Из книги ПТУШКО А.Л. «Чудеса кино» (1949)
Метод «блуждающей маски»
“Однако опыт работы с различными макетами показал, что как бы хорошо и продуманно ни была проведена съёмка и как бы жизнеподобно ни выглядели макеты на экране, зритель всё же до конца не поверит, что это подлинная натура, пока не увидит эти макеты во взаимодействии с живыми людьми. Живой человек убеждает в подлинности всех тех объектов, с которыми ему приходится общаться на экране.
Но. как же можно заставить работать живого человека высотой в один метр и 70 сантиметров на небольшом макете? Как мог советский танк размером в 60 сантиметров (в фильме «Парень из нашего города») раздавить «немецкое орудие» и группу «немецких солдат и офицеров»?
Как мог горящий элеватор высотою в две табуретки (из фильма «Она защищает Родину») рухнуть и своими обломками накрыть группу «немцев-поджигателей»?
Для осуществления этих задач применяется метод «блуждающей маски».
В советской кинематографии этот метод был разработан одним из наших советских операторов, В. К. Горбачёвым, работавшим в Научно-исследовательском кино-фотоинституте.
Сущность метода «блуждающей маски» заключается в следующем.
Вначале на макете небольшого размера (например, в 1/10 натуральной величины) снимается рапидаппаратом «фон», т. е. место будущего действия живых актёров. В примере из фильма «Парень из нашего города» вначале на макете снимался проезд танка и подавление этим танком макетного артиллерийского орудия. Макет поля был размером в 5—6 квадратных метров, орудие — величиной в 20 сантиметров, а танк — величиной в 60 сантиметров. Потом в ателье студии на фоне большого белого экрана снимали актёров, изображавших немцев. При этом актёров освещали оранжевым светом, а фон — сине-фиолетовым. Последовательность действия актёров была такова: вначале все стояли якобы у орудия, хотя фактически никакого орудия не было, затем дёргали за несуществующий шнур, прикрывали уши и отскакивали в сторону, после якобы раздавшегося выстрела, и в конце все разом падали, как будто придавленные к земле гусеницами танка. Съёмка актёрской сцены на фоне белого экрана носит название «съёмки доснимаемого объекта». Она производится специально-сконструированной камерой, которая заряжается двумя плёнками, сложенными вместе.
Первой к объективу располагается в фильмовом канале специальная позитивная плёнка, на которой и снимается так называемая «маска». Эта плёнка монохроматична (чувствительна только к сине-фиолетовым лучам спектра), на эмульсионный слой этой пленки наносится жёлтый лак, не пропускающий сине-фиолетовых лучей, что превращает эту плёнку как бы в своеобразный светофильтр. Вторая плёнка (основная) обычная негативная панхроматическая.
Что же произойдёт при съёмке доснимаемого объекта (актёрской сцены)?
Сине-фиолетовый свет, отражённый белым экраном (перед которым работают актёры), проэкспонирует первую плёнку во всех местах, где он не перекрыт фигурами актёров. На вторую, панхроматическую плёнку сине-фиолетовый свет не подействует совсем, так как жёлтый лаковый покров первой плёнки полностью его срежет.
Фигуры актёров, освещённые оранжевым светом, совершенно не проектируются на первую плёнку, поскольку она нечувствительна к оранжевым лучам. Пройдя беспрепятственно через жёлтый лак первой плёнки, оранжевый свет, отражённый от актёров,полностью проэкспонирует изображение актёров на второй, панхроматической плёнке.
После съёмки актёрской сцены камера разряжается, и первая плёнка поступает в обработку, в результате которой мы получим совершенно чёрный силуэт актёров на прозрачном фоне. Этот силуэт и называется маской. Заметим, кстати, что маска по своим размерам абсолютно точно соответствует размерам и положению негативного изображения актёра, снятого на второй, панхроматической плёнке.
Далее, наложив плёнки одна на другую, мы как бы накроем масочной плёнкой негативное изображение актёра, и в силу того, что маска не прозрачна, мы при второй съёмке на панхроматическую плёнку не погубим изображения ранее снятого актёра. Прозрачный фон вокруг маски позволяет заснять сквозь себя любой, нужный нам объект. А так как фон вокруг актёра на второй плёнке остался при первой съёмке неэкспонированным, то это и даёт нам возможность ещё раз снять на ту же плёнку любое изображение, спроецированное на экран. В нашем примере это будет танк, давящий немецкое орудие. При этой съёмке, куда бы ни двинулся актёр, за ним двинется и прикрывающая его маска, вот почему и метод называется «блуждающей маской». Этот метод даёт возможность в любые, самые невероятные условия натуральной или макетной съёмки включать действия живого человека.
Метод «блуждающей маски», разработанный советскими специалистами, замечателен тем, что он даёт новое, абсолютно чёткое изображение, в котором стираются грани соединения натуры и макета”.
___________________________________
** – по английски: Travelling mask или Travelling matte
Кадр из кинофильма «Руслан и Людмила» (1972), снятый методом “блуждающая маска”
=====================================
ОБРАЩАЕМЫЕ (обратимые) фото-киноматериалы
ПТУШКО А.Л. «Чудеса кино» (1949)
=================================
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
=================================