Первый в мире игровой панорамный фильм «Опасные повороты».

9 октября 1961 года,

в московском кинотеатре «Мир» прошла премьера первого в мире игрового панорамного фильма «ОПАСНЫЕ ПОВОРОТЫ», снятого по советской системе 3-х пленочной кинопанорамы. Веселая спортивная кинокомедии несколько лет с огромным успехом демонстрировалась во всех панорамных кинотеатрах Советского Союза и ряда стран мира. Continue reading

О цифровом восстановлении панорамного фильма «Опасные повороты»

В Госфильмофонде России сохранились исходные негативы и фонограммы первого в мире советского игрового панорамного фильма «Опасные повороты», что дало возможность впервые в России цифровым способом произвести восстановление 3-х пленочной кинопанорамы. Continue reading

О комбинированных съемках в фильме «Опасные повороты» (1961)

Впервые в панорамном кинематографе были применены сложнейшие комбинированные съемки, выполнение которых не всегда удается качественно сделать в обычных системах кино. В первую очередь это относится к съемке двойников.

Это сегодня компьютерная техника позволяет легко контролировать и создавать такие кадры, а в те годы – только точный расчет и мастерство всех: оператора, режиссера, актеров и даже осветителей могли обеспечить получение качественного комбинированного кадра. В фильме «Опасные повороты» несколько эпизодов, в которых героиня беседует со своим двойником. В одном из этих кадров актриса свободно перемещается по всему кадру, проходя при этом за своим двойником, в другом — подходит к своему двойнику и обнимает его за плечи, поправляет воротник на платье. Continue reading

КИНОПАНОРАМА® (1958)

Разработка отечественной системы панорамного кинематографа началась в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством Евся Михайловича Голдовского в 1956 года. К этому времени во многих странах мире уже успешно работали более 30 панорамных кинотеатров по системе «Синерама». В них демонстрировались три полнометражные панорамные документальные видовые фильма.

Так, что у разработчиков советской системы была возможность оценить достоинства и недостатки американской панорамы. Что и было сделано. Как уже было отмечено выше принципы и основные характеристики американской и отечественной панорамных систем во многом схожи. Унификация форматов и технических условий демонстрации всегда позволяет производить свободный обмен фильмами без дополнительных затрат на перевод кинофильма из одной системы в другую. Поэтому создатели нашей кинопанорамы сочли необходимым взять за основу разработки основные характеристики успешно эксплуатирующейся по всему миру системы «Синерама».

Разработчики отечественной системы кинопанорамы выбрали: а) максимальные углы съемки по горизонту 146°, а по вертикали 55°, б) размер съемочного кадра 28,3 х 28 мм высотой 6 перфораций, в) частоту съемки 25 к/сек, г) использовать для системы стандартные 35-мм пленки с размещением на каждой пленке по 1/3 общего изображения, д)  шага кадра до 28,5 мм. Но это относится только к размеру кадра и скорости проекции. В остальном были учтены недостатки американской системы. Очень сложная и не совсем эффективна система гребенок для смягчения швов в местах стыков изображений, была заменена на специальную печать копий с введением клина.

 

Continue reading

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАНОРАМНЫХ СИСТЕМ КИНЕМАТОГРАФА

Мощная конкуренция со стороны бурно развивающего на западе телевидения в послевоенные годы заставила кинопроизводителей и кинопрокатчиков искать новые способы привлечения зрителей в кинозалы. Начался бум стереоскопического и широкоэкранного кинематографа. Но первым в это борьбу включился панорамный кинематограф.

Continue reading

CINERAMA® (Синерама) (1952)

Работой по созданию американской системы «Синерама» руководил Фрэд Уалер (Fred Waller), создавший в 1939 году 11 камерную систему «Vitarama» (Витарама) для проекции на сферический экран, которая в период второй мировой войны была преобразована в пятикамерную и использовалась в качестве тренажера для летчиков ВВС США. Звуковую часть проект возглавил Хазард Ривс (Hazard Reeves) – пионер магнитной записи. Именное ему принадлежит идея создания 7-канального звукового сопровождения для панорамных фильмов «Синерамы». Continue reading

TRIPTYCH® (Триптих)(1927)

Первая попытка использования сверхширокого экрана и панорамного кадра для решения художественных задач относится к 1927 году. 7 апреля 2017 года мировое киносообщество будет отмечать 90-летний юбилей со дня выхода на экран киноэпопеи Абеля Ганса (Abel Gance) «Napoleon» (Наполеон). Continue reading

CINEMIRACLE

CINEMIRACLE
Панорамная система «Синемирикал» была разработана компанией «Smith-Dietrich Corporation». Для съемки по системе «Синемирикал» была создана установка из трех модифицированных кинокамер фирмы «Mitchell».

Принцип съемки по системе «Cinemiracle».
Принцип съемки по системе «Cinemiracle»

А – камера, снимает через зеркало левую часть панорамы; B – центральная камера; С – камера, снимает через зеркало правую часть. На каждой из камер установлен объектив с фокусным расстояние 27мм. Continue reading