«Звезды русского авангарда». Выпуски 2014 года

Тютин

«Режиссеры никогда прежде не рассматривались с точки зрения «русского авангарда», несмотря на то, что жили в ту эпоху, творили, были вовлечены в точно такой же ажиотаж поисков новых форм художественного выражения, как художники, поэты, театральные деятели, – говорит Сергей Тютин. – Известно, что советский кинематограф отличался разноплановостью – Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и другие. В новом блоке мы расскажем о Льве Кулешове, который в 1920-е годы создавал то, на чем сегодня строится кинематограф, в том числе киномонтаж. Сергей Эйзенштейн, герой второго выпуска, в представлении не нуждается, но акцент мы делаем на его разработках по теории кино и открытиях в монтаже, которые режиссер применял в своих работах. Герой следующего выпуска — Всеволод Пудовкин. В частности мы рассказываем о его немом фильме «Простой случай», который практически никто не видел, но отрывки из которого поражают своей визуальной выразительностью. Эти идеи были навеяны творчеством Василия Кандинского. А Александр Андриевский – фигура менее известная из всех. Настоящей сенсацией стал выход 4 февраля 1941 года на экран первого в мире московского коммерческого стереокинотеатра «Москва», в котором использовался безочковый метод проекции на экран, фильма режиссера Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского — «Земля молодости или Концерт». Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Фильм Андриевского демонстрировался по 17 сеансов в день, приводил зрителей в восторг и за три месяца в одном кинозале его смогли посмотреть более полумиллиона человек. За 6 лет до этого Александр Андриевский снял звуковой фантастический фильм «Гибель сенсации». Фильм шел в прокате при неизменных аншлагах в кинотеатрах 7 лет. Никто в других странах не мог создать аналогичные технологии».

Continue reading

Метод «Блуждающая маска»

В двадцатом веке было разработано и применено на практике в кинопроизводстве несколько десятков методов комбинированных съемок, получивших название «блуждающая маска»**. Одни из них использовались только при съемке черно-белых фильмов, другие позволяли снимать и цветные фильмы. На мой взгляд популярно и просто изложил сам принцип съемки (черно-белой) методом «блуждающая маска» в своей «Чудеса кино» (1949) наш великий киноволшебник Александр Лукич Птушко.
Continue reading

ГЕЛЕЙН Игорь Владимирович

ГЕЛЕЙН Игорь Владимирович

(21.03.1905 — 07.07.1985)

Советский кинооператор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).

Лауреат Сталинской премии второй степени (1951) — за фильм «Смелые люди» (1950). Continue reading

РЕНКОВ Николай Степанович (09.05.1906 — 1988)

РЕНКОВ Николай Степанович

РЕНКОВ Николай Степанович

(09.05.1906 — 1988)

Советский российский художник, оператор и сценарист. Один из крупнейших специалистов в области комбинированных съемок фильмов. Continue reading

Министерство кинематографии СССР

Иван Григорьевич БОЛЬШАКОВ
Иван Григорьевич БОЛЬШАКОВ (10.10.1902 — 19.03.1980)

20 марта 1946 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство кинематографии СССР. Министром кинематографии СССР  был назначен Иван Григорьевич БОЛЬШАКОВ, который руководил отечественным кинопроцессом с 20 марта 1946 по 15 марта 1953 года.

Continue reading