«29 августа 1942 года в газете «Красный флот» была напечатана корреспонденция с фронта, рассказывающая о подвиге двадцати пяти краснофлотцев, руководимых черно¬морским минёром Иваном Никулиным. По-длинные события, описанные впервые политруком Иваном Мирошниченко (впоследствии павшим смертью героя при высадке десанта под Новороссийском), перешли из живой действительности на страницы повести писателя-черноморца Леонида Соловьёва, затем легли в основу сценария и фильма «Иван Никулин—русский матрос».
На экране воссоздана быль. Двадцать пять матросов, возвращавшихся на Черноморский флот из тыловых госпиталей, встретились на своём пути с превосходящим их втрое численностью, вооружённым до зубов противником и одержали блестящую победу. Эшелон, следовавший на юг, был атакован немецкой авиадесантной группой. У фашистов были пулемёты. У матросов – только ножи и крепкие руки. Организованность, отвага, военная смётка горсточки моряков совершили невозможное. Десант был полностью уничтожен. Вдохновлённые первым успехом, движимые велико- лепной яростью мстителей, черноморцы об’единились для дальнейшей борьбы в партизанский отряд. Во главе его стали простые матросы, в бою доказавшие свою способность быть вожаками и руководителями,— Иван Никулин, Василий Клевцов, Захар Фомичёв. Обследовав район первой схватки, они установили, что немцами подготовлена посадочная площадка для встречи второй, несомненно, ещё более мощной группы десанта. Было принято необычайное по своей простоте и смелости решение — выложить посадочные знаки и привлечь на себя противника.
Расчёт Никулина полностью оправдался: вскоре отряд принял второй бой, закончившийся ещё более блистательной победой моряков. В этом бою были понесены первые потерн. На могиле геройски погибшего комиссара отряда Василия Клевцова и его двух товарищей матросы поставили стоймя кусок фюзеляжа взорванного ими в бою «Юнкерса» с надписью, которую нельзя читать без волнения: «Товарищи, когда придет время, поставьте памятник на этой могиле. Здесь лежат погибшие за честь и свободу нашей Родины моряки-черноморцы Клевцсв, Коновалов, Серебряков».
Отряд Никулина двинулся по немецким тылам. Матросское ядро отряда обросло на своём пути новыми соратниками, отряд превратился в грозную силу, способную противостоять регулярным частям, поддерживаемым артиллерией и танками. В этой не¬равной борьбе погибла большая часть никулинского отряда вместе со своим отважным командиром, и каждый из этих героев за¬воевал право на долгую и благодарную па¬мять народа, во имя которого они сражались и отдали свои жизни.
Автор сценария Леонид Соловьёв и постановщик фильма заслуженный деятель искусств Игорь Савченко стремились с возможной исторической точностью передать эту быль, привлекая на помощь художественный вымысел для того, чтобы воссоздать недостающие звенья.
Фильм волнует заключённой в нём правдой чувств и событий. Режиссёрская работа Игоря Савченко отличается смелостью и выразительностью приёмов. Остроумно раз¬решённый в стиле традиционной матросской байки, рассказ старого моряка о своём легендарном деде; эпизод, где томящийся в фашистском застенке Фомичёв мысленно беседует с пославшим его на подвит командиром, — асе это не только хорошо задумано, но и убедительно по выполнению. Савченко умело сочетает суровую простоту в изображении боевых подвигов черноморцев с лирикой и юмором. В его изобразительных приёмах есть черты, присущие плакату в лучшем смысле этого слова: сжатость, броскость, склонность к патетике и к сатирической заострённости. Так. в отчётливо сатирическом плане разрешён образ итальянца часового (заслуженный артист республики М. Румянцев). А недвижные фигуры бойцов, окруживших тело убитого комиссара (С. Жиганов), создают патетический образ, рождающий гнев и призывающий к мести.
Не следует забывать, что наряду с проблемами композиции, актерской игры и т.д. перед режиссёром стояли сложнейшие, по существу экспериментальные задачи освоения совершенно новой техники; сложность заключалась в том, чтоб эту новую технику освоить творчески, так. чтобы применение цвета обогащало не только зрелищную, но и смысловую сторону фильма. Во многом это удалось. Не гоняясь за красивостью, режиссёр сумел использовать обогащённую цветовую гамму для того, чтобы насыщение передать близкие сердцу зрителя черты русской природы. А в эпизоде, где ожидающий неминуемой смерти Фомичёв смотрят в окно своей тюрьмы, яркие краски цветущего кустарника, окружающего темницу, хорошо подчёркивают драматизм положения.
Иван Никулин в исполнении артиста И. Переверзева очень обаятелен —мужественное юное лицо, могучая фигура, неторопливая волжская речь, верится, что таким он и был, этот талантливый партизанский вождь. Но строй мыслей и чувств Никулина остался недостаточно раскрытым.
В фильме есть несколько актёрских удач. К ним в первую очередь следует отнести работу Э. Гарина, играющего Тихона Спиридоновича, и заслуженного артиста рес¬публики Б. Чиркова в роли Захара Фомичева.
При первом своём появлении на экране Тихон Спиридонович вызывает только добродушный смех. Уж очень неказист на вид этот начальник захолустного полустанка. Он долговяз, удивительно неловок, в нём есть что-то отдалённо напоминающее чеховского Епиходова. Э. Гарин убедительно изображает превращение робкого и неуклюжего человека в настоящего бойца, одного из ближайших сподвижников Никулина. Образ Тихона Спирндоновича, с трогатель-ным юмором обрисованный Э. Гариным, да¬леко перерастает значение эпизодической фигуры.
Хорошо играет «папашу» заслуженный артист республики С. Каюков. Партизанка Маруся Крюкова не принадлежит к числу лучших ролей Зои Федоровой. Впрочем, эта единственная женская роль в картине не получила достаточного развития. Для создания образа актрисе явно недоставало материала. Запоминаются в маленьких ролях В. Санасв (Алёха) н Я. Сидоркин (Жуков).
«Иван Никулин» — один из первых советских цветных фильмов и первый, в котором применён новый трёхцветный способ печа¬ти, разработанный советскими специалиста¬ми. В напряжённые годы войны советская научно-техническая мысль добилась круп¬ного успеха, обогатив палитру нашего кино¬искусства. Для первого опыта результаты, достигнутые лабораторией Мосфильма (руководитель инженер В. Фридман) и операторами Ф. Проворовым и Г. Рейсгоф, можно признать отличными. Успехи нашего цветного кино вызывают чувство радости и законной гордости и открывают перед совет¬ским киноискусством новые увлекательные перспективы».
ФИЛЬМОГРАФИЯ. «Иван Никулин—русский матрос»
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.