«ИВАН НИКУЛИН – РУССКИЙ МАТРОС»
Как истинные художники, авторы первого советского трехцветного фильма «Иван Никулин – русский матрос» создали произведение, где сюжет – не повод для того, чтобы показать цвет, а средство реалистического повествования, где яркая палитра новых для нашего экрана красок должна углублять романтические образы, идеи, характеры, усиливать эмоциональное, поэтическое звучание темы.
Первый титр сообщает зрителям:
«Это быль. Действительно, осенью 1942 года из госпиталя на фронт ехали два краснофлотца: Иван Никулин и Василий Клевцов…»
Русские матросы Иван Никулин и Василий Клевцов ехали в эти дни на родное Чёрное море, на свои корабли. В пути к ним присоединились другие краснофлотцы, и, когда немцы перерезали дорогу, сам собой родился партизанский отряд моряков, немедленно вступивших в неравные бои с врагом… Одноимённая фильму повесть Л. Соловьева получила широкое распространение, и нет необходимости рассказывать здесь её сюжет. Важно отметить одно обстоятельство. Ясный стиль этого произведения, его яркие эпизоды позволили создать фильм, покоряющий своим оптимизмом.
Это фильм о людях, которым дано безмерное мужество строем вольнолюбивой морской души, славными преданиями седой старины, принципами советской жизни. Герои фильма не только вспоминают о богатырях севастопольской обороны прошлого века, они продолжают их традиии в боях, и численное превосходство врагов порождает не уныние и растерянность, а русскую удаль, упорство, подъём всех физических и духовных сил.
Глубоко человечный и внутренне содержательный образ создал Борис Чирков, исполняющий роль Захара Фомичева, начальника штаба в отряде моряков. Страдание закалило душу Фомичева, а жажда мщения врагу удесятеряет его силы, изощряет его ум, делает его богатым на выдумку, на военную хитрость и сметку, поддерживает его в трудный час.
Злыми слезами плачет Захар Фомичев, когда ему грозит смерть в фашистском застенке: он не завершил своего великого дела – справедливой мести. Есть в фильме замечательный эпизод, когда Фомичев оставляет раненого Тихона Спиридоныча, начальника станции, примкнувшего к отряду, и говорит ему: «Я за тобой вернусь». Не должался Тихон Спиридоныч Фомичева и застрелился, чтобы раненым не попасть в руки врагов. Не поверил Тихон моряку, и над его телом скорбно и строго говорит сам раненый, сам еле живой, но верный своему слову Фомичев:
«Не морская у тебя душа, Тихон!»
В этом сопоставлении двух душ, одинаково мужественных, но по-разному закаленных, и есть, если не главный конфликт, то одна из основных сюжетных линий фильма. Главными его героями – и быть может вопреки воле режиссёра и сценариста, – стали Фомичев – Борис Чирков и Тихон Спиридоныч – Эраст Гарин. Свойства их характеров, их живые человеческие чувства ярко появились в действии, столкновениях, поступках.
И, может быть, потому, что меньше убедительных, жизненно простых черт, дел и поступков у командира отряда Ивана Никулина (И. Переверзев), его образ отошёл на второй план. Из повести о русском матросе фильм превратился в эпическое повествование об отряде русских моряков.
В нём хорошо показан и морской эпос: потомственный матрос Папаша (С. Каюков) мягко и задушевно рассказывает о славной черноморской старине. В фильме переданы и мужественная удаль моряков, и солёный морской юмор. Жаль только, что единственная героиня фильма, Маруся Крюкова, не получила настоящей роли. Поэтому даже талантливая актриса Зоя Федорова не могла, за недостатком сценарного материала создать полноценный образ девушки-партизанки. Чаще всего её пёстрое ситцевое платье и косынки выполняют лишь роль живописного пятна в кадре среди черных бушлатов краснофлотцев.
Перед режиссёром этого фильма стояли необычайно сложные задачи. В трудные военные времена, с несовершенной аппаратурой студии, без опыта, экспериментируя, учась и обучая, Игорь Савченко создал фильм в абсолютно новой для нашего кинематографа технике.
Её возможности и достоинства принесли фильму новые замечательные качества. Не только свет, но и цвет стал помогать в поисках наиболее совершенной композиции кадра. Живее, материальнее стало всё, что мы видим на экране.
Но было бы во вред новому делу не отметить дефекты цветной техники, вполне естественные на первых порах. Прежде всего это некоторая олеографичность изображения, особенно в общих планах и пейзажах. В них преобладает однотонность, зеленовато-коричневая гамма. Утратив некоторые достоинства перспективы фотографической, мастерства трехцветных съемок еще не овладели живописной перспективой. Поэтому нелегко определить в кадре точку сходства, и часто первые планы кажутся прижатыми к экрану. Все это происходит оттого, что свет и цвет не приведены в гармонию, и сила света направлена на то, чтобы выявить, подчеркнуть цветовое пятно, а не на то, чтобы примирить его с окружающим, придать ему мягкость и естественность, близкую к натуре. И не случайно лучшей по цвету является та часть фильма, где показана откровенно условная и олеографическая, выдержанная стиле народного лубка вставная сказка (рассказ Папаши).
У советского цветного кино – огромное будущее.
При всех своих недочетах «Иван Никулин – русский матрос» оставляет глубокий след в памяти. Трудно забыть фонтаны бурой земли, поднятые немецкими снарядами над блиндажами и траншеями, в которых обороняют переправу краснофлотцы из отряда Ивана Никулина. Не забыть осенней листвы в палисаднике глухого полустанка, необъятных полей и спокойных рек среди отлогих берегов, воспроизведенный на экране облик родной земли, за которую отдали жизнь русские матросы.
И как патетическое завершение их подвига, как утверждение их бессмертной славы возникают последние кадры фильма. По пенистым волнам моря в кильватерной колонне идут торпедные катера. Мы читаем на корме их горящие надписи: «Иван Никулин»… «Василий Клевцов»… «Захар Фомичев»…
В. Сухаревич.
Опубликовано в газете «Советское искусство» от 5.04.1945г.
_________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
|
|
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |