О цифровом восстановлении панорамного фильма «Опасные повороты»

В Госфильмофонде России сохранились исходные негативы и фонограммы первого в мире советского игрового панорамного фильма «Опасные повороты», что дало возможность впервые в России цифровым способом произвести восстановление 3-х пленочной кинопанорамы. Continue reading

КИНОПАНОРАМА® (1958)

Разработка отечественной системы панорамного кинематографа началась в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством Евся Михайловича Голдовского в 1956 года. К этому времени во многих странах мире уже успешно работали более 30 панорамных кинотеатров по системе «Синерама». В них демонстрировались три полнометражные панорамные документальные видовые фильма.

Так, что у разработчиков советской системы была возможность оценить достоинства и недостатки американской панорамы. Что и было сделано. Как уже было отмечено выше принципы и основные характеристики американской и отечественной панорамных систем во многом схожи. Унификация форматов и технических условий демонстрации всегда позволяет производить свободный обмен фильмами без дополнительных затрат на перевод кинофильма из одной системы в другую. Поэтому создатели нашей кинопанорамы сочли необходимым взять за основу разработки основные характеристики успешно эксплуатирующейся по всему миру системы «Синерама».

Разработчики отечественной системы кинопанорамы выбрали: а) максимальные углы съемки по горизонту 146°, а по вертикали 55°, б) размер съемочного кадра 28,3 х 28 мм высотой 6 перфораций, в) частоту съемки 25 к/сек, г) использовать для системы стандартные 35-мм пленки с размещением на каждой пленке по 1/3 общего изображения, д)  шага кадра до 28,5 мм. Но это относится только к размеру кадра и скорости проекции. В остальном были учтены недостатки американской системы. Очень сложная и не совсем эффективна система гребенок для смягчения швов в местах стыков изображений, была заменена на специальную печать копий с введением клина.

 

Continue reading

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАНОРАМНЫХ СИСТЕМ КИНЕМАТОГРАФА

Мощная конкуренция со стороны бурно развивающего на западе телевидения в послевоенные годы заставила кинопроизводителей и кинопрокатчиков искать новые способы привлечения зрителей в кинозалы. Начался бум стереоскопического и широкоэкранного кинематографа. Но первым в это борьбу включился панорамный кинематограф.

Continue reading

CINERAMA® (Синерама) (1952)

Работой по созданию американской системы «Синерама» руководил Фрэд Уалер (Fred Waller), создавший в 1939 году 11 камерную систему «Vitarama» (Витарама) для проекции на сферический экран, которая в период второй мировой войны была преобразована в пятикамерную и использовалась в качестве тренажера для летчиков ВВС США. Звуковую часть проект возглавил Хазард Ривс (Hazard Reeves) – пионер магнитной записи. Именное ему принадлежит идея создания 7-канального звукового сопровождения для панорамных фильмов «Синерамы». Continue reading

TRIPTYCH® (Триптих)(1927)

Первая попытка использования сверхширокого экрана и панорамного кадра для решения художественных задач относится к 1927 году. 7 апреля 2017 года мировое киносообщество будет отмечать 90-летний юбилей со дня выхода на экран киноэпопеи Абеля Ганса (Abel Gance) «Napoleon» (Наполеон). Continue reading

CINEMIRACLE

CINEMIRACLE
Панорамная система «Синемирикал» была разработана компанией «Smith-Dietrich Corporation». Для съемки по системе «Синемирикал» была создана установка из трех модифицированных кинокамер фирмы «Mitchell».

Принцип съемки по системе «Cinemiracle».
Принцип съемки по системе «Cinemiracle»

А – камера, снимает через зеркало левую часть панорамы; B – центральная камера; С – камера, снимает через зеркало правую часть. На каждой из камер установлен объектив с фокусным расстояние 27мм. Continue reading

«Наш пленка — сплошное «Ку-ку»

«Наш пленка — сплошное «Ку-ку».

По преданию авторство этой фразы принадлежит советскому кинооператору Вадиму Ивановичу Юсову, хотя любой из профессионалов мог сказать тоже самое о нашей пленке. А теперь можно сказать и другую фразу: «Наша пленка! Ау!». Нет больше нашей пленки. Не производят ее больше… Continue reading

Первые в истории отечественного кинематографа. 1958 год

1958


— Вышел на экраны первый номер советского киножурнала «Иностранная кинохроника» (СССР, ЦСДФ, 1955, ч/б, 11 мин. (1 ч., 292 м), 35 мм, 1.37:1, моно. Режиссер монтажа Е. Козырев).

Кадр из фильма«Хождение за три моря» (1958)
Кадр из фильма«Хождение за три моря» (1958)

25 января. Выпущена на экран первая совместная постановка советских и индийских кинематографистов — цветной широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком «Хождение за три моря» («Афанасий Никитин») (СССР/Индия, Мосфильм/ киностудия Найя Сан-Сар, 1957, цв. (Agfacolor), 76 мин. (8 ч., 2086 м), ш/э (широкий экран), 35 мм, 2.35:1, стерео (4-х канальная магнитная). Режиссеры: В. Пронин, А. Аббас. Операторы: В. Николаев, Е. Андриканис, Р. Сингх). Премьера в Индии 6 декабря 1957 года. Премьера в США 9 апреля 1960 года. 5 октября 1958 года в 21.00 1 и 2 серии фильм демонстрировались по первой программе Центрального телевидения СССР. 

Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)
Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)

Февраль. В  Киеве открылся первый в СССР панорамный кинотеатр «Кинопанорама». Началась демонстрация первого советского цветного панорамного фильма с 9-ти канальным стереофоническим звуком «Широка страна моя…», снятого по советской 3-х пленочной системе «Кинопанорама».

Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)
Кадр из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1958)

28 марта. В московском панорамном кинотеатре «Мир» состоялась официальная премьера первого советского панорамного фильма — «Широка страна моя…» (СССР, Центрнаучфильм, 1957, цветной, 95 мин. (13 ч., 4000 м), панорамный (Кинопанорама), 3х35 мм, 2.77:1, стерео (9-канальная магнитная). Режиссер Р. Кармен. Операторы: Л. Зильберг, В. Рыклин, Г. Хольный, С. Медынский, З. Фельдман).

Кадр из панорамного фильм — «Широка страна моя…»
Известный советский писатель Борис Полевой, имевший возможность сравнить советскую «Кинопанораму» с американской «Синерамой» (Cinerama) опубликовал своими впечатления о первом советском панорамном фильме в сборнике «Искусство миллионов»: «В год запуска искусственных спутников Земли нас, советских людей, кажется, очень трудно поразить новыми техническими достижениями… 

1 сентября. На экраны СССР выпущена 2 серия художественного фильма «Иван Грозный» (1945)

Вечерняя Москва. 01.09.1958  2 серия фильма "ИВАН ГРОЗНЫЙ"
Вечерняя Москва. 01.09.1958

31 октября и 1 ноября 1958 года в 21.00 по первой программе Центрального телевидения СССР впервые демонстрировались  1 и 2 серии художественного фильма «Иван Грозный» (1944-1945)

25 октября. Выпущен в прокат первый в СССР иранский фильм «Полевой соловей». 

Вечерняя Москва, 21.10.1958 ИРАН первый в СССР "Полевой соловей" (Иран) — ; прокат в СССР 25.10.1958
Вечерняя Москва, 21.10.1958 

 

Борис Полевой «Широка страна моя…». Сборник «Искусство миллионов. Советское кино 1917-1957». М. 1958.

_________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино