Анимационные фильмы киностудии «Мосфильм»

АВТОДОРЕЦ

СССР, Союзкино, 1931, ч/б , 2 ч., 500 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. графический мультфильм.Выпущен на экран в 1931 году.
Авт. сцен. М. Злынская; реж. и худ.-мультипл. В. и 3. Брумберг, Н. и О. Ходатаевы; композ. Г Лобачев, звукоопер. С Ключевский.
Фильм в форме рекламы пропагандировал деятельность «Автодора». 

Фильм не сохранился.

БЛОХА

СССР, Союзкино, 1931, ч/б , 1 ч., 170 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. графический мультфильм.  Выпущен на экран в 1931 году.
Реж и худ. 3. Брумберг.
Мультипликация иллюстрировала «Песню о блохе» М. П. Мусоргского в исполнении М. Рейзена. Съемки производились под фонограмму.
Фильм не сохранился.

В КУКОЛЬНОЙ СТРАНЕ

СССР, Мосфильм, 1940, ч/б , 4 ч., 943 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в марте 1941 года.
Авт. сцен. Р. Галинский, Н. Копьевский; реж. В Левандовский, Г. Елизаров; опер. В. Попов; худ. Е. Евган, И. Семенов; композ Н. Макарова; звукоопер. А. Коробов; худ консульт. С. Образцов. Худ.-оформ. К Левандовская; худ по куклам М Павлюченко, В. Покорская, Е. Пиотровская; скульпторы В. Чернихова, Р. Гуров, И. Киселев; кукловоды В. Крылов, К- Никифоров, М. Бендерская, Л. Рященцева; администр. С. Игнатепко.
Девочка Зина и мальчик Коля (актеры-дети) плохо обращались со своими игрушками. Обиженные игрушки решили бежать от своих хозяев в кукольную страну. Предупрежденные Куклой-грелкой, Зина и Коля бросились в погоню за беглецами. Волшебница Мышка заклинанием уменьшила детей до кукольных размеров, и они сумели проникнуть вслед за своими игрушками в чудесную страну кукол. Здесь их сразу заметили. Обиженные игрушки потребовали суда над своими хозяевами. По приговору Деда Мороза Коля и Зина были превращены в куклы и проданы злому мальчику. Испытав на себе все неприятности, которые выпадают на долю кукол, попавших в руки нерадивых детей, Зина и Коля поняли свою вину перед игрушками. Зина и Коля торжественно помирились со своими игрушками. Мышка вновь возвратила детям их прежний облик.

ВЕСЕЛАЯ ЖИЗНЬ

СССР, Росфильм — Союзкино, 1932, ч/б , 1 ч., 287 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. графический мультфильм. Выпущен на экран в октябре 1932 года.
Авт. сцен. В. Ардов; реж. В. Брумберг, О. Ходатаева, худ.-мультипл. М. Бендерская, Т. Волкова, А. Кузнецова, С. Завадская, А. Копчугов; композ. А. Мосолов; звукоопер. С. Ренский; звукооформ. Б. Вольский; дирижер Г. Лукин.
О борьбе за чистоту жилища.
Коммунальная квартира. Жильцы выметают сор из своих комнат к дверям соседей. Образовавшаяся гора мусора заставляет жильцов превратиться в альпинистов. Гора растет и наконец обваливается. В доме паника! Приезжают пожарники и спасают людей из-под лавины мусора. Вода и веник наводят порядок.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Кино», М., 12.XI 1932.

ВЕСЕЛАЯ МОСКВА («Необычайные похождения Фанфарона Барабансона и щенка Биплана»)

СССР, Москинокомбинат, 1934, ч/б , 2 ч., 412 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 2 марта 1935 года.
Авт. сцеп. А. Филимонов; реж. и худ. О. Ходатаева; опер. Н. Еманов; композ. Ю. Милютин; звукоопер. А. Коробов; звукооформ. Б. Вольский.
Худ.-мультинл. Е. Баранова, Е. Гиршберг, Е. Дворкина, И. Завадская, Кузнецова, Л. Резцова, А. Щекалииа.
Фильм был посвящен Москве.
Выходной день. Из клубного оркестра убегают труба и барабан. В сопровождении щенка Биплана они отправляются осматривать Москву. На улицах столицы, на стадионе «Динамо», на конкурсе самодеятельных дарований — всюду путешественники встречают жизнерадостных, ноющих москвичей.
К фильму были написаны две песни: «Выходной день» и «Песенка о Москве».
Фильм не сохранился.

ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ

СССР, Мосфильм, 1937, ч/б , 1 ч., 415 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран 16 марта 1938 года.
Авт. сцен, и реж. А. Птушко; опер. Ф. Фирсов; худ. Ю. Швец (декор.), С. Зонненбург (куклы); композ. Ю. Милютин; звукоопер. А. Свердлов; авт. текста несен С. Болотин. Кукловоды С. Зонненбург, В. Покорская, Ф. Тихонова, Л. Ряшенцева. Роли озвучивали: М. Дагмаров, В. Лепко.
По мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Отслужившие свой век Осел, Собака, Кот и Петух убегают от жестоких хозяев. Сойдясь на большой дороге, они решают стать бродячими музыкантами. Во время своего путешествия друзья встречаются с разбойниками. Хитростью и отвагой веселые музыканты обращают злодеев в бегство. Осел, Собака, Кот и Петух поселяются в отвоеванной хижине.

ВЛАСТЕЛИН БЫТА.

СССР, Союзкино, 1932, ч/б , 1 ч., 430 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран 23 ноября 1932 года.
Авт. сцен. А. Птушко, Н. Ренков; реж. А. Птушко. опер. Н. Ренков; худ.-мультипл. А. Птушко, Н. Ренков, С. Мокиль, Ю. Лупандин; композ. С. Ряузов, звукоопер. С. Ренский. Звукооформ. Б. Вольский; пом. худ. Г. Шуркин, Н. Шкаренков, Л. Травицкая, М. Савельев; дирижер Г. Лукин; авт. текста В. Гранов; поет артист театра оперетты Н. Бравин. О борьбе за новый быт.

Один из жильцов старого, полуразвалившегося дома получает новую квартиру. Но на новом месте ему не спится: нет клопов. Обыватель решает поправить дело. Скоро новая квартира оказывается захламленной всеми аксессуарами мещанского быта. Немедленно появляются и клопы. «Довольно!»— раздается голос диктора. Сильный вихрь очищает квартиру от хлама, а самого жильца сбрасывают в ванну.
Библиография: «Кино-репертуар», М., 1932, № 9.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

СССР, Мосфильм, 1936, ч/б , 1 ч., 180 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран 4 января 1937 года.
Авт. сцен, и реж. М. Бендерская; опер. Ф. Фирсов, композ. Л. Шварц, звукоопер. С. Ключевский; худ. рук. А. Птушко
Экранизация басни И. А. Крылова.
Голодный Волк Подавился костью. На выручку ему пришел Журавль. Своим клювом он смело извлек из пасти хищника кость. Почувствовав себя вне опасности, Волк бросился на своего спасителя. Журавлю с трудом удалось спастись.

ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

СССР, Мосфильм, 1938, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном, позитив — метод хромированной желатины П.М. Мершина), 13 мин. (0:13:32), (1 ч., 345 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм. ГФФ. Выпущен на экран в июне 1938 года.

