САЛАМАНДРА (Salamander)
СССР / Германия, Межрабпомфильм / Прометеус-фильм (Prometheus-Film-Verleih und Vertriebs-GmbH), 1928, ч/б, 7 ч., 1860 м, 35 мм, 1.33:1, немой. ГФФ №16371
Выпущен 4 декабря 1928 года на экраны московских кинотеатров: Колосс и Арс.
Совместная советско-германская постановка.
Авторы сценария: Анатолий Луначарский, Георгий Гребнер. Режиссер Григорий Рошаль. Сорежиссер Михаил Доллер. Оператор Луи Форестье. Художники: Владимир Егоров, Валентина Хмелева. Костюмы Н. Кильбург. Гример С. Гуськов. Помощники режиссера: Броницкий, М. Хабарин.
В ролях:
Бернгард Гетцке (профессор Занге), Николай Хмелёв (принц Карлштейн, фашист), Наталья Розенель (Фелиция, жена профессора), Эльза Темари (Берта, ассистент Цанге), Сергей Комаров (Бржезинский, иезуит), Владимир Фогель (барон-реакционер), Михаил Доллер (Филонов, ассистент Цанге), Александр Чистяков (Прайер, печатник), Александр Громов (Штромбах), Анатолий Луначарский, Анна Земцова, Василий Бокарев (господин), Даниил Введенский.
Драма. В основу фильма легла история жизни австрийского ученого-биолога, материалиста Пауля Каммерера.
Путем долгих опытов над саламандрами профессор Цанге пришел к выводу, что саламандра приобретает цвет той среды, в которой она находится. Открытие профессора революционизировало биологическую науку, опрокидывало утверждения церкви «о божественном предопределении всяк живущего — раз сотворенного, вечного и неизменного» и разбило в прах идеалистические теории реакционных ученых о неизменности свойств организмов, передаваемых по наследству. Ученый-мракобес поп Бржезинский, фашист принц Карлштейн и банкир Петискус, глава тайной фашистской лиги, начинают борьбу с ученым-материалистом, используя подкупы, клевету, инсинуации. Проникнув в лаборатории ученого, Карлштейн вспрыскивает иод кожу саламандр черную тушь. При проверке опытов тушь обнаруживают. Профессора Цанге, обвиненного в шарлатанстве, выгоняют из университета. Подкупленная пресса и желтые газетные листовки травят Цанге. Они публикуют сенсационное «разоблачение»: Цанге — растлитель малолетних. Жена профессора уходит от него к Карлштейну. Но никакие препятствия не в силах остановить научные исследования. В убогой каморке Цанге продолжает свои опыты. Саламандрам необходимо тепло, а у профессора кончился керосин. Цанге крадет бутыль с керосином. Ученого ловят и обвиняют в воровстве. Спасение приходит от Советского Союза, куда его приглашают приехать. Через несколько дней поезд увозит профессора Цанге на его новую родину.
Библиография:
- “Известия”, № 294, 19.12.1928, стр. 5. “Саламандра”.
- «Правда», №302, 30.12.1928, стр.5. “Саламандра”.
«Кино», М., 18.12.1928 г.. «Советский экран», М., 1928, № 28 и 49, 1929, № 1. «Жизнь искусства», Л., 1929, № 6. «Вечерняя Москва», 6 и 10.12.1928 г.
++++++++++++++++++++++++
=====================================
РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ СЪЕМОК. «САЛАМАНДРА» (1928)
-
ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
-
Сценарий фильма «Саламандра»
-
Как возник сценарий «Саламандра»
-
Московский кинотеатр «Колосс»
© Николай Майоров, 2019. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |