Впервые в панорамном кинематографе были применены сложнейшие комбинированные съемки, выполнение которых не всегда удается качественно сделать в обычных системах кино. В первую очередь это относится к съемке двойников.
Это сегодня компьютерная техника позволяет легко контролировать и создавать такие кадры, а в те годы – только точный расчет и мастерство всех: оператора, режиссера, актеров и даже осветителей могли обеспечить получение качественного комбинированного кадра. В фильме «Опасные повороты» несколько эпизодов, в которых героиня беседует со своим двойником. В одном из этих кадров актриса свободно перемещается по всему кадру, проходя при этом за своим двойником, в другом — подходит к своему двойнику и обнимает его за плечи, поправляет воротник на платье.
Фрагменты комбинированных кадров из фильма «Опасные повороты» (1961)
Все эти кадры снимались в две экспозиции. В первую – снята актриса, исполнявшая главную роль, а ее дублер, опиралась на поддерживающее устройство, которое было скрыто у нее за спиной, была неподвижна, а ее лицо было перекрыто каше. Это давало возможность актрисе свободно проходить за ней, т. е. беспрепятственно перемещаться по всему кадру. Во вторую экспозицию устанавливалось контр-каше и снималось только лицо героини фильма, которое максимально точно совмещалось с фигурой дублерши. В результате получался комбинированный кадр, в котором героиня свободно перемещалась в декорации и общалась со своим двойником. Успех в получении такого кадра зависел от способности актрисы и двойника сохранять неподвижность головы.
Съемка такого комбинированного кадра требует от всей съемочной группы четкого выполнения своей работа и безотказной работы киносъемочной аппаратуры. Кинокамера должна иметь контр-грейфер для обеспечения максимальной устойчивости кадра во избежание сдвига пленки относительно маски, что может привести к образованию контура или потери изображения в части границы маски. Так же необходимо полностью сохранить освещение объекта и его полную идентичность как по рисунку, так и по экспозиционным показателям. Поэтому такие кадры снимаются как правило в павильоне. Хотя можно привести ряд удачных примеров из советских фильмов, где такая съемка была проведена на натуре.
Для того, чтобы неизменное положение актрисы в течение длительного времени не могла показаться неестественной, в следующем плане этого эпизода линия кашетирования, проходившая в предыдущем кадре по волосам актрисы и дублерши, устанавливалась по части платья дублера и декорации (см. рисунок). Такое кашетирование несколько ограничивало свободу передвижения актрисы в кадре, но давала возможность подходить вплотную к своему двойнику и обнимать его, а у двойника появлялась возможность поворачивать голову и более естественно общаться с героиней. При первом и втором варианте съемки синхронизация действия осуществлялась с помощью фонограммы, на которой была записана половина того диалога, который актриса вела сама с собой.
Прекрасная игра актеров, захватывающие сцены гонок, поучительный сюжет обеспечили фильму зрительский успех и аншлаги в панорамных кинотеатрах Советского Союза.
КИНОПАНОРАМА® (1958)
Комбинированные съемки в фильме Опасные повороты”.
О цифровом восстановлении панорамного фильма «Опасные повороты»
__________________________
Фрагменты комбинированных кадров из фильма «Опасные повороты» (1961)
Советская кинопанорама
Фрагмент из панорамного фильма “Опасные повороты” (1961)
ПАНОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА
КИНОТЕАТРЫ
СОВЕТСКИЕ ПАНОРАМНЫЕ ФИЛЬМЫ
ФИЛЬМОГРАФИЯ СИНЕРАМЫ (CINERAMA)
ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино |