Скан 2К с 35мм оригинала РГАКФД Уч. № 4875
КОРОНАЦИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В МОСКВЕ, 14(26) мая 1896 г.
Россия, 1896, ч/б, 47,9 м., 35 мм, 1.33:1, немой.
Съемка 26 мая 1896 года в Москве.
РГАКФД Уч. № 4875
Операторы: Франсис Дублие (Francis DOUBLIER), Шарль Муассон (Charles MOISSON). Руководитель от компании Люмьеров Камилл Серф (Camille CERF)
Последний российский император из правящего дома Романовых, коронованный на царство 26 (14) мая 1896 года, вошел в историю под именем Николая II.
Аннотация: Коронация Императора Николая II. Город Москва, 26 мая 1896 г.: движение парадных карет по улицам. Императрица Александра Федоровна в одной из карет. Император Николай II и императрица Александра Федоровна в сопровождении свиты проходят по территории Кремля.
Примечание: В РГАКФД Уч. № 4875 к этому сюжету подмонтирован сюжет 100 м.:
«Высочайший выход в Кремле по случаю празднования вербного воскресенья», 2 апреля 1900 г.
АННОТАЦИЯ: с Красного крыльца спускаются император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой, великие князья, придворные. Император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой, члены царской фамилии, придворные в Чудовом монастыре.
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ на ФИЛЬМ “КОРОНАЦИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В МОСКВЕ”
Четырнадцатого мая в Успенском соборе Кремля состоялась церемония коронации, длившаяся около четырех часов. Николай II восседал на алмазном троне царя Михаила Федоровича, украшенном 870 бриллиантами, рубинами и жемчугом. Александра Федоровна сидела на троне Царя Ивана Грозного из слоновой кости. Николай был в офицерской форме Преображенского Гвардейского полка и накинутой поверх нее тяжелой златотканой мантии с вышитыми на ней двуглавыми орлами. На голове у него была алмазная корона Екатерины Великой весом более трех с половиной килограммов, созданная Иеремией Позье в 1762 году (в настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации в Москве). На Александре Федоровне было расшитое серебром белое платье со шлейфом, который несли 12 придворных, на шее – нить из розового жемчуга и маленькая алмазная корона (в настоящее время принадлежащая коллекции Музея Хиллвуда в Вашингтоне) на голове. Николай описал свои размышления о событиях того дня в дневнике:
«14 мая 1896 г. Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. …не забывается во всю жизнь!!!»
(Дневник Николая II, запись от 14 мая 1896 года. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 601, оп. 1, д. 236, л. 9-10.).
Брат императрицы, великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский, присутствовавший на церемонии коронации, сделал более живое ее описание:
«Коронация в Москве 26 мая 1896 года была самой роскошной церемонией из всех, что я видел. Она была почти восточной и продолжалась 10 дней. В Москве собор был полон изображениями святых на золотом фоне, а на всех священниках были золотые ризы, украшенные вышивкой и драгоценными камнями. Во всех церемониях ощущался глубокий мистический смысл и византийские традиции. Миропомазанные император и императрица стали Божьими Помазанниками. Император, как священник, причащается в алтаре. После этого он перед троном снимает с головы корону, встает на колени и молится вслух замечательной молитвой за свой народ. Потом произносят молитву за императора, и он поднимается, и в этот момент он единственный не коленопреклоненный человек во всей Российской Империи. Процессия людей, входящих в собор и выходящих из него, проходит по возвышению, которое на уровне голов, стоящих вокруг, поэтому можно видеть всех, кто принимает участие в церемонии. Процессия как будто состоит лишь из людей в парадной форме, все блестит золотом и серебром, император и императрица в золотых с горностаем мантиях стоят под огромным балдахином, все великие княгини усыпаны драгоценностями. Все происходит как в волшебном сне, потому что все озарено ярким сиянием солнца».
(Кнодт М. Эрнст Людвиг Гессенский: его жизнь и его время. Дармштадт 1997, стр. 152-153).
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна. |