Автор сценария и режиссер Сарра Яковлевна Мокиль. Художник Валентин Иванович Кадочников. Операторы: М.Беркович, Леонид Княжинский. Композитор Василий Петрович Ширинский. Звукооператор А.Горнштейн. Автор текста песни Татьяна Сергеевна Сикорская. Звукооформитель В.Ладыгина. Художники-оформители Роман Александрович Гуров, Н.Гехтман, Е.Лошкарева, В.Черникова, А.Шелапутина, Е.Шеркова. Кукловоды А.Веселова, Мария Васильевна Бендерская (Виноградова), К.Залле

Цветной вариант фильма восстановлен с оригинальных цветоделённых негативов из собрания Госфильмофонда России в 2011 году. Над восстановлением работали Николай Майоров и Владимир Котовский.
Премьера восстановленного цветного варианта 1 февраля 2012 года на фестивале «Белые столбы 2012»

В основу фильма положена русская народная сказка.
В домике на холме жили Коза и семеро козлят. Однажды Коза ушла по хозяйству и строго-настрого приказала козлятам не пускать в дом Волка. Но Серый Волк выковал у кузнеца тоненький голосок, перекрасил свою шкуру и сумел пробраться в дом. Шестеро козлят были им проглочены в один присест. Спасся лишь один — самый маленький козленок. Он-то и рассказал вернувшейся маме Козе о страшном несчастье. Коза бросилась вслед за Волком и нашла его спящим после сытного обеда. Бесстрашная Коза вспорола Волку брюхо и спасла козлят. Затем Коза набила живот Волка камнями и зашила его. Проснулся Волк, пошел к речке напиться. Нагнулся он, а камни потянули его вниз. Волк упал в воду и пошел ко дну.

ВОР («Легкая кавалерия», «Васька-забияка», «Вася и Дружок»)

СССР, Москинокомбинат, 1934, ч/б , 1 ч., 274 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 2 марта 1935 года..
Авт. сцен. Б. Балаш; реж. и худ. А. Иванов, П. Сазонов; композ. Л. Шварц; звукоопер. Н. Воинов (рисованный звук); ассист. худ. Г. Филиппов.
О борьбе против расхитителей общественного добра.
Для поимки вора па колхозную бахчу приезжает пионер Вася с собакой Дружок. По совету Васи Дружок оборачивается арбузом. Ночью он вместе с другими арбузами попадает в мешок вора. Им оказывается свинья Дружок поднимает тревогу. Вора разоблачают.

ГОРОД БЕЗ СПИЧЕК

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 264 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 23 ноября 1935 года.
Авт. сцен. С. Владимирский, С. Сиделев; реж. В. Смирнов; худ. А. Радаков, П. Носов; опер. Д. Каретный; композ. А. Соколов-Камин.
Фильм агитировал за массовое производство высококачественных товаров широкого потребления.
В качестве героев фильма выступали Медведь, Козел и Осел. Герои страдали либо из-за отсутствия товаров широкого потребления, либо из-за плохого их качества.
Фильм не сохранился.

ДЬЯК И БАБА

СССР, Союзкино, 1931, ч/б , 1 ч., 300 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в апреле 1931 года.
Авт сцен и реж. С. Образцов; авт. текста Д Бедный; композ. К. Корчмарев.
Экранизация эстрадного номера в исполнении С. В. Образцова.
К дьяку пришла женщина и дала ему пятачок, чтобы он помолился за упокой души ее умерших родственников Дьячок начал бранить женщину за скупость. Раздосадованная женщина взяла свой пятак и ушла из церкви.
Фильм не сохранился.

ЖУРАВКА

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 306 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 23 октября 1935 года.
Авт. сцен. Т. Алехин; реж. и худ. А. Евмененко; худ. Е. Баранова, Т. Гиршберг, А. Кузнецов, В. Купер, И. Завадская; опер. Н. Еманов; ассист. реж. А. Щекалииа; авт. текста С. Михалков.
В юннатском кружке пионеров воспитывается молодой журавль. Проходит лето. Стаи журавлей тянутся на юг. Улетает и журавль юннатов. Он попадает в далекую жаркую Африку. Надсмотрщик, увидев на журавле красный галстук, приходит в ярость. Выстрелом из ружья он тяжело ранит птицу. Негритянские дети спасают журавку. Когда приходит время  возвращения домой, журавка уносит с собой привет советским тюнерам от негритянских детей.
Библиография: «Правда», 8.ХП 1935; «За коммунистическое просвещение», М., 2.Х 1935.

ЗАВЕЩАНИЕ («Завещание пса-скотинки»).

СССР, Мосфильм, 1937, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном, позитив — метод хромированной желатины П.М.Мершина), 20 мин. (0:19:54), (2 ч., 530 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм. ГФФ. Выпущен на экран в июне 1937 года. Р/у № 541/37 от 07.06.1937 г. сроком до 01.04.1940 г.
Премьера восстановленного цветного варианта 1 февраля 2012 года на фестивале «Белые столбы 2012»
Сценарий и постановка Засл. Арт. Респ. Александр Лукич Птушко. Режиссер Иосиф Самойлович Склют. Композитор Василий Петрович Ширинский. Художник кукол Сарра Яковлевна Мокиль. Художники декараций: П. Бейтнер, А. Никулин. Оператор И. Шкаренков. Ассистент оператора В. Королев. Движение кукол: В. Левандовский, А. Васильева, Б. Невежин, Г. Ялов, А. Кольцов. Озвучание кукол: М. Дагмаров, В. Лепко. Звукооператор А. Свердлов (изъят из титров). Трехцветная с’емка по методу и под руководствомП.М.Мершина. Цветная лаборатория Э.Т.Л. «Мосфильм».
По мотивам новеллы итальянского писателя XV в. Поджио Браччолини разоблачающей ханжество, продажность и глупость средневекового духовенства.
Главные персонажи фильма — сластолюбивый аббат и иезуит-епископ.

КАРЬЕРА ФИАЛКИНА

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 306 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в октябре 1935 года.
Авт. сцен. А. Брагин, Н. Ходатаев; реж. Н. Ходатаев; худ.-мультипл. Е. Баранова, Е. Гиршберг, Е. Дворкина, И. Завадская, Л. Резцова; композ. Л. Шварц; звукоопер. А. Коробов; звукооформ. Б. Вольский.
Герой фильма Фиалкин захотел стать музыкантом. Но так как у него не было для этого никаких данных, то из этой затеи ничего не получилось. Тогда он решает отправиться в деревню в качестве зоотехника. Но и здесь Фиалкин проявляет себя полным профаном. Колхозники ставят его на скотный двор простым рабочим.

КВАРТЕТ

СССР, Мосфильм, 1936, ч/б , 1 ч., 337 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 21 января 1936 года.

Авт. сцен. Э. Двинский, А. Иванов, П. Сазонов; реж.-худ. А. Иванов, П. Сазонов; худ. Ю. Попов, А. Снежко-Блоцкая, В. Купер, Л. Резцова; композ. А. Варламов; звукоопер. А. Свердлов, звукооформ. Я. Харон; ассист. худ. Г. Филиппов.
По мотивам одноименной басни И. А. Крылова.
Медведь, Осел, Козел и Мартышка, вооружившись музыкальными инструментами, решили составить квартет. Но как они пи старались, музыка у них не шла на лад. По предложению Медведя все четверо поступают в лесную консерваторию. Курс обучения окончен. Звери выступают в отчетном концерте. Музыканты завоевывают признание всех обитателей леса.
Фильм не сохранился.

Библиография: «Правда», 8.XII 1935; «Комсомольская правда», 27 VII 1935; «Кино», М., 5.VIII 1935, П.VI 1940; «Вечерняя Москва»,
8.VIII 1935; «За коммунистическое просвещение», М., 2.Х 1935.

КИНО-КРОКОДИЛ № 1.

СССР, Союзкино, 1932, ч/б , 1 ч., 360 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в 1932 году.
Фильм разоблачал подготовку империалистов к интервенции против
СССР.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Кино-реперт>ар», М., 1932, № 8.

«КРОКОДИЛ» В ЖЕНЕВЕ («Разоружение»)

СССР, Союзкино, 1932, ч/б , 1 ч., 117 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в июле 1932 года.

Авт. сцен. И. Абрамский, К- Ротов, Ю. Ганф; реж. Н. Ходатаев; худ. А. Копчугов, А. Кузнецов; звукоопер. С. Ренский; пом. реж. Л. Осипова; звукооформ. Б. Вольский.
Политическая сатира.
Начало 30-х годов. Перед зрителем — занавес с изображением двух ангелов с ветками мира. Поднявшийся занавес открывает зал заседания Лиги наций. Среди заседающих представители Японии и Китая. Председатель объявляет заседание открытым и предлагает высказаться по вопросу японо-китайского конфликта. Желающих не оказывается. Занавес закрывается. За ним нарастают шум, крики. Занавес вновь открывается. Среди заседающих — избитый и перевязанный представитель Китая и торжествующий представитель Японии. Председатель уставшим голосом объявляет заседание совета Лиги наций по рассмотрению японо-китайского конфликта закрытым.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Кино-репертуар», М., 1932, № 11-12.

ЛИСА И ВИНОГРАД

СССР, Мосфильм, 1936, ч/б , 1 ч., 180 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в мае 1937 года.
Авт. сцен., реж., кукловод и худ. В. Левандовский; опер. Ф. Фирсов; композ. В. Ширинский; озвуч. персонажей В. Лепко.
По мотивам басен И. А. Крылова.
Увидев ветку винограда, Лиса решает полакомиться ею. Однако все попытки добраться до лозы оказываются тщетными. Тогда Лиса прибегает к хитрости. Она уговаривает Ворону сорвать виноград. Когда же ветка оказывается в ее клюве, Лиса льстивыми увещеваниями заставляет Ворону каркнуть. Подхватив выпавший виноград, Лиса убегает.

ЛИСА И ВОЛК

СССР, Мосфильм, 1936, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном, позитив — метод хромированной желатины П.М. Мершина), 21 мин. (0:20:00), (2 ч., 560 м.), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм. ГФФ. Выпущен на экран 1 апреля 1937 года.
Р/у № 402/36 от 03.10.1936 г. сроком до 01.10.1939 г.
Премьера восстановленного цветного варианта 1 февраля 2012 года на фестивале «Белые столбы 2012»
Первый советский цветной мультипликационный фильм по трехцветной системе П.М. Мершина.
Автор и художественный руководитель Засл. Арт. Респ. Александр Лукич Птушко. Режиссер и художник кукол Сарра Яковлевна Мокиль. Оператор Федор Васильевич Фирсов. Движение кукол: Вячеслав Вячеславович Левандовский, Мария Васильевна Бендерская (Виноградова). Озвучание кукол: Михаил Николаевич Дагмаров, В.Градова. Художники Юрий Попов, А.Шелапутина, Андрей Осипович Никулин. Композитор Лев Александрович Шварц. Звукооформитель Е. Кашкевич. Текст песен – Татьяна Сергеевна Сикорская. Трехцветная с’емка по методу и под руководством П.М.Мершина. Отпечатано на московской копирфабрике Г.У.К.Ф.

По мотивам народных сказок.
Лиса утащила у деда с бабой пирожок. Повстречала Лиса пастушка и выменяла на пирожок бычка. Смастерила она тележку, впрягла бычка и поехала, но по дороге встретила притворившегося больным Волка. Обманул Волк Лису, утащил у нее бычка и съел. Наступила зима. Поехал дед на речку рыбу ловить, а бабе наказал печь пироги. Наловил дед рыбы, полные сани, поехал домой, а на дороге лежит притворившаяся мертвой Лиса. Бросил дед Лису в сани. Выкинула Лиса из саней всю рыбу и сама выпрыгнула. Голодный Волк попросил у Лисы рыбки. Лиса научила его опустить хвост в прорубь и приговаривать: «Ловись рыбка большая и малая» Долго сидел Волк, и хвост его примерз. Утром бабы избили примерзшего к проруби Волка. Так Лиса отомстила Волку.

ЛЯГУШАТА-ЛЕТЧИКИ

СССР, Мосфильм, 1938, ч/б , 1 ч., 235 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в июне 1938 года.
Авт. сцен. Т Сикорская; реж. М. Величко; худ. И. Шмидт; опер. Ф. Фирсов; композ. В. Ширинский; звукоопер. А. Горнштейн. Звукооформ. В. Ладыгина; ассист. опер. В. Бобынин; кукловоды С. Зонненбург, Ф. Тихонова, В. Покорская.
Двое маленьких лягушат захотели стать парашютистами. Но учиться и трудиться им было лень. Взяли они по грибку-поганке и прыгнули вниз с большого камня. Грибки-парашюты развалились в воздухе, а лягушата упали в болото. Умнее их оказался другой лягушонок, который не расставался с книжкой. Он изобрел хороший парашют, и все лягушата стали отважными парашютистами.

МАЛЕНЬКИЙ-УДАЛЕНЬКИЙ

СССР, Мосфильм, 1938, ч/б , 2 ч., 398 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в декабре 1938 года.
Авт. сцен. А. Птушко, И. Склют; реж. В. Кадочников; худ.-пост. A. Щелапутина; худ. В. Кадочников; опер. Ф. Фирсов, В. Бобынин; композ. Н. Будашкин; звукоопер. А. Горнштейн. Ассист. реж. С. Зопненбург; авт. текста Т Сикорская; звукооформ. Ю. Певзнер; кукловоды М. Бендерская, С. Зонненбург, Е. Пиотровская, B. Покорская, Ф. Тихонова, Г Ялов.
Многочисленное население соснового бора было взволновано предстоящим важным событием — футбольным матчем между командами козлов и зайцев. Маленькому Зайчонку очень хочется принять уча’стие в матче, но «спортивные волки»— команда зайцев — отвергает его кандидатуру.
Зайчонок не падает духом. Он начинает усиленно тренироваться в одиночку. Наступает час начала матча. Трибуны переполнены, Зайчонку даже не удается попасть на стадион. Случайно он становится свидетелем страшного вероломства команды козлов — в футбольный мяч они засовывают… ежа. Начинается игра. Зайцы-футболисты ранят свои лапки о «колючий» мяч, счет в пользу козлов нарастает с ужасающей быстротой. Внезапно на поле появляется прорвавшийся сквозь кордон милиционеров Зайчонок с новым мячом в руках. Его стремительные атаки на ворота козлов следуют одна за другой. Команда зайцев во главе с маленьким-удаленьким Зайчонком побеждает команду козлов.

МИНУТОЧКА

СССР, Союзкино, 1931, ч/б , 1 ч., 300 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в 4 мая 1931 года.
Авт сцен, и реж. С Образцов.
Экранизация одноименной кукольной миниатюры С В Образцова.
Фильм не сохранился.

МИШКА АЭРОНАВТ

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 190 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в октябре 1935 года.
Авт. сцен. Г. Ландау; реж, В. Смирнов; худ. А. Радаков, П. Носов; опер. Д. Каретный; композ. Н. Рахманов.
Герой фильма Медвежонок, собирая на лугу коллекцию стрекоз, случайно попадает в гондолу воздушного шара и становится невольным аэронавтом. После ряда приключений он благополучно возвращается в родные места. Звери устраивают ему торжественную встречу.
Фильм не сохранился.

НА ДНЕ

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 250 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в 1935 году.
Авт. сцен. С. Болотин; реж. и худ. О. Ходатаева; опер. Г. Комиссаров; композ. Ю. Милютин; звукоопер. Б. Вольский. Фильм в сказочной форме рассказывал о работе ЭПРОНа.
Потонувшим кораблем завладели обитатели морского дна: спруты, морские ежи, скаты. Они пытаются помешать людям в скафандрах поднимать корабль. Победу одерживают эпроновцы: корабль всплывает на поверхность.
Фильм не сохранился.

НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР
(СССР, Мосфильм, 1935, 80 мин. (6 ч., 2200 м), 35 мм, 1.37:1, моно.

Сценарий: Серафима Рошаль, Григорий РошальАлександр Птушко. Диалоги  — Самуил Болотин. Постановка А. Л. Птушко.. Главный оператор  Николай Ренков. 2-й Оператор  Иван Шкаренков. Художник кукол Сарра Мокиль. Художник декораций Ю. Швец. Скульптура Ольга Таёжная. Живопись  А. Никулин. Бутафория А. Жаренов. Композитор Лев Шварц. Звукооператор А. Коробов. Ассист. реж. А. Ваничкин. Мультипликатор Фёдор Красный (в титрах не указан). Звукооформление Я. Харон; мультипл. Г.  Ялов. Начальник группы А. Минин.

В ролях: В. Константинов (Гулливер, пионер Петя), И. Юдин (вожатый пионеротряда), И. Бобров (боцман), Ф. Брест (капитан), роли кукол озвучивали артисты: Б. Евгенев, М Дагмаров, Ю. Хмельницкий, Т. Чадук, Ака Неусыхин, Б. Смысловский, Муратова (певица).

Авторы фильма, используя отдельные сюжетные мотивы романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера в страну лилипутов», направляют острие сатиры против режима фашизированных государств Европы. Пионер Петя, отдыхающий в «Артеке», получил в подарок книгу «Путешествие Гулливера». Приключения «Человека-горы» в стране лилипутов взволновали воображение пионера. Однажды, нечаянно заснув на берегу моря, Петя увидел себя отважным путешественником Гулливером. Корабль, на котором во сне находится Петя-Гулливер, ударяется о подводную скалу и терпит крушение. Волна выбрасывает Петю на берег Лилипутии, где он попадает в плен к маленьким человечкам. Парламент Лилипутии после бурных дебатов решает сохранить Пете жизнь и даже принять его как «высокого гостя»: «Человек-гора» может быть использован в военных целях. Перед Петей развертываются картины жизни государства лилипутов, усиленно готовящегося к войне. Петя хочет знать, как живет народ Лилипутии. Этот вопрос вызывает панику среди придворных. В Лилипутии рабочий класс угнетается правящими кругами. Всю свою жизнь рабочие вынуждены проводить в мрачных подземных
заводах, выпускающих вооружение. Пролетариат Лилипутии поднимает восстание. Повстанцам помогает пионер Петя. Он уводит правительственные корабли далеко в море. Вооруженные отряды рабочих торжествуют победу. Петя объявляет, что отныне Лилипутия — свободная страна… и просыпается.
«Новый Гулливер» — первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации.
На Международном кинофестивале в Москве (1935) картине присуждена почетная грамота.
Библиография: «Правда», 26.XI 1934, 2 и 26.111 1935;
«Известия», 29.VI 1934, 12 и 22.11 1935; «Комсомольская правда», 29.VIII
1934, 23.111 1935, 18.1 1936; «Кино», М., 16.1, 16.V и 28.VIII 1934, 16.111
1935; «Советское искусство», М., 28.11 1935; «Советское кино», М., 1935,
№ 3 и 5; «Репертуарный бюллетень по кино», М., 1935, № 3; «Литературная
газета», 30.III 1935; «Вечерняя красная газета», Л., 9. IV 1935;
«Вечерняя Москва», 2.1 1933, 28.VIII 1934, 4.II 1935.

ОРГАНЧИК

СССР, Москинокомбинат, 1934, ч/б , 2 ч., 620 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 31 октября 1934 года.
Авт. сцен. А. Гаямов, Н. Ходатаев; реж. Н. Ходатаев; опер. Н Еманов; худ. Г Ечеистов, Н. Ходатаев, Д. Черкес; композ. Г. Лобачев; звукоопер. С. Ренский; звукооформ. Б. Вольский.
По мотивам произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о городе  Глупове и его обитателях» и «Помпадуры и Помпадурши».
В городе Глупове умирает градоначальник. Царь направляет на освободившееся место в старинный город того, кто всех голосистее,— генерал-майора Перехват-Залихватского. По заведенному в царстве порядку градоначальникам заменяют врожденный ум (по причине несовершенства) механизмом в виде органчика. После торжеС1 венного въезда в свои владения генерал направляет войска в деревни с целью выколачивания недоимок. В честь «славной победы» он устраивает для городской верхушки спектакль, гвоздем программы которого является акробатический танец приставов. Однажды генерал попадает в беду. Он оказывается в городе будущего и погибает под колесами городского транспорта. Как память о прошлом и по сей день хранится в музее шкатулка, а в ней органчик, оброненный генералом перед смертью.

ПАРОВОЗ, ЛЕТИ ВПЕРЕД

СССР, Союзкино, 1932, ч/б , 3 ч., 980 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран 13 сентября 1932 года.

Авт сцен. Н. Ходатаев; реж.-мультипл. 3. Брумберг, Н. Ходатаев; худ. М. Бендерская, С. Завадская, И. Завадская, А.Копчугов, А. Кузнецов, Ю. Одиоблюдов; композ. Г Лобачев; звукоопер. М. Соболев.
О борьбе с пьянством и лодырничеством на железнодорожном транспорте.
На одном из участков железной дороги царит беспорядок Товарный поезд ведет пьяная бригада. Происходит крушение. В депо из рук вон плохо ремонтируют паровозы. Под лозунгом «Долой обезличку!» прибывают на дрезине ударники. Они наводят порядок и укрепляют трудовую дисциплину.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Кино-репертуар», М., 1932, № 7

ПРО ЖУРАВЛЯ И ЛИСУ, ИЛИ СЛУЧАЙ В ЛЕСУ

СССР, Мосфильм, 1937, ч/б , 1 ч., 223 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в 1938 году.
Авт. сцен. А. Маурин; реж. и кукловоды М. Бендерская, В Крылов; опер. С. Рубашкин; худ. В. Кадочников; композ. В. Ширинский; звукоопер. В. Лещев; авт. текста песен С. Болотин.

Роли озвучивали: М. Дагмаров (Журавль), Р. Холфина (Лиса), И. Мазинг (Зайчик).
По мотивам басни И. А. Крылова «Лиса и Журавль».
Рано утром пробуждаются звери: Журавль чистит зубы, Зайчик делает зарядку. Вот из-за деревьев выходит заспанная Лиса. Увидев Зайчика, она бросается за ним в погоню. Прыжок: в лапах рыжей разбойницы остаются штанишки Зайчика, а сама Лиса застревает в дупле. Выбраться оттуда ей помогает Журавль. «Благодарная» Лиса потчует спасителя манной кашей… с плоской тарелки. Журавль в свою очередь приглашает в гости Лису и угощает ее икрой из кувшина с узким горлышком. Лиса засовывает морду в кувшин, а вытащить не может. Журавль и Зайчик весело смеются над злой обманщицей.

ПУСТЫННИК И МЕДВЕДЬ

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 265 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в октябре 1935 года.
Авт. сцен. В. Валин; реж. В. Смирнов; худ. В. Сутеев; опер. Д. Каретный; композ. А. Соколов-Камин.
Экранизация одноименной басни И. А. Крылова.
В лесу Медведь встретил Пустынника. Между человеком и зверем установилась дружба. Однажды подвыпивший Пустынник заснул под деревом. Стороживший его Медведь заметил на лице спящего муху. Желая избавить своего друга от назойливого гостя, Медведь бросает в муху камнем и, попав в голову Пустынника, убивает его. 
Фильм не сохранился.
Библиография: «Правда», 8 XII 1935; «Репертуарный бюллетень по кино», М., 1935, № 4.

РЕПКА

СССР, Мосфильм, 1936, ч/б , 1 ч., 328 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран 4 января 1937 года.
Авт. сцен и худ. рук. А. Птушко; реж. и худ. С. Мокиль; опер. Ф. Фирсов; композ. В. Ширинский; звукоопер. А. Свердлов.
По мотивам русской народной сказки.
На экране оживают популярные детские герои: Дед и Бабка, Внучка и Жучка, Кошка и Мышка Лишь после того, как они дружно взялись за дело, им удается вытащить репку.

СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ

СССР, Мосфильм, 1937, ч/б , 2 ч., 355 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в апреле 1938 года.
Авт. сцен. Г. Ягдфельд; реж. В. Лсвандовский; опер. С. Рубашкин; худ В. Кадочников; композ. Ю. Милютин, А. Аксенов, звукоопер. В Богданкевич.
Кукловоды В. Левапдовский, К- Никифоров.
Зайчата решают украсить новогоднюю елку. Один из них отправляется на лыжах в магазин игрушек, где покупает целый мешок ‘елочных украшений. На обратном пути Зайчонка хватает Серый Волк Очутившись в мешке, косоглазый не вешает носа, он проделывает отверстие и, надев на себя маску льва, приводит в ужас разбойника-Волка. Весело пляшут зайчата вокруг новогодней елки.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

СССР, Мосфильм, 1937, цветной (ч/б Dupon — цветоделенный негатив 3 в одном, позитив — метод хромированной желатины П.Мершина), 30 мин. (0:29:02), 3 ч., 785 м, 35 мм, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм. ГФФ.
Р/у №579/37 от 3 ноября 1937 г. (демонстрация для всякой аудитории на территории СССР сроком до 1 января 1940 г.)
Выпущен на экран 3 ноября 1937 года.

Цветной вариант восстановлен в 2010 году. Премьера восстановленного цветного варианта 4 февраля 2011 года на фестивале «Белые столбы 2011».
Сценарист и режиссер Александр ПТУШКО. Художник П. Баженов (Палех). Роспись макетов М. Сперанский (с.Палех). Композитор Л. Шварц. Оператор Ф. Фирсов. Цвет по системе П. Мершина. Звукооператор В. Лещев. Движение кукол: М. Бендерская, А. Васильева, А. Веселова, В. Крылов, Б.Невежин, К. Никифоров. Оформление кукол: Н. Гехтман, А.Павлова, В. Чернихова, Е. Ширкова. Ассистенты режиссера: Г. Елизаров, Н Кузнецов.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.
По мотивам одноименной сказки А. С. Пушкина.
История о злой и алчной старухе, покорном старике и золотой рыбке.

Фильм являлся одной из первых советских картин, созданных по методу трехцветной гидротипии. Удачное использование традиций палехских мастеров определило высокую для своего времени изобразительную культуру киносказки.
Библиография: “Правда”, 16.XII.1937; “Вечерняя Москва”, 5.II.1937.

ТРИ МЕДВЕДЯ

СССР, Мосфильм, 1937, ч/б , 2 ч., 374 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм.  Выпущен на экран в а 1937 году.
Авт. сцен. В. Шкловский; реж.-пост. М. Бепдерская; опер. Л. Княжинский; худ. Е. Евган, К. Левандовская, композ. С Тартаковский; звукоопер. А. Горнштейн. Реж. М. Таут-Корсо; звукооформ. Б. Вольский; кукловоды А. Васильева, К- Залле, М. Таут-Корсо.
Роли озвучивали: Светлана Антоненко (Маша), М. Сапожникова (мать).
Девочка Маша небрежно относится к своим игрушкам. Плюшевый Мишка, которого Маша использовала в качестве щетки для туфель, убегает в лес Однажды Маше снится сон* она превратилась в куклу и отправилась с игрушечным зайчиком на поиски Мишки. В лесу Маша попадает в руки медведей От расправы ее спасает Мишка. Проснувшись, Маша дает слово любить и беречь свои игрушки.

У СИНЯ МОРЯ

СССР, Мосфильм, 1935, ч/б , 1 ч., 275 м., 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Графический мультфильм.  Выпущен на экран в мае 1935 года.
Авт. сцен. В. Гри[горьев1; реж. В. Смирнов; худ. П. Носов; опер. Д. Каретный; композ. Ю. Никольский.
Фильм в аллегорической форме изобличал агрессивные действия японских самураев на Дальнем Востоке. У самого синего моря жил Еж с Ежихой. Завистливому и злому их соседу была не по душе мирная, спокойная жизнь четы ежей. Сосед нападает на их дом и уносит в замок Ежиху. Еж спешит на выручку жены. Преодолев ряд трудностей на своем пути, он достигает замка соседа, вступает в борьбу с обидчиком, побеждает его и, освободив Ежиху, благополучно возвращается домой.
Фильм не сохранился.

ЧУДЕСНЫЙ СВЕТОФОР («Сова-светофор»).

СССР, Мосфильм, 1938, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном, позитив —метод хромированной желатины П.Мершина), 10 мин. (1 ч., 274 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. Кукольный мультфильм. ГФФ. Выпущен на экран в декабре 1938 года.

Авт. сцен. Г. Ягдфельд; реж. Г. Елизаров; худ. В. Кадочников, опер. Ф. Фирсов; композ. Е. Жарковский; звукоопер. С. Минервин. Звукооформ. И. Евтеев-Вольский; авт. текста песен В. Винников; кукловоды М. Бендерская, В. Крылов, К. Никифоров, Л. Ряшенцева, А. Шпиндлер.

Цветной вариант фильма восстановлен с оригинальных цветоделённых негативов из собрания Госфильмофонда России в 2009 году. Над восстановлением работали Николай Майоров и Владимир Котовский.
Премьера восстановленного цветного варианта 3 февраля 2010 года на фестивале «Белые столбы 2010».
Каждое утро лесные звери спешили по своим делам: кто на работу, кто на охоту. Но куда бы ни шли лесные обитатели, они не могли миновать перекрестка лесных дорог. Так как правил движения в лесу не существовало, то на перекрестке происходили аварии и заторы. Совсем было бы плохо зверям, если бы не помог счастливый случай. Однажды на сук дерева, что навис над перекрестком, села зеленоглазая сова. Выше совы, на том же дереве, веселая белочка-маляр красила птичьи гнезда. С ее малярной кисти упала вниз капля красной краски. Капля попала в правый глаз совы. Стали у совы разноцветные глаза: один зеленый, другой красный. Так сова превратилась в светофор. Откроет красный глаз — звери движутся в одну сторону, откроет зеленый — в другую. На перекрестке воцарился полный порядок.

=================================================================

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФАanime-3d-282

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна

 

Журнал «Наука и жизнь» № 8 1947. Б.Т. Иванов «Советский растровый метод стереокино»

Наука и жизнь 1947_08-1
Наука и жизнь 1947_08-1

Наука и жизнь 1947_08-12
Наука и жизнь 1947_08-12

Наука и жизнь 1947_08-13
Наука и жизнь 1947_08-13

Наука и жизнь 1947_08-14
Наука и жизнь 1947_08-14

Наука и жизнь 1947_08-15
Наука и жизнь 1947_08-15

Наука и жизнь 1947_08-16
Наука и жизнь 1947_08-16

Наука и жизнь 1947_08-17
Наука и жизнь 1947_08-17

Наука и жизнь 1947_08-18
Наука и жизнь 1947_08-18

Наука и жизнь 1947_08-19
Наука и жизнь 1947_08-19

Наука и жизнь 1947_08-20
Наука и жизнь 1947_08-20

Наука и жизнь 1947_08-21
Наука и жизнь 1947_08-21

Continue reading

«Железный поток» (1967)

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК

СССР, Мосфильм, 1967, цв. (Свема), 108 мин., 12 ч., 3676 м., ш/ф (широкий формат), 70 мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).

