Александр фон Лагорио (Alexander von Lagorio). Биография

Кадры из фильма «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами) (1941)
Кадры из фильма «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами) (1941)

Александр фон ЛАГОРИО, родился 26 октября 1890 года в Варшаве, Польша, скончался 1 июня 1965 года в Стокгольме, был немецким кинооператором и фотографом.

Александр фон Лагорио был сыном профессора минералогии Александра Евгеньевич Карл Лео фон Лагорио (Alexander Evgenievic Karl Leo von Lagorio) и Джули Луизы фон Фалтин (Julie Louise von Faltin) и дальний родственник одного из самых известных русских художников-маринистов, выпускника петербургской Академии художеств и Первого ученика Айвазовского – Льва Феликсовича Лагорио (28.06.1827 – 29.11.1905) . До Первой мировой войны Александр фон Лагорио учился на инженера в Санкт-Петербурге. В 1917 году он переехал со своей семьей в Финляндию. В 1920 году в Берлин он продолжил учиться на инженера. В Берлине отец Лагорио стал помощником  Лауреата Нобелевской премии по химии 1909 года, немецкого физика и химика Вильгельма Оствальда (Wilhelm Ostwald). До конца своей жизни  Вильгельм Оствальд изучал цвета и формы, пытаясь найти научную стандартизацию цветов. Его основными работами в этой области являются “Die Farbenfibel” (Букварь цвета), “Die Farbenlehre” (Теория цвета), “Die Harmonie der Farben” (Гармония цветов). Научная работа отца с Вильгельмом Оствальдом вдохновила Александра начать экспериментировать над решением  технических проблем в цветной фотографии с использованием кинопленки.

Второго декабря 1924 года в берлинском периодическом издании “Руль” появилось сообщение об «Образование общества “Асса-фильм” для производства научно-популярных фильмов». В числе его участников в качестве оператора упомянут и Александр фон Лагорио. А пятого декабря, то же издание сообщило: “Учебная киностудия Георгия Азагарова объединилась с киностудией при Русской консерватории – «в интересах общего дела».  Объединенную студию возглавили сам Азагаров и Николай Ларин, технико-инженерным отделением заведовал Александр Лагорио”. 

Русский режиссёр и актёр Георгий Георгиевич Азагаров (Georgi Azagarov) (25.08.1892 – 02.11.1957), эмигрировавший из России в Германию в 1920 году. В 1927 году на студии UFA Азагаров совместно с известным на весь мир русским пионером кукольной анимации  Владиславом Старевичем поставил игровой фильм “Eva und der Grashüpfer / Jugendrausch ” (Ева и Кузнечик / Бунт молодежи). 

Георгий Георгиевич Азагаров  стал “крестным отцом” Лагорио в игровом кинематографе. 14 января 1930 года на немецкий киноэкран вышла полнометражная игровая  картина «Das Donkosakenlied» (Донские казаки) (1930), поставленная  Г. Агазаровым и ставшая операторским дебютом Александра фон Лагорио в качестве оператора-постановщика  игрового  фильма (совместно с  Куртом Оертилем (Curt Oertel). 

О каких либо успехах Александра фон Лагорио  на ниве научно-популярного кино официальной информации пока не обнаружено. Поэтому трудно сказать в качестве кого он принимал участие в создании научных и учебных фильмов, были ли эти фильмы закончены производством и выпущены на экран. Сегодня мы располагаем лишь информацией из периодической печати того времени, только о имевшей место работе над ними:

  • Берлин. “Операторы Александр Лагорио и Тринкел занимаются съемкой фильмов в «киноателье научных съемок» при клинике «Шаритэ» под руководством д-ра Роотэ”.**
  • Берлин. «Недавно вернувшийся с острова Ява русский кинооператор А.А. Аагорио организует вторичную киноэкспедицию на остров Ява и на соседние острова».***

