«Правда». «Соловей-соловушко» (09.07.1936)» публикует рецензию И.Анисимова на фильм «Соловей-соловушко»:
«Режиссер Н. Экк занимает особое место в советской кинематографии. Им сделан первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», он же выступил теперь с первой советской цветной кинокартиной. Обе эти работы являются большими удачами. Надо отметить, что в обоих случая Экк не слишком увлекается показными эффектам, а обращается к большому и яркому содержанию, стремится к углубленному показу действительности.
Завоевание цвета чрезвычайно обогащает кино, расширяет его изобразительные возможности. Там, где все сводилось к чер¬ному и белому, теперь в руках мастера богатейшая гамма красок. Цветное кино может показать действительность глубже, с большим количеством оттенков, более конкретно в правдоподобно.
Привлекательной особенностью фильма «Соловей-соловушко» является то, что здесь сделана попытка овладеть цветом. Фильм построен умно, с учетом своеобразия, кото¬рое цвет вносит в кинематографическое произведение.
Конечно, далеко не все безупречно в по¬токе цветовых изображений, который проходит перед зрителями фильма «Соловей-соловушко»: краски часто чересчур ярка, не¬достает оттенков. Это отчасти об’ясняется техникой двухцветной с’емки, которую применял Экк; трехцветная с’емка, которой уже пользуются теперь, устранит эти слабые места. Не всегда тон цвета соответствует психологическому «тону», не ладится с не¬бом, которое обычно кажется эмалированным, и т.д. Но все эти вполне допустимые в первом опыте шероховатости не имеют большого значения. Первая советская цветная картина является прекрасной удачей, раскрывающей широкие горизонты пе¬ред нашим кинематографическим искусство!.
По технике своей «Соловей-соловушко» не намного уступает лучшему цветному заграничному фильм «Кукарачча», а кое в чем он превосходит технику последнего. О содержании же и говорить нечего, на¬столько «Соловей-соловушко» стоит выше.
Фильм переносит нас почти на четыре десятилетия назад. Сильными, простыми чертами показан мучительный, каторжный труд работниц на фарфоровой фабрике. В грязных, лишенных света помещениях, отравленных фарфоровой пылью, женщины чахнут, формуя и раскрашивая посуду. Не путем каких-либо схематических рассуждений, а в правдивых и жизненных образах раскрывается перед зрителем механика ка¬питалистической эксплоатации. Фабрикант Лузнецов, циник и ловкий делец, мастер, в руках которого находится безграничная власть над беззащитными работницами,— эти люди полностью проявляют себя в гнусном поджоге фабрики с целью «зарабо¬тать» страховою премию, поджоге, повлек¬шем за собой гибель десятков рабочих.
Фильм отличается простотой, ясностью, конкретностью кинематографического язы¬ка и цельностью построения. Образы его отчетливы и жизненны, действие убедительно. Полные сурового реализма картины тяжкой жизни работниц сменяются оживленными, полными напряженного движения сценами их борьбы. Действие приобретает бурно нарастающий характер и заканчивается в момент наивысшего под’ема. Этим вполне оправданным переходом от мрака к свету, от тяжелой застойности быта фарфоровой каторги к освежающей грозе массового выступления, этим большим размахом действия достигнуто то, что фильм, несмотря на многие тяжелые сцены, получился оптимистический.
Жизненность, убедительность, реалистичность картины тесно связаны с хоро-шей игрой артистов. Кроме актеров (Груня—В. Ивашева, мастер—А. Корсаков, Лузнепов—В. Аталов), в создании фильма приняли участие две тысячи работниц фарфоровой фабрики имени М. Калинина и курсанты кавалерийской школы Осоавиахима им. Буденного. Этот самодеятельный актив сыграл большую роль в создании советской цветной картины, которою Наша кинематография вправе гордиться».