шпрее, кругом туристы (снято с проплывающей лодки).

Выезд на площадь в Венигероде. Изготовление музыкальных инструментов. Играет оркестр.

Проезд по центру Веймара. Улица, где жил Шиллер. Дом, где жил Гете.

Проезд по автобану. Continue reading

«В дорогу, в дорогу!» (1969)

В ДОРОГУ, В ДОРОГУ!

ЦСДФ, 1969, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 12 мая 1969 года. РГАКФД. Уч. № 32107

Сценарий З. Герд. Режиссер И. Бессарабов.

Аннотация: Фильм-путешествие по Советскому Союзу.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«Летом в Чехословакии» (1968)

ЛЕТОМ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ЦСДФ, 1968, цв.(ORWOcolor), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 3 июня 1968 года. РГАКФД. Уч. № 32101

Аннотация: Фильм-путешествие по Праге и красивейшим уголкам Чехословакии.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«Возьмите нас с собой, туристы!» (1966)

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 4 апреля 1966 года. РГАКФД. Уч. № 32106

Авторы сценария И. Бессарабов., 3. Гердт, А. Левитан.

Режиссер-постановщик И. Бессарабов.. Оператор А. Левитан.

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)
ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ! (1966)

Аннотация: Фильм-путешествие. Зрители фильма становятся участниками путешествия по красивейшим уголкам нашей Родины.

На экране — высокие ледники и снежные пики Домбая. жемчужины Кавказа, яркие высокогорные альпийские луга Джайляо в Киргизии, лесистые холмы Закарпатья, бурные, порожистые реки Саян. На этом фоне звучит знакомая всем песня:

«Турист шагает налегке.

С ним дождь и снег накоротке.

И даже ветер просится в друзья…»

Это кадры из цветной круговой кинопанора­мы «Возьмите нас с собой, туристы…», в которой поэтично, с любовью показаны красота нашей необъятной Родины и населяющие ее люди. Много тысяч километров прошли с киноап­паратом по трудным, а порой опасным дорогам операторы картины во главе с А. Левитаном, чтобы запечатлеть на пленку самые отдаленные уголки природы и памятники старины

Вот перед нами знаменитые Красноярские столбы. Авторы фильма знакомят нас со скало­лазами, представителями интересного вида спорта, пропуском о который служат риск, отвага. мужество…

А вот рыбаки тянут невод с прославленным байкальским омулем. Домбай. центр горнолыж­ного спорта. Не менее увлекательное, захваты­вающее зрелище — мотогонки в Виру, не­большом эстонском городе

Тонко, с большим вкусом снята  эта картина — операторы стремились, как можно бережнее донести обаяние и красоту Прибалтики и Кавказа, Байкала и Братска, Валдая и Кольского полуострова.

Особое место в фильме отведено городам — па­мятникам архитектурной старины. Через кото­рые пролегли излюбленные трассы туристских маршрутов. Таким образом, зрители познако­мятся с Самаркандом, древней Бухарой, Таш­кентом, Суздалем, Новгородом, Таллинном.

..Мелькают кадры. Каждый из них мог бы стать законченным художественным произведением. Смотришь на них и проникаешься гордостью и восторгом, и хочется сказать всем-всем: «Прекрасна наша земля! Так любуйтесь ею, путешествуйте, смотрите, пока вы сильны и молоды душой!»

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.

«Здравствуй, столица!» (1966)

ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама), 11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-канальная).

Выпущен на экран 4 апреля 1966 года.

Авторы сценария: С. Рунге, И. Бессарабов и А. Семин. Автор текста 3. Гердт.

Режиссер А. Семин. Оператор И. Бессарабов. Комнозитор А. Флярковский.

Аннотация: Представьте себе лето.   Ранний  утренний  час, вы на открытой   машине  выезжаете  из  туннеля   на   площадь Маяковского.

Далее перед вами новый район Москвы. Строительная площадка. Подъемный -кран поднимает необычный груз — съемочную кругорамную камеру. Вы не только видите, но и ощущаете, что камера снимает. Правда, сейчас изображе­ние поплыло и у вас начинает кружиться голова, но диктор просит чуточку потерпеть. И вы с чувством затаенного лю­бопытства ждете, пока камера успокоится, чтобы рассмот­реть панораму строительства.

Центр столицы — памятник К. Марксу. Большой театр, тихий Арбатский переулок — и вас захватывает стреми­тельный выезд па Ленинский проспект.

Благодаря подвижности кругорамной камеры, вы успеваете по пути в Парк культуры и отдыха имени М. Горько­го увидеть игру детей в современном благоустроенном дво­рике, зайти во Дворец пионеров, побывать на футбольном матче в Лужниках.

А вот вы в центре одиннадцатиглазой всевидящей камеры поднимаетесь в кабине колеса обозрения над парком имени М. Горького. Страшновато? Сейчас опуститесь на землю. Благополучно опуститесь…

Теперь вы можете передохнуть в аллеях парка. Только не рассчитывайте на слишком продолжительный отдых.

Еще мгновение — и на экранах уже ансамбль «Березка», его сменяет танцевальная группа хора имени Пятницкого. Вы видите выступление этих прославленных коллективов впервые с необычной точки. Вы в центре танцующих.

Немного потанцевали — и снова в путь. Подмосковье.  Березовая роща. Пение птиц.

А вот перед вами легендарное Бородино. На месте Бородинского сражения вы останавливаетесь на несколько се­кунд, чтобы рассмотреть памятники славы, мужества рус­ского оружия, и возвращаетесь в Москву.

Проезжаете по Каменному мосту вдоль Кремля, захо­дите в Кремль, затем подходите к Дворцу съездов, гуляете в Тайницком саду и через Спасские ворота Кремля выез­жаете на Красную площадь.

Итак, за двадцать минут вы совершите это чудесное, почти реальное путешествие по нашей прекрасной Москве в Кругорамном кинотеатре на ВДНХ.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2003. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кинообязательна.