Сроки производства — с 01.02.66 г. по 21.07.67 г.

Стоимость картины — 1178,9 тыс. руб.

Плакат фильма Железный поток 91967)
Плакат фильма Железный поток (1967)

Премьера широкоформатного варианта фильма состоялась 5 ноября 1967 года на открытии большого зала московского кинотеатра «Октябрь».

Широкоэкранный вариант фильма был выпущен во Всесоюзный прокат 19 февраля 1968 года.

Первая премия за лучший историко-революционный фильм — ВКФ  в Ленинграде (1968);
Большой приз «Золотой идол древних инков» — МКФ в Чикалайо-70 (Перу, 1970).

Авторы сценария: А. Первенцев, Е. Дзиган. Режиссер-постановщик Е. Дзиган. Главный оператор А. Темерин. Главный художник П. Киселев. Композитор В. Мурадели. Звукооператоры:. В. Шарун, Н. Калиниченко. Режиссер Л. Басов. Оператор И. Мельников. Ассистенты оператора: В. Голобков, В. Гордон, Л. Абрамов, В. Дьяконов. Ассистент художника Р. Акопов-Акопян. Монтажеры: Е. Карпова, А. Бурмистрова. Художники по костюмам: С. Портной, Н. Мешкова. Художник-гример И. Чеченин. Комбинированные съемки: оператор В. Жанов, художник С. Зябликов. Консультанты: И. Плиев, А. Кулешов, И. Попов-Серафимович, Я. Гладких. Дирижер Э. Хачатурян. Директора  картины: А. Фрадис, Г. Кузнецов.

В ролях:

Н. Алексеев (Кожух), Л. Фричинский (Артемов), Н. Денисенко (Безуглый), В. Ивашов (Приходько), А. Дегтярь (Опанасов), Я. Гладких (Смирнюк), Н. Дупак (Волосатое), И. Мурзаева (Гарпина), Н. Алисова (Клавдия), Г. Заславец (Голован), Н. Трофимов (Чирик), А. Кванталиани (духанщик), В. Скоробогатов (Браткин), В. Голубенко (Смолокуров), Л. Галлис (Деникин), В. Седов (Покровский);

В эпизодах:

А. Вахромеева, Ю. Волков, Н. Засеев, Г. Кремнева, К. Козьмина, Л. Кукулян, А. Никитин, В. Ниденталь, Г. Самохина, М. Семенихин.

В массовых сценах принимали участие войска Северо-Кавказского военного округа.

Фильм снят по одноименному роману А. Серафимовича.

В основе сюжета — начало Гражданской войны в России. Беспримерный по смелости и героизму тяжёлый поход Таманской армии через районы, занятые белыми войсками летом 1918 года.  Борьба народных масс  Кубани за Советскую власть.

Тираж копий фильма «Железный поток» в СССР
Всего 70-мм 35-мм ш/э 35-мм 16-мм
2107  72 545  554  936 

=================================

ТИРАЖИ НЕКОТОРЫХ ШИРОКОФОРМАТНЫХ ФИЛЬМОВ в СССР

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ по кинематографическим системам

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ по алфавиту

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

VI МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ (7-22 июля 1969 года)

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА:
VI ММКФ (7-22 июля 1969 года)

Братья Карамазовы (СССР, реж. Иван Пырьев)
В разгар джазового сезона / Midi i en jazztid (Дания, реж. Кнуд Лейф Томсен)
Время жить / Le temps de vivre (Франция, реж. Бернар Поль)
Время развлечений / Playtime (Франция-Италия, реж. Жак Тати)
Выжженная земля / Brent jord (Норвегия, реж. Кнут Андерсен)
2000 недель / 2000 weeks (Австралия, реж. Тим Берсталл)
2001: космическая одиссея / 2001: space odyssey (Великобритания-США, реж. Стэнли Кубрик)
Дело Ласло Амбруша / Стены / Falak (ВНР, реж. Андраш Ковач)
Дневник немецкой женщины (ГДР, реж. Аннели и Андре Торндайк)
Доживем до понедельника (СССР, реж. Станислав Ростоцкий)
Долгий разговор / Palaver (Бельгия, реж. Эмиль Дежлен)
Женщина на один сезон / Всего один месяц / O femeie pentru un anotimp (РНР, реж. Георге Витанидис)
Здесь, под полярной звездой / Taalla pohjantahden alla (Финляндия, реж. Эдвин Лайне)
Кабаскабо / Cabascabo (Нигер, реж. Умару Ганда)
Когда слышишь колокола / Kаd cujes zvona (СФРЮ, реж. Антун Врдоляк)
Колония Ланфиер (ЧССР-СССР, реж. Ян Шмидт)
Коридоры / Korridoren (Швеция, реж. Ян Хальдофф)
Немного страха / Шай мин эль-хауф (ОАР, реж. Хусейн Камаль)
Лусия / Lucia (Куба, реж. Умберто Солас)
Оливер! / Oliver! (Великобритания, реж. Кэрол Рид)
Пан Володыевский / Pan Wolodyjowski (ПНР, реж. Ежи Гофман)
Помоги мне, кум / Ayudeme usted compadre (Чили, реж. Херман Беккер)
Река без моста / Без права на жизнь / Хаси-но най кава (Япония, реж. Тодаси Имаи)
Река течет / Наваб сираджуддаула (Пакистан, реж. Хан Атаур Рахман)
Селестина / La Celestina (Испания-ФРГ, реж. Сесар Ардавин)
Серафино / Serafino (Италия-Франция, реж. Пьетро Джерми)
Симон Боливар / Симон Боливар, освободитель / Simon bolivar, il liberatore (Италия-Испания, реж. Алессандро Блазетти)
Солнце и ливень / Мегх-о-роудра (Индия, реж. Арундхати Деви)
Срок- 7 дней / Sieben tage frist (ФРГ, реж. Альфред Форер)
Танго (НРБ, реж. Васил Мирчев)
Узкая полоска неба / Breve cielo (Аргентина, реж. Давид Хосе Коон)
Утро / Суровое утро / Оглоо (МНР, реж. Дэжидийн Жигжид)

 

Члены Жюри: Continue reading

«2001: A Space Odyssey» (2001 год: космическая одиссея) (1968)

70-мм позитив из фильма "2001: A Space Odyssey" (2001 год: космическая одиссея) (1968)
70-мм позитив из фильма «2001: A Space Odyssey» (2001 год: космическая одиссея) (1968)

США / Великобритания, Metro-Goldwyn-Mayer / Stanley Kubrick Productions, 1968, цв. (Eastman 50T 5251), 142 мин.**, ш/ф (Todd-AO ®CineramaSuper Panavision 70), 65-мм негатив / 70-мм позитив***, 2.2:1, 24 к/с, стерео (6-канальная магнитная). 

Бюджет 12,000,000 долларов США

Сроки производства: 28 января 1965 года — 10 марта 1968 года. Сроки проведения съемок: 29 декабря 1965 года — 7 июля 1966 года.
Премьера: в Вашингтоне — 2 апреля 1968 года, в Лондоне — 10 мая 1968 года. 

Прокат в России с 30 августа 2018 года, DCP, 50 копий. 

Впервые в СССР фильм был продемонстрирован 18 июля 1969 года в конкурсной программе VI ММКФ (7-22 июля 1969 года).

Режиссер Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick). Сценаристы:  Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), Артур Кларк (Arthur C. Clarke). Продюсеры: Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), Виктор Линдон (Victor Lyndon). Оператор Джеффри Ансуорт (Geoffrey Unsworth). Художники Эрнест Арчер (Ernest Archer), Гарри Ланж (Harry Lange), Энтони Мастерс (Anthony Masters). Монтаж Рэй Лавджой (Ray Lovejoy).

В ролях:

Кир Дуллеа (Keir Dullea), Гэри Локвуд (Gary Lockwood),  Уильям Сильвестр (William Sylvester), Дэниэл Риктер (Daniel Richter),  Леонард Росситер (Leonard Rossiter),  Маргарет Тайзэк (Margaret Tyzack), Роберт Битти (Robert Beatty), Шон Салливан (Sean Sullivan), Дуглас Рэйн (Douglas Rain), Фрэнк Миллер (Frank Miller)

МЕСТА СЪЕМОК:  

Continue reading

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1464 «О мероприятиях по развитию стереоскопического кино» от 21.10.1944 г.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1464

от 21 октября 1944 г.        Москва, Кремль.

О мероприятиях по развитию стереоскопического кино

Совет Народных Комиссаров Союза ССР отмечает, что стереоскопи­ческое кино, дающее киноискусству новые средства художественного изображения действительности, имеет важнее значение в дальнейшем развитии советской кинематографии.

В целях дальнейшего развития стереоскопического кино в СССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Разрешить Комитету по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР организовать специальную студию стереокино, сосредоточив в ней научно-исследовательские работы по стереоскопическому кино, включая с’ёмки стереофильмов, изготовление стереоэкранов, приспо­соблений для стереос’емки и проекции.
  2. Обязать Наркомат Электропромышленности (т.Кабанова) пере­дать Комитету по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР недо­строенное здание аккумуляторного института по шоссе Энтузиастов для организации студии стереокино.
  3. Возложить на Наркомат Жилищно-Гражданского Строительства РСФСР работы по достройке здания аккумуляторного института для студии стереокино.

Поручить тт.Иванову В.И., Большакову И.Г. и Косяченко Г.Л. в 3-дневный срок подготовить и внести в Совнарком СССР проект мероприятий по достройке указанного здания.

  1. Обязать Моссовет (т.Пронина) передать Комитету по делам Кинематографии при Совнаркоме СССР здание бывш. кинотеатра «Арктика» для временного размещения студии стереокино.
  2. Обязать Комитет по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР (т.Большакова):

а) организовать к 1 июля 1945 г. в г.Москве стереокино­театр;

б) обеспечить выпуск в 1945 году двух художественных сте­реофильмов, из коих один к 1 июля 1945 г.

  1. Обязать наркомат Станкостроения (т.Ефремова):

а) изготовить и поставить Комитету по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР к 1 поября 1944 г. необходимые для производ­ства светосильных стереоэкранов калиброванные гребёнки по черте­жам и техническим условиям Комитета по делам Кинематографии;

б) выделить в 1У квартале 1944 г. и 1 квартале 1945 г. Ко­митету по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР для студии стереокино станки и инструменты, согласно приложению № 1.

  1. Обязать Наркомат Электропромышленности (т.Кабанова) вы­делить в 1944 году и 1 квартале 1945 г. Комитету по Делам Кине­матографии при Совнаркоме СССР для студии стереокино электро­оборудование, согласно приложению № 2.
  2. Обязать Наркомат Миномётного Вооружения (т.Паршина) по­ставить впереди других заказов в 1944 году Комитету но долам Ки­нематографии при Совнаркоме СССР для студии стереокино деревооб­рабатывающие станки, согласно приложению № 3. 
  3. Обязать Наркомат Вооружения (т.Устинова) изготовить и поставить Комитету по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР в 1944 году 200 штук зеркал с наружной отражающей поверхностью по спецификации и техническим условиям Комитета по делам Кине­матографии .
  1. В трёхмесячный срок спроектировать и изготовить под’ёмные транс­портирующие механизмы и специальные устройства по техническим условиям Комитета по делам Кинематографии при Совнаркоме СССР с выполнением монтажа этих механизмов.Обязать Наркомат Стройматериалов СССР (т.Соснина) изготовить и поставить Комитету по делам Кинематографии при Сов­наркоме СССР в течение 1944 года зеркальные стекла высшего каче­ства, размером 2×3 кв.м 30 штук и в 1945 году зеркальные стёкла размером 4×5 кв.м — 6 штук.
  2. Обязать Наркомат Тяжёлого Машиностроения (т.Казакова)
  1. Обязать Наркомат Среднего Машиностроения (т.Акопова) выделить в 1У квартале 1944 г. Комитету по делам Кинематогра­фии при Совнаркоме СССР для студии стереокино 2 полуторатонных автомашины.
  2. Разрешить НКО СССР (т.лрулеву) выделить в 1У квартале 1944 г. Ко’гатету по Делам Кинематографии яри Совнаркоме СССР для студии стереокино автомашину «Виллис».
  3. Поручить Наркомату Внешней Торговли и Комитету по д- лам Кинематографии при Совнаркоме СССР рассмотреть вопрос об импорте для студии стереокино оборудования, материалов и зер­кальных стёкся высшего сорта.
  4. Обязать Наркомат Местной Промышленности РСФСР (т.Смиряева) изготовить на предприятиях Мосгордревпрома по эскизам Кинокомитета мебель для стереокинотеатра к концу 1944 года и для студии стереокино в 1 квартале 1915 года.
  1. Обязать Главснаблес при Совнаркоме СССР (т.Лопухова) поставить Мосгордревпрому необходимое количество бука и дуба для изготовления мебели, указанной в п.15.
  2. Обязать Главное Управление Трудовых Резервов при Сов­наркоме СССР (т.Москатоза) направить для работы в студии стерео­кино рабочих из числа оканчивавших ремесленные училища в количе­стве 130 человек, в сроки и по специальностям, согласно приложе­ния № 4.
  3. Обязать Комитет по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР (т.Кафтанова) в 1 квартале 1045 г. направить для работы в студии стереокино 20 молодых специалистов из числа оканчивающих вузы, согласно приложения № 5.

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР      (Н.Вознесенский)

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР            (Я.Чадаев)

———————————————————————————————————

КИНОСТУДИИ

КИНОСТУДИИ МИРА

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ  ФИЛЬМЫ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КИНОФОТОПРОМЫШЛЕННОСТИ при СНК Союза ССР

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ СНК СССР.

МИНИСТЕРСТВО КИНЕМАТОГРАФИИ СССР

ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 марта 1938 г.

ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КИНОКАРТИН. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 марта 1938 г.

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

КИНОСТУДИЯ «СТЕРЕОКИНО»

Киностудия организована в сентябре 1944 года по Постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР№1464 от 21.10.1944  и Приказа Комитета по делам кинематографии при СНК СССР № 471 от 27.10.1947.

Художественным руководителем студии был назначен Александр Николаевич Андриевский.

В 1949 году студия была закрыта. Творческие работники студии перешли в штат Московской киностудии имени М. Горького, а всё техническое оборудование было передано в НИКФИ.

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века . Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века .
Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве. Фото начало XX века.

Студия размещалась в самом центре Москвы в Евангелически-лютеранском соборе св. апостолов Петра и Павла в доме  7/10 по Старосадскому переулку. В ноябре 1936 года Кафедральный собор был закрыт. В 1939 году здание переоборудовали  и в мае того же года здесь открылся кинотеатр «Арктика», который в начале 40-х так же был закрыт. С 1944 года здесь размещалась студия «Стереокино». После ее закрытия в 1949 году  в здании разместили студию «Диафильм».  

Фрагменты из фильма «Робинзон Крузо» (1947)

ФИЛЬМОГРАФИЯ СТУДИИ: Continue reading

«Аты-баты, шли солдаты» (1976)

АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ

СССР, Мосфильм, 1976, цв. (Свема), 87 мин., 9 ч., 2378 м., ш/ф (широкий формат), 70 мм, 2.2:1, стерео (6-канальная магнитная).

Премьера широкоформатного варианта  прошла 25 апреля 1977 года в московском кинотеатре «Октябрь»

Авторы сценария: Борис Васильев. Кирилл Рапопорт. Режиссёр Леонид Быков. Оператор Владимир Войтенко. Художник Георгий Прокопец. Композитор Георгий Дмитриев. Военный консультант Герой Советского Союза, полковник В. Г. Шашков. Пиротехник Пётр Приходько. Монтаж Александра Голдабенко. Директор Николай Злочевский.

В ролях:
Леонид Быков — ефрейтор Святкин, «Сват». Владимир Конкин — младший лейтенант Суслин, «Суслик». Елена Шанина — Кима Веленстович, Богдан Бенюк — рядовой Крынкин, Иван Гаврилюк — сержант Сайко, «Балтика», Отабек Ганиев — рядовой Хабарбеков, «Хабанера», Владимир Герасимов — младший сержант Мятников, «Философ», Виктор Мирошниченко — Фёдор Иванович Гарбузенко, старшина, Сергей Иванов — рядовой Лавкин, «Калуга» (озвучивал актёр Виталий Дорошенко), Борис Кудрявцев — генерал, Николай Сектименко — рядовой Глебов, Вано Янтбелидзе — рядовой Вано Кодеридзе, «Витязь без тигровой шкуры». Леонид Бакштаев — Константин, сын Святкина, Евгения Уралова — Анна, дочь Суслина и Кимы, Гия Авалишвили — Тенгиз Кодеридзе, сын Вано, Николай Гринько — полковник, командир Константина, Михаил Езепов — Михаил, певец, сын Мятникова, Нина Кирьякова — сестра Крынкина, Маргарита Кошелева — Любаша, жена Константина, Пётр Любешкин — Илья Иванович, тесть Константина, Леонид Марченко — Лёня, сын Лавкина, Наталия Наум — Валентина Ивановна, Вилорий Пащенко — Петрович, председатель колхоза, Борис Химичев — Юрий Иванович, сын Сайко, Юрий Шерстнёв — племянник Глебова, Аида Юнусова — дочь Хабарбекова.

В эпизодах:

Нина Антонова — Люся, буфетчица, Иван Бондарь — раненый, Владимир Волков — Капитан, Валентина Гришокина — подруга Любаши, Георгий Дворников — Гусев, рядовой, Галина Долгозвяга — подруга Любаши, Николай Козленко — раненый полковник, Светлана Кондратова — подружка Кимы, Евгений Паперный — сослуживец Костантина, Виктор Маляревич — сослуживец Константина, Дмитрий Миргородский — старший лейтенант, ротный, Ольга Петренко — подруга Любаши, Виктор Фокин — Сергей, шофер, А. Медведева, Вавлентин Черняк — сослуживец Константина, Оля Шведова — Валюха,  Сергей Сибель, Алим Федоринский, В. Форостовец,

_____________________________________________________________________________

ФИЛЬМОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ ФИЛЬМЫ

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА

ЛИДЕРЫ КИНОПРОКАТА

http://military-movies.mil.ru

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

 

События и участники Великой Отечественной войны, послужившие прототипами известных художественных фильмов о войне

Кадр из фильма "Освобождение"
Кадр из фильма «Освобождение»

8 мая 2018 года на сайте Министерства обороны РФ на странице опубликованы исторические документы из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации расскажут о событиях и участниках Великой Отечественной войны, послуживших прототипами известных художественных фильмов о войне, снятых на знаменитых советских киностудиях в 70-80-х годах прошлого века:  

«Аты-баты, шли солдаты» (1976, цв. ш/ф***(О) 25.04.1977), 

«Батальоны просят огня» (1985, выпущен на экран 18.02.1985), 

«В небе «Ночные ведьмы» (1981, выпущен на экран 30.11.1981), 

«Командир счастливой «Щуки» (1972, выпущен на экран 29.04.1973), 

«Экипаж машины боевой» (1983, выпущен на экран 30.04.1984). 

____________________________

***(О) — премьера широкоформатного варианта в московском кинотеатре «Октябрь» Continue reading

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЭКРАН

Программа стереофильмов  4 мая 19.30 в кинотеатре «Иллюзион»

 

КОГДА ОЖИВАЮТ ОСТРОВА

СССР, Центрнаучфильм, 1982, цветной (Свема), 28 мин., 3 ч., (00:27:47), стереоскопический (Стерео-70), 70 мм, 1. 37:1, стерео (6-канальная магнитная). Видовой.

Автор сценария и режиссер Н. Гульчук. Оператор Р. Воронов. Консультант кандидат биологических наук С.К. Клумов. Автор текста В.Ильинский. Композитор П.Овсянников. Редактор Е.Макасеева. Звукооператор А.Куланов. Директор фильма Б.Пшеничный. Фильм снят по системе «Стерео 70».

Консультанты: кандидат технических наук А.Г. Болтянский, Н.А. Овсянникова. Оператор-консультант С.Н. Рожков.

Фильм снят при участии в.о. Совинфильм и финского акционерного общества «Яхтяринрейтинлома».

Кадр из стереофильма "Когда оживают острова" (1982)
Кадр из стереофильма «Когда оживают острова» (1982)

 

ПАРАД АТТРАКЦИОНОВ

СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1970, цветной (Свема), 66 мин., 9 ч., 2325 м. (01:06:08), стереоскопический (Стерео-70), 70 мм, 1.37:1, стерео (6-канальная магнитная). Жанр фильма определен его названием.

Выпущен на экран 24 декабря 1971 года.

Автор сценария и режиссер-постановщик А.Н. Андриевский. Оператор Д.В. Суренский. Художник-постановщики: А. Анфилов, Ю. Грюнберг. Звукооператор Л. Бухов. Режиссер Ю. Гибадулина. Художник по костюмам Б. Куратова. Художник-гример В. Захарченко. Монтаж А. Клебанова; ассист. Режиссер Д. Андреев. Ассистенты оператора: И. Проскурин, Ю. Козин. Ассистент художника И. Ратникова. Мастер-осветитель В. Плигин. Комбинированные съемки: оператор Б. Гокке, художник В. Глазков. Редактор С. Рубинштейн; Директор картины В. Автономов.

Часть номеров фильма снимались в Крыму: Форос, Ялта

Стереоскопический фильм составлен из эффектных эпизодов выступлений артистов цирка и чисто аттракционных номеров с включением: стереосъемок подводного мира, мира птиц и животных.

Все эпизоды сняты таким образом, что создается полная иллюзия эффекта присутствия. Фильм представляет собой яркое, увлекательное зрелище.

В программу фильма включены следующие номера: выступление иллюзиониста Дика Читашвили; кукольные номера Натальи Степановой и Игоря Дивова; выступление воздушного гимнаста Николая Силантьева и его группы; Екатерина Максимова и Владимир Васильев исполняют адажио из балета Чайковского «Спящая красавица»; выступают эквилибристы Алла и Виктор Рожковы. Заканчивается концерт выступлением жонглеров.

Стереопара из фильма "Парад аттракционов" (1970)
Стереопара из фильма «Парад аттракционов» (1970)

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

 

© Николай Майоров, 2018. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.