Известный советский писатель Борис Полевой, имевший возможность сравнить советскую «Кинопанораму» с американской «Синерамой» (Cinerama) опубликовал своими впечатления о первом советском панорамном фильме в сборнике «Искусство миллионов»:
«В год запуска искусственных спутников Земли нас, советских людей, кажется, очень трудно поразить новыми техническими достижениями. Трудно, но все-таки можно. Сделав за полтора часа без особых хлопот и волнений интереснейшую экскурсию по необъятной нашей стране, побывав в тайге и в субтропиках, поплавав по Днепру и Волге, пролетев многие тысячи километров на самолете над необозримыми просторами советской земли, полюбовавшись безбрежием молодых нив на только что покоренной целине, посмотрев розлив стали в цехах Магнитки, вместе с гуцулами-сплавщиками совершив головокружительный рейс на плотах по горной реке, прокатившись на глиссере по Черному морю и закончив ату удивительную экскурсию в самой гуще радостного и яркого кипения Московского молодежного фестиваля, даже самый бывалый человек несколько минут сидит оторопев, обдумывая и осмысливая новые, совершенно необычные и по необычному волнующие впечатления. Как, и то возможно?
Речь идет о новом документальном цветном фильма «Широка страна моя…», воспроизводимом на экране с помощью кинопанорамы. Кинопанорама — последнее достижение кино. Сначала зритель видел только изображение. Затем великий немой заговорил. Потом киноэкран расцвел красками. Потом раздвинулись его рамки. Кино стало широкоэкранным, и, наконец, появилась кинопанорама.
Созданная советскими учеными и инженерами, кинопанорама стерла еще одну грань между кино и жизнью. Это поражает, даже потрясает. Видя на экране морское путешествие, физически испытываешь качку; глядя на движение по извилистой горной дороге, невольно начинаешь на виражах наклоняться то вправо, то влево. Такова покоряющая сила этих новых ощущений, вызываемых фильмом. Да, советская кинопанорама, несомненно, одно из славных достижений к сорокалетию нашей Родины»
Первый фильм для кинопанорамы, поставленный одним из ярких деятелей нашего документального кино, Романом Карменом, по сценарию, написанному Е. Долматовским совместно с режиссером, получился необыкновенно впечатляющим. Наша Советская Родина развертывается в нем в живой прелести своих бесконечно разнообразных красот, в своем непрерывном преображении, в трудовом пафосе ее людей. Этот динамический ее портрет, эта зримость ее преображения придают фильму богатый эмоциональный заряд. А так как кинооператорское мастерство на этот раз множится на необыкновенную технику кинопанорамы, впечатление особенно глубокое и волнующее. И все-таки нельзя воздержаться от замечания. Авторы фильма назвали его строкой из любимой советской песни. На экране проходят Волга, Днепр, Кавказские горы, Карпаты, Черное море, Урал и другие наши края, имеющие не только свой характерный ландшафт, свой неповторимый зрительный облик, но и свои прекрасные, веками звучавшие и вновь рожденные мелодии. В музыке, написанной к этому первому кинопанорамному фильму композиторами К. Молчановым и В. Кнушевицким, это богатство совершенно не почато. Даже великолепная песня, давшая фильму название, не зазвучала в нем. Неоправданно скупо используется и вторая великолепная возможность кинопанорамы — стереофоничность. Ну, ничего. Это первый шаг, шаг широкий, размашистый, яркий.
Я видел американскую синераму, считающуюся последним достижением заокеанской кинотехники. Когда мы были потом в Голливуде, деятели американского кино с особой гордостью говорили нам об этом своем достижении. Теперь, сравнивая американскую синераму с советской кинопанорамой, можно без всякого зазнайства сказать: у нас лучше. Это прежде всего касается четкости изображения на экране и удивительной, просто моментами потрясающей стереофоничности звука. Техника нашей панорамы зрелее.
Просто дух захватывает, когда думаешь об огромных возможностях, открытых перед киномастерами этим новым и несомненным достижением советской науки и техники».
_________________________________________________________________________
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА.
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино |