В декабре 1877 года французский художник и изобретатель Шарль-Эмиль РЕНО (Charles-Emile Reynaud) (08.12.1844 – 08.01.1918) запатентовал прибор, названный «Praxinoscope» (Праксиноскопом). Принцип работы «Праксиноскопа» похож на «Зоетроп» – используется такая же лента с картинками и вращающийся барабан. Но в отличие от «Зоотропа», в центре аппарата помещена призма, состоящая из 12 зеркал, заменивших окошки в барабане. Каждое зеркало отражает одну из 12 картинок. Во время вращения зритель видит только ту картинку, которая отражается зеркалом, расположенным перпендикулярно к его полю зрения.
В восьмидесятые годы XIX века Рейно соединил «Праксиноскоп» с «Волшебным фонарем» и усовершенствовал его. Это позволило осуществить проекцию движущихся изображений на экран и организовать массовый просмотр программы. «Оптический театр» Рено позволял демонстрировать не циклические движения, повторяющиеся до бесконечности, а создавать законченные сюжеты с развитием действия. Для своих первых мультипликаций использует полотняную ленту со вставленными в нее рисунками-кадрами размером 50х40 мм на желатиновых пленках шириной 65 мм. Это был прообраз современной прозрачной и гибкой киноленты. Для обеспечения движения такой ленты использовались отверстия между картинками, то есть Рейно первым применил перфорацию. Сеанс продолжался 15 минут. Каждый фильм состоял из полутора тысяч картинок.
28 октября 1892 года в музее Грэвен (Musée Grévin) в Париже Эмиль Рейно (Émile Reynaud) начал регулярные демонстрации своих первых сюжетных мультипликационных фильмов, используя изобретенный им прибор «Оптический театр» (Théâtre Optique):
«Un bon bock» («Хорошее пиво»). Действие фильма разворачивалось на постоялом дворе между путешественником, посудомойкой, служанкой и гулякой. Фильм состоял из 700 кадров, длина ленты 32 метра; «Le Clown et ses chiens» («Клоун и его собаки»). Фильм демонстрировал цирковое выступление; «Pauvre Pierrot» («Бедный Пьеро»). Этот единственный сохранившийся до наших дней фильм Эмиля Рено демонстрировал известный сюжет взаимоотношений в любовном треугольнике: Арлекин, Пьеро и Коломбина.
Все, перечисленные выше, приборы заложили основу для создания кинематографа. А с его появление – были забыты или перешли в разряд игрушек. Живые картинки, снятые с натуры, захватили зрителя. Но не прошло и десяти лет со дня рождения кинематографа, как мультфильмы вернулись на экран. Вернулись для того, что остаться навсегда.
НАЗАД | ДАЛЕЕ. ПОКАДРОВАЯ СЪЕМКА |
ПЕРВЫЕ В АНИМАЦИИ |