КАК СНИМАЛСЯ „ЦИРК”
Шеф-оператор фильма «Цирк».
С точки зрения техники с’емки картина «Цирк» представляла громадные трудности.
Здесь большую помощь нам оказал опыт моей поездки в Америку.
Американская операторская техника отличается широким применением ряда новых методов трюковой и так называемой комбинированной с’емки. Под комбинированной с’емкой в операторском искусстве понимается сочетание в одном кадре нескольких об’ектов, в обычных условиях несовместимых ни по своим масштабам, ни по пространственному положению.
Предположим, что в павильоне нужно построить декорацию громадного десятиэтажного здания. Постройка такой декорации внутри павильона совершенно немыслима, так как высота всех существующих киностудий не превышает 25 метров. С помощью комбинированной с’емки задача разрешается чрезвычайно просто. В павильоне, на большом расстоянии от аппарата строится лишь нижняя часть декорации, на уровне человеческого роста. Вся верхняя часть многоэтажного здания изготовляется в виде небольшого макета, размером в 11/2— 2 метра. Этот макет подвешивается непосредственно перед с’емоч-ным аппаратом на расстоянии одного-двух метров от об’ектива, при чем подвеска производится так, чтобы нижний край макетной модели перспективно совпадал с верхним краем удаленной декорации, построенной в натуральную величину. Таким образом, возникает оптическая иллюзия единого здания, ибо близко расположенный к аппарату макет верхней части по своему масштабу совпадает с отдаленной от аппарата нижней частью декорации.
Применяя этот способ, мы создали на экране общие планы манежа и фасада громадного цирка. В таком виде цирк еще никогда в кино не был показан.
В картине имеется сцена, где Скамейкин (арт. А. М. Комиссаров), случайно попав в клетку со львами, букетом цветов прогоняет зверей с арены. Нужно было придумать такой способ с’емки, при котором актер не подвергался бы никакой опасности. Задача эта была решена разными методами технического комбинирования кадра. Одним из таких методов является рир-проекция. Принцип с’емки по методу рир-проекции заключается в следующем: в павильоне устанавливается прозрачный экран, на котором с задней стороны проектируется изображение специально заснятого фона со львами. Перед экраном помещается наш актер. С противоположной по отношению к проекционному аппарату стороны устанавливается с’емочная камера, с помощью которой одновременно снимаются игра актера перед экраном и самый экран с проектируемым на него изображением рычащих львов.
Был применен также и другой способ с’емки’ сцены со львами. Установив с’емочный аппарат с внешней стороны клетки, мы перед самым об’ективом поместили небольшую модель части решетки. Каждый прут нашей модельной решетки в перспективе закрывал собой соответствующий прут настоящей решетки клетки. Поместив нашего актера между прутьями настоящей и модельной решетки, мы создали иллюзию того, что Ска-мейкин действительно находится внутри клетки, так как на экране перед актером видны только модельные прутья.
Большое применение в картине получил также так называемый метод транспаранта, разработанный нами совместно с инженером Н. Н. Агокас еще в 1933 году. Этим способом сняты кадры полетов в цирке. Предварительно мы сняли с движения фон цирка. В кадре мелькают ряды зрителей. Снятый таким образом динамический фон проявляется, печатается и затем обрабатывается особым химическим способом. Этот обработанный позитив вновь закладывается в с’емочный аппарат перед чистой негативной пленкой. Актер, совершающий полеты, помещается перед аппаратом, и с’емка актера производится на просвет, через заранее снятый динамический фон. В результате благодаря особым способам освещения на чистой негативной пленке одновременно фиксируются движущийся фон и изображение актера.
За все время существования нашей студии таких масштабных декораций, как манеж цирка, построить никогда не удавалось. Выпуск «Цирка» свидетельствует о росте нашей кинематографической техники, успешно осваивающей новейшие методы с’емки и декоративного оформления.
________________________________________________
-
ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
-
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
-
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
- «Цирк» (1936)
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |