«Carousel» (Карусель) (1956)

США, 20th Century-Fox, 1956, 128 мин., цв. (DeLuxe), ш/э (CinemaScope-55®), негатив 55 мм, позитив 35 мм, 2.55:1, стерео (Westrex Recording System, магнитная 4-канальная). Мюзикл.
Премьера в кинотеатре «Рокси» (Roxi) в Нью-Йорке 16 февраля 1956 года. Continue reading

CinemaScope 55® (Синемаскоп 55)

В 1955 году для улучшения качества широкоэкранного изображения кинокомпания «20th Century Fox» на основе принципов собственной системы «Cinemascope» разработала новую систему с анаморфированным кадром на широкой пленке. Для съемки использовалась киноленка шириной 55,625 мм, поэтому новая система получила название «CinemaScope 55®». Площадь негативного кадра в новой системе была в четыре раза больше, чем в 35 мм системе «CinemaScope» и равнялась 1680 мм2. На ней умещался кадр размером 46,32×36,32 мм. Continue reading

ЦЕЛИНА (1981)

«Целина»

Научно-популярный, звуковой, цветной, полиэкранный, широкоэкранный кинофильм, 1 часть, 320,6 м. Производство киностудии «Мосфильм», 1981 г. Четвертое творческое объединение

По заказу Государственного академического Малого театра СССР

Авторы сценарии: Г.Бреннер, А.Шейн. Режиссеры-постановщики: А.Шейн, Г.Бреннер. Оператор-постановщик: А.ЗенянХудожник-постановщик: Г.Агаянц. Звукооператор: Л.Воскальчук. Режиссер: Ю.Данилович. Монтажер: Л.Филькина. Оператор комбинированных съемок: Ю.Собольков. Редактор: О.Полякова. Директор картины: В.Аверьянов.

========================================================

СОВЕТСКИЕ ПОЛИЭКРАННЫЕ ВАРИОСКОПИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2015. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Technirama® (Технирама)

Technirama® (Технирама)
Итальянское отделение американской фирмы «Техниколор» 24 октября 1955 года получила Патент на широкоэкранную систему «Technirama®», отличавшуюся от системы «VistaVision» применением во время съемки анаморфирования изображения с коэффициентом 0,67, то есть сжатию его по горизонтали в полтора раза. При проекции с коэффициентом анаморфирования 1,5 на экране получается изображение с соотношением сторон 2,35:1. Учитывая тот факт, что коэффициент анаморфирования при съемке и проекции меньше, а площадь изображения в негативе и позитиве в два раза больше, чем в системе «CinemaScope», то качество широкоэкранного изображения по системе «Technirama» намного лучше. Continue reading

VistaVision® (Виста-Вижн)

VistaVision® (Виста-Вижн)
Решение проблемы улучшения качества изображения при проекции на сверхбольшие экраны с использованием имеющихся 35 мм кинопленок предложила кинокомпания «Paramount» в 1954 году. Увеличение площади кадра достигалось за счет применения специальных 35 мм киносъемочных и кинопроекциоанных аппаратов с частотой съемки и проекции 24 кадр/с, но с горизонтально расположенным кадром с шагом 38 мм, равным восьми перфорациям. Размер кадра в негативе равен 37,72х25,17 мм с соотношением сторон 1,48:1.

Характеристики системы «VistaVision»

Параметры системы

в мм

Негатив Соотношение сторон фильмокопии
Контактная Оптическая
1,96:1 1,48:1 1,66:1 1,85:1
Размер кинопленки 35 35 35
Размер кадра негатива 37,72х25,17
Размер проецируемого кадра 36х18,34 21,9х14,65 21,9х13,13 21,9х11,8
Шаг кадра 38 38 19 19 19
Площадь кадра в мм2 949 660 321 288 258
Фонограмма

монофоническая одноканальная оптическая

 

С негатива, снятого по системе «VistaVision», можно было получить три варианта фильмокопий.
1. Контактная копия на 35 мм кинопленке с горизонтальным ходом пленки и шагом кадра в восемь перфораций с соотношением сторон 1,96:1 для демонстрации в специально оборудованных кинотеатрах.

Контактная копия на 35 мм кинопленке по системе «VistaVision»
Контактная копия на 35 мм кинопленке по системе «VistaVision»

2. Копия на 35 мм кинопленке с вер¬тикальным ходом пленки, получаемая путем оптической печати на специальных копиро-вальных аппаратах, с одновременным уменьше-нием первоначального размера изображения в 1,72 ра¬за и поворота его на 90°. Таким образом, на площади стандартного кадра получалось позитивное изображение размером 21,9х14,65 мм с соотношением сто¬рон 1,48:1 и оптической фонограммой, пригодное для проката фильмов, снятых по системе «VistaVision», в сети обычных кинотеатров на стандартном проекционном оборудовании. Соотношение сторон кадра может быть изме¬нено в сторону увеличения от 1,66:1 до 1,85:1 за счет дополни¬тельного каширования при проекции. Такой вариант проекции предусматривается оператором при съемке. Для этого визирные устройства съемочных камер снабжаются специальной разметкой полей изображения, соответствую¬щих соотношениям сторон кадра 1,66:1, 1,85:1 и 1,96:1 (основное соотношение для контактной копии на 35 мм кинопленке с горизонтальным ходом пленки).
3. Был разработан, но на практически не реализован, вариант печати 35 мм анаморфированной копии по системе «CinemaScope» с оптической фонограммой.
27 апреля 1954 года кинокомпанией «Paramount» на экраны был выпущен первый широкоэкранный игровой фильм по системе «VistaVision®» «WHITE CHRISTMAS» (Светлое рождество)*.

Фрагмент из фильма «White Christmas» (1954)

Интересно, что первый фильм по системе «VistaVision» снимался двумя модифицированными кинокамерами для съемки цветных фильмов по двухцветной системе «Natural Color», изготовлявшихся еще в 20-е годы фирмой «William P. Stein company». Желая быстрее внедрить новый процесс в производство, руководство компании «Paramount» поручило руководителю операторского отдела Джону Р. Бишопу (John R. Bishop) подобрать съемочное оборудование из имевшегося в наличии и не требующего капитальных затрат на модернизацию. Камеры для двухцветной съемки по системе «Natural Color» были идеальным выбором. Кинопленка в них транстпортировалась горизонтально с шагом в восемь перфораций и для съемки по системе «VistaVision» необходимо было заменить всего две кадровые рамки с размером кадра 25х18 на одну с размером кадра 37.72х25,16. Надо заметить, что эти камеры комплектовались прекрасными объективами фирмы «Leica».

Кадр из кинофильма «White Christmas» (Светлое рождество)(1954).
Кадр из кинофильма «White Christmas» (Светлое рождество)(1954)

Следующие фильмы по системе «VistaVision» снимались кинокамерами фирмы «Mitchell Camera Company», специально разработанными для съемки фильмов по этой системе.
В 1954 году в Великобритании по системе «VistaVision» был снят и 16 апреля 1955 года выпущен на экраны Англии цветной широкоэкранный фильм «Richard III» (Ричард III). Это фильм вошел в историю кино не только как прекрасная режиссерская и актерская работа Лоренса Оливье (Laurence Olivier), но и как первый фильм, премьера которого проводилась 11 марта 1956 года в Нью-Йорке одновременно и в кинотеатре и по телевидению телекомпанией Эн-Би-Си (NBC).
С 1954 по 1963 год по системе было снято около ста широкоэкранных фильмов. Среди них: «War And Peace» (Война и мир, 21.08.1956), режиссер Кинг Видор (King Vidor), оператор Жак Кардифф (Jack Cardiff); «The Ten Commandments» (Десять заповедей, 05.10.1956), режиссер Сесиль Б. Демиль (Cecil B. DeMille), оператор Лойал Григс (Loyal Griggs).
Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) по системе «VistaVision» в 50-е годы снял пять широкоэкранных фильмов: «To Catch A Thief» (Поймать вора, 1955), «The Trouble With Harry» (Неприятности с Гарри, 1955), «The Man Who Knew Too Much» (Человек, который слишком много знал, 1956), «Vertigo» (Головокружение, 1958), «North By Northwest» (К северу через северо-запад, 1959).
В шестидесятые годы, с переходом на широкоэкранный процесс по системе «Panavision®», интерес к системе «VistaVision» угас. И ее, наверное, как и другие системы широкоэкранного кинематографа, постигло бы полное забвение, если бы не главное что отличало «VistaVision» от своих собратьев первой широкоэкранной волны – удвоенная площадь кадра на стандартной 35 мм кинопленке, прекрасная оптика и полный комплект оборудования для кинопроизводства. Вот и вспомнили о «VistaVision» в семидесятые годы. Система пригодилась не для непосредственной съемки фильмов, а для изготовления высококачественных комбинированных съемок. На этой ниве «VistaVision» продолжает трудиться и сегодня.

Фрагмент из фильма «White Christmas» (1954)

_________________________________________________

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

ФИЛЬМЫ И ФРАГМЕНТЫ

 

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2010. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Super Technirama 70® (Супер Технирама 70)

Super Technirama 70® (Супер Технирама 70)
Появление широкоформатного кинематографа и создание сети широкоформатных кинотеатров послужило толчком к дальнейшему развитию системы «Technirama». Учитывая высокое качество изображения исходных материалов, площадь которых была незначительно меньше площади кадра в широкоформатной системе «Todd AO» (см. Широкоформатные сиcтемы кинематографа), на основе системы «Technirama» была разработана система «Super Technirama 70», дававшая возможность печати фильмокопии на 70-мм кинопленке. Оптическая система для нее была разработана профессором А. Боуверсом (A. Bouwers) на голландской фирме «Оптиш Индастри ди «Оуд Делфт» (N.V.Optische Industrie de «Oude Delft»). Все работы велись под непосредственным руководством Президента корпорации «Technicolor» Герберта Т. Кальмуса (Herbert T. Kalmus). Continue reading