Совершенно очевидна  разница между глаголом “снимал” и глаголом “снял”. К сожалению обнаружить достоверную информацию, как впрочем и любую, с утверждением завершения производством научно-популярного или другого фильма, который снял А.Лагорио до 1928 года пока обнаружено не было. Первым фильмом во всех известных фильмографиях оператора Александра фон Лагорио стал “Der Kampf der Tertia” (Битва при Тертии) (1928), где он выступил как создатель комбинированных съемок. Этот фильм был снят на берлинской киностудии Terra-Film AG и стал для Лагорио переходом  в игровой кинематограф и началом его операторской карьеры. К стати, тема комбинированных съемок пожалуй единственная профессионально и подробно описана в книге А. Лагорио “Современная кино-техника”, изданной в России в 1925 году. Остальные разделы этой книги – либо краткое, ограниченное ссылками на немецкие опыты, перечисление и констатация общеизвестной информации, без углубление в детали. Или, как в разделе о стереоскопическом кинематографе – демонстрация полного непонимания автором описываемого предмета, вызывающая сомнение не только в компетентности автора в данном вопросе, но и об уровне его профессиональной подготовки и знаниях в фотографическом процессе вообще. 

Следующие два фильм в 1930 году «Das Donkosakenlied» (Донские казаки)  и «Revolte im Erziehungshaus» (Восстание в Доме образования)  он снимал уже в качестве оператора совместно с  Куртом Оертелем (Curt Oertel). Совместно с оператором Георгом Стилианудисом (Georg Stilianudis) снял свой третий игровой фильм «Niemandsland» (Ничейная земля (1931). Первой полностью самостоятельной работой в качестве оператора-постановщика Александра фон Лагорио стал игровой фильм «Der Schimmelreiter» (Белый гонщик) (1934). Как  оператор-постановщик в 1937 году он снял Первый в мире цветной экспериментальный короткометражный фильм по негативно-позитивному многослойному цветному процессу «Agfacolor» «Die Postkutsche» (Почтовая карета).. Принимал участие (один из 47 операторов) в съемках фильма об Олимпиаде 1936 года для фильмов режиссера Лени Рифеншталь  «Olympia 1. Teil — Fest der Völker» (Олимпия)(1938) и «Olympia 2. Teil — Fest der Schönheit» (Олимпия 2) (1938).

В 1939-1941 году совместно с оператором Константином Ирмен-Цеттом (Konstantin Irmen-Tschet) осуществил постановку Первого в мире цветного полнометражного игрового фильма по негативно-позитивному многослойному цветному процессу «Agfacolor» «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами) (1941).

В 1942 году Александр фон Лагорио совместно с оператором Гербертом Таллмайером (Herbert Thallmayer) снял  на цветной пленке Agfacolor свой последний фильм «Märkische Fahrt» и завершил операторскую карьеру и занялся техническими и художественными проблемами киноиндустрии.

____________________________________

**   – Янгиров Р.М.  Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. 1 том. 268 стр.

*** – Янгиров Р.М.  Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. 2 том. 167 стр.

© Николай Майоров, 2005. Негативно-позитивный процесс Agfacolor

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Янгиров, Рашит Марванович “Хроника кинематографической жизни русского зарубежья” [Текст] : [в 2 т.] / Рашит Янгиров ; [предисл., подгот. текста З. М. Зевиной].  Т. 1 1918-1929 , 2010 – 539, [2] с., [8] л. ил., портр., факс. – ISBN 978-5-903081-09-7 (Книжница) (в пер.) Т. 2 1930-1980 , 2010 – 633, [2] с., [8] л. ил., портр., факс. – Указ.. – Библиогр.: с. 540-548. – Фильмогр.: с. 470-539. – ISBN 978-5-903081-10-3 (Книжница) (в пер.)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Обложка книги Лагорио А. "Современная кино-техника".

Лагорио А. “Современная кино-техника. Кино-съемка. Негативный и позитивный процесс. Кино-проэкция”/ А. Лагорио, член Ассоц. кинематографии и Герм. кино-техн. о-ва Под ред. П. Радецкого Москва: Кино-изд-во РСФСР, 1925

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ПИОНЕРЫ КИНЕМАТОГРАФА. Александр фон Лагорио (Alexander von Lagorio)

ПИОНЕРЫ КИНЕМАТОГРАФА

ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. Agfacolor

 

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Оцените публикацию

0 Рейтинг

Добавить комментарий