Суть процесса съемки по методу «Бипак» заключается в использовании двух пленок, сложенных эмульсионными сторонами и вместе идущими в фильмовом канале специальной или обычной кинокамеры.
Для получения двух цветоделенных фотографических изображений Луи Дюко дю Орон (Louis Ducos du Hauron) предложил бипак еще в 1895 году. Но только в 1904 году в г. Берне Гертнер (Нertner) впервые описал и произвел фотографическую съемка по методу бипак на стеклянных пластинках (передняя – низкочувствительная хлористая или хлоро-бромо-серебряная эмульсия, чувствительная к синим и фиолетовым лучам, задняя – чувствительная к оранжевым и красным лучам).
Таким образом разделение цвета и получение цветоделенных негативов получается за счет использования двух различных негативных пленок, чувствительных к своим зонам спектора.
В кинематографии передняя пленка (в отечественном кинопроизводстве получившая название «Фронт-фильм») – ортохроматическая, чувствительная к сине-зеленым лучам и съемка на нее производится без дополнительного фильтра. Таким образом передний негатив фиксирует сине-зеленый участок спектра.
«Фронт-фильм» обращен к объективу целлулоидом, через который и экспонируется. Задняя же пленка экспонируется через переднюю, служащую одновременно оранжево-красным светофильтром, который нанесен на ее эмульсию и при проявлении смывается.
Задняя пленка («Рюк-фильм») – панхроматическая, практически чувствительная (хотя и не совсем одинаково) ко всем цветам видимого спектра. Но из-за того, что на эмульсии передней пленки полит красный фильтрующий слой то на заднюю пленку проходит только красно-оранжевый участок спектра. Следовательно на «Рюк-фильме» фиксирует красно-оранжевый участок спектра.
Таким образом, одновременно экспонируются два негатива, полностью совпадающие по контору, без временного и пространственного параллакса. С двух цветоделенных негативов производится печать на, уже известную нам, позитивную пленку «Дипо-фильм», политую эмульсией с двух сторон. Каждая из них вирируются в соответствующий цвет, дополнительный к цвету, в котором сни¬мался негатив.
Не смотря на то, что процесс «Бипак» применялся в цветной кинематографии с 1913 года, первый патент на него был выдан только в 1926 году.
В конце двадцатых годов XX века крупные кинопленочные фирмы начали выпуск комплектов пленок для съемки по методу «Бипак».
Сегодня при восстановлении старых двухцветный фильмов, снятых методом «Бипак», для получения «правильной» цветопередачи, желательно знать на каком комплекте пленок они снимались. То-есть, какие составляющие цвета оригинала.
СЪЕМКА МЕТОДОМ «БИПАК»
БИПАК «Agfa BiPack Film» (Агфа Бипак Филм)
БИПАК «Rainbow Negative» (Рэйнбоу Негатив)
БИПАК «Gevaert BiPack» (Гиверт Бипак)
БИПАК «Kodak: Orthochromatic & Panchromatic Bipack»
ДВУХЦВЕТНЫЕ СУБТРАКТИВНЫЕ СПОСОБЫ по методу БИПАК
______________________________________________________________
